Эстетическое освоение действительности

Взаимосвязь и взаимодействие человека с окружающим миром не могут быть полноценными, если он не обладает способностью эстетически относиться к миру. Эта способность одухотворяет труд и общение человека, облагораживает всю его жизнь.

Эстетическое освоение действительности - это то, чем занято, собственно говоря, всё искусство. Потому-то так важно художественное развитие юного человека. Это развитие происходит и в ходе восприятия искусства, и в самостоятельной творческой деятельности,

Восприятие искусства, общение с ним - наиболее доступная из форм художественной деятельности. Она и стала сейчас, по сути, основной в приобщении молодёжи к искусству. Действие её существенно расширилось с развитием радио, кино и телевидения, средств звукозаписи и воспроизведения. Средства массовой информации в значительной мере восполняют недостаток театров, музеев и концертных залов, особенно в небольших посёлках.

Чем чаще юный человек встречается с произведениями искусства, тем обострённее становится его способность к эстетическому освоению не только искусства, но и действительности. Однако глубина эстетического восприятия зависит не столько от частоты встреч с искусством, сколько от качества этих встреч. Поэтому так важен отбор выдающихся по своей художественной ценности произведений.

В жизни современного юношества музыка занимает совершенно особое место. Увлечение музыкой довольно часто вытесняет увлечение кино и телевидением. Общение с друзьями, приготовление уроков, чтение книг, проулка по улицам самым естественным образом совмещаются с прослушиванием любимых магнитофонных записей. Таким образом, музыка становится как бы постоянным фоном жизни юного человека, настолько постоянным, что трудно определить, сколько времени тратится на это увлечение.

На первый взгляд может показаться, что это увлечение несерьёзное, что музыка здесь - лишь средство развлечения. Так, кстати говоря, думают большинство взрослых. Отсюда их неудовольствие, неприятие музыкальных пристрастий своих детей. Учёные придерживаются на этот счёт другого мнения. Они заметили, что потребность подростков в музыке имеет связь с очень важной потребностью в общении, которая не всегда легко осуществима.

Как это ни странно, музыка помогает удовлетворять потребность и совсем иного плана - потребность в уединении.

Думается, родителям стоит более основательно проанализировать, что заставляет их детей обращаться к музыке, постараться понять, что музыка для них не просто развлечение, она участвует в их жизни, помогает формированию нравственных качеств. Значит, к музыкальным увлечениям взрослеющих детей нельзя относиться несерьёзно или равнодушно.

Юношеское общество - в определённой мере модель взрослого общества, и оно выполняет никем и ничем незаменимую роль: оно обучает тем нормам морали, которые приняты в мире взрослых, оно учит выполнять роли юноши и девушки, показывая своим одобрением или осуждением, что приличествует, а что нет представителям каждого пола; и наконец, без общества сверстников юный человек не в состоянии достигнуть автономии от взрослых и утвердить себя как личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: