Формирование интеллекта. Познавательная активность

Каждый возраст любознателен и умен по-своему. И в юности умственная активность приобретает несколько весьма характерных черт. Они складываются и закрепляются именно в этом возрасте, знаменуя собой новые возможности интеллектуальной деятельности растущего человека.

Одна из особенностей познавательной сферы юношей и девушек - теоретичность их умственной деятельности. В этом возрасте обнаруживается живой интерес уже не только и не столько к самим фактам, сколько к их анализу, к обсуждению их и размышлению над ними. Юных часто интересуют весьма отвлеченные вопросы: что такое случайность? Что за Вселенной? И один из самых, как мы знаем, животрепещущих для них вопросов - «В чём смысл жизни?» - при всей его актуальности, также зачастую исследуется в весьма абстрактном плане.

Уже гораздо меньше внимания привлекают наглядный учебный материал, сами no себе конкретные факты, сообщаемые учителем или учебной книгой, даже демонстрация эффектных опытов не производит на старшеклассников того впечатления, которое она произвела бы на подростков. В этом возрасте интересно обобщать факты, искать теории, объясняющие тот или иной физический или химический эффект. Хочется слушать об этом, сверить, размышлять.

Некоторые юноши и девушки уже пробуют самостоятельно читать философские сочинения - это чтение отвечает стремлению приобщиться к теоретическим, абстрактным знаниям.

Тяготение к теоретическим проблемам имеет иногда своей обратной стороной пренебрежение к конкретным фактам. Многие ребята готовы рассуждать по любым вопросам, в том числе и по таким, которые им совершенно не знакомы. Порой они любят рассуждать, интересуясь самой логикой рассуждений, а не реальными явлениями.

Недостаточность запаса знаний в сочетании с готовностью рассуждать по любому поводу нередко приводит ктому, что суждения оказываются поверхностными, мысли - наивными. Однако наряду с этим у ребят легко возникают иногда неожиданные и смелые идеи.

Тесно связана со склонностью к теоретизированию и другая характерная черта - стремление к самостоятельности, независимости суждений и мнений. Молодежь хочет самостоятельно прийти к тому или иному выводу, вырабатывать собственное суждение по любому вопросу, при этом их ничуть не обескураживает отсутствие достаточных знаний и опыта и они могут безапелляционно высказывать свои мнения по любому вопросу, будь то сложная политическая проблема или научная загадка.

Юношеский возраст заключает в себе исключительно благоприятные условия для широкого, многостороннего развития всех умственных сил.

Новые особенности умственной деятельности, стремление /и уже до некоторой степени умение/ овладеть своими возможностями - всё это заметно сказывается на том, как протекают самые разные интеллектуальные процессы.

Оценивая развитие познавательных возможностей старших школьников, следует отметить, прежде всего, повышение общей теоретичности умственной деятельности, способность к постижению отвлеченного, абстрактного материала. Увеличивается степень овладения познавательными возможностями, произвольность интеллектуальной деятельности. Однако, черты более раннего возраста ещё проявляются иногда в деятельности старшеклассника, что говорит о неполной зрелости, известной неустойчивости познавательных возможностей. Развитие интересов и склонностей - важноеусловиеформирования интеллекта юношей и девушек, всех их способностей.

Меняется, прежде всего, характер интереса к учению. Если раньше школьник учился хорошо потому, что «так надо», чтобы получать хорошие отметки, из сознания своего долга перед родителями, учителями и т.д., то теперь он проявляет интерес к самому предмету, к науке.

У некоторых старшеклассников интерес к науке не имеет дифференцированного характера, он выражает «жажду знаний» вообще - стремление узнать, понять, разобраться. В других же случаях эти интересы имеют достаточно направленный характер.

Бывает и так, что интерес и склонность к предмету как бы противостоят обычным школьным требованиям. Так, мечтающий стать математиком и уже сейчас изучающий курс высшей математики, может прийти в школу с нерешенными дома задачами, считая, что с ними «не стоит возиться». Порой старшеклассники, обнаруживающие отчётливую склонность к какому-либо предмету, начинают пренебрегать всеми другими.

Очень важен интерес к чтению. Оно удовлетворяет сразу целому ряду потребностей, и прежде всего помогает сложится мировоззрению, способствует выработке идеалов и убеждений. Чтение расширяет кругозор, удовлетворяет познавательные интересы юноши и девушки.

В юношеском возрасте ярко проявляются индивидуальные различия в интересах и склонностях.

Заметно выделяются две группы юношей и девушек; если у одних нет ярко выраженных склонностей, и по всем предметам они учатся примерно одинаково, то другие выделяются своими чётко обозначенными интересами, про них уже известно и учителям, и сверстникам, что они усердно занимаются и любят одни предметы, и равнодушны к другим или просто пренебрегают ими.

Учебно-познавательные интересы в огромней мере заполняют жизнь старшеклассников, определяют их положение в семье, коллективе сверстников. Они влияют на все другие ихдуховные запросы и интересы, на их жизненные и профессиональныеустремления.

Юношеский возраст - это время жадного накопления знаний, умений, время, когда усваиваются общечеловеческие духовные ценности, вырабатывается своё отношение к ним. Именно сейчас всё чаще обнаруживается та или иная способность, ярко выраженный интерес к чему-либо.

То, как складываются познавательные интересы, прямо зависит, конечно, от характера воспитания и окружающей культурной среды. Но в целом можно сказать, что наша учащаяся молодёжь живёт широкими познавательными и общекультурными интересами. У большинства юных велика тяга к продолжению образования. Они стремятся стать людьми всесторонне развитыми, широко эрудированными в различных областях науки, культуры, искусства.

Бурный научно-технический прогресс, властно вторгающийся в духовную жизнь молодёжи, как раз и определяет направленность её интересов, учебно-познавательных в том числе, определяет её ценностные ориентации в области науки и образования.

Своеобразна картина оценки тех или иных областей науки и познавательной деятельности. Многие старшеклассники недооценивают значимости гуманитарных наук. Они считают, что в настоящее время успешное развитие общества обеспечивают главным образом физико-математические и технические науки, а история, философия, литература нужны лишь «для расширения кругозора». Ошибка здесь в том, что школьники оценивают лишь «практический выход», который дают разные области науки, не осознают вполне, что общественный прогресс немыслим без знания законов развития общества, выработки взглядов, убеждений.

И все же большинство ребят высоко ценят науку и независимо от характера своих профессиональных устремлений, намереваются и после окончания школы следить за развитием как естественных, так и гуманитарных знаний. Другие же намерены, по их словам, резко сузить сферу своих интересов, следить за развитием лишь тех наук, которые будут связаны с профессией. Единицы высказываются в том - смысле, что они вообще не будут после школы интересоваться наукой.

Надо сказать, что сами старшие школьники стремятся к тому, чтобы занять в учении более активную и самостоятельную позицию. На этот счёт не раз проводились опросы и обследования; они показали, что ребята высказываются в пользу таких видов занятий, как дискуссия, лабораторно практические работы, изучение первоисточников.

Скажем, дискуссии для ребят не только средство узнать что-то, но и способ выразить себя. Здесь можно высказать собственное мнение и собственное сомнение. Некоторые взрослые с подозрением относятся к самой возможности того, что дети - хотя бы и повзрослевшие - будут высказывать свои сомнения. Но если бы их «отменили», мы лишили бы ребят чего-то очень важного. Ведь сомнение порождает вопрос, там, где есть вопрос, рождается стремление искать и найти ответ. У каждого из нас, наверное, на памяти те из школьных учителей, которые поощряли нас и наших товарищей не только за хороший ответ, обнаруживавший знание материала, но и за толковые вопросы, которые мы задавали.

Самостоятельность мыслей, взглядов складывается чаще всего именно тогда, когда приходится обосновывать, защищать свою точку зрения.

Юноши и девушки живут в мире разнообразных источников информации /кино, радио, пресса, телевидение/ среди которых учебник не самый привлекательный. Заданный на дом материал не обладает прелестью новизны, ведь об этим учитель уже рассказывал.

Материал учебника, далее, может быть далёк от интересов школьника. Учебник может быть неинтересен и потому, что для одних он слишком труден, а для других слишком лёгок, наконец, ребята часто не вооружены умением самостоятельно работать с книгой, а механическое заучивание вызывает лишь утомление и скуку.

Значительная доля перегрузки старших школьников обусловлена тем, что они не умеют самостоятельно работать с книгой, именно поэтому их домашний труд тяжёл, нерационален и малоэффективен.

Более того, неумение работать с книгой тормозит умственное и нравственнее развитие будущего гражданина. Ведь цель учёбы, в том числе и домашней, не просто овладение знаниями, но и - развитие самостоятельности мышления, воспитание способностей, формирование богатого духовного мира нравственно здоровой личности. Пойдёт ли развитие по этому пути, в большей мере зависит от того, научился ли человек работать с источниками знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: