Общая характеристика эстетической культуры

Понятие «эстетическая культура» впервые было употреблено известным немецким ученым начала XX в. Э. Мейманом, но долгое время не приживалось в эстетике в качестве категории, имеющей строго определенное значение и теоретически фиксированное место в системе ее категорий. Это объясняется тем, что сама культура в ее целостно-системном существовании, строении, функционировании и развитии не получала теоретического осмысления, отчего нельзя было с необходимой науке степенью конкретности определить место в ней различных ее подсистем, в том числе и эстетической, — того проявления культуры, который имеется в виду, когда по аналогии с понятием «ноосфера» в нашем курсе можно было ввести термин «эсте-тосфера». Современный уровень культурологического знания, кратко изложенный в философском введении, позволяет — более того, требует — рассмотрения всего комплекса форм эстетической активности человека как, говоря на языке семиотики, своего рода текстов в целостном контексте культуры, в котором они реально существуют, в который они вплетены и от которого они неотрывны.

Начну анализ с того, на что уже обращалось внимание в одной из вводных лекций, — на нетождественность, вопреки распространенному представлению, эстетической культуры и художественной культуры: понятия эти имеют не только разный объем, как обычно полагают (первое несравненно шире второго, поскольку включает не только ценности искусства, но и эстетические проявления реальной жизни людей во всех нехудожественных сферах их деятельности), но и разные модальности, а значит, и принципиально различный статус в общем строении культуры. В отличие от художественной культуры эстетическая культура не имеет своего собственного предметного состава, по-

скольку эстетическая «энергия» человеческой деятельности всепроникающа и при этом вторична, т. е. организует способы действий людей и форму созидаемых ими предметов во всех сферах жизни, поведения и деятельности — и материальной, и духовной, и художественной: красота, изящество, величие, драматизм, комизм и т. д. свойственны и повседневным проявлениям быта, и труду, и общению людей, и их внешности, и их переживаниям, и многообразным плодам их творчества.

Конечно, роль, удельный вес, мощность эстетической энергии в разных разделах культуры различны — в сферах материальной и духовной ее формообразующее действие не необходимо, не обязательно, хотя в принципе желательно (но в разные эпохи в разной мере), когда же оно имеет место, то чаще всего проявляется спонтанно, непреднамеренно и неосознанно, как стихийное следствие высокой степени мастерства рабочего, конструктора, ученого, педагога, хирурга, оратора, спортсмена, полководца, в художественном же творчестве эстетические принципы формообразования необходимы и потому чаще всего сознательно направляют действия художника (разумеется, в том их исторически и индивидуально конкретном виде, какой они имеют на данном этапе истории искусства и у данного мастера). Действие эстетической энергии человеческого сознания выплескивается даже за пределы самой культуры как «второй природы» и впитывается в «первую» природу, первозданную — ведь эстетически осмысляются человеком и усыпанный звездами небосвод, и море, и лес, и камень, и цветок, и животное, становясь «носителями» эстетических ценностей, и они «несут» их столь естественно, органично, что нам начинает казаться, будто красота, величие, поэзия, трагизм природных явлений — свойства, присущие им имманентно, самим по себе, что это их природные, а не приписываемые им культурой свойства!

Таким образом, эстетическая культура — не автономный раздел культуры, но ее общий потенциал, ее внешняя и внутренняя формы. Эстетическая культура охватывает способы организации и выражения нравственной, религиозной, политической культуры, технической, физической культуры, культуры быта, общения, речи, и, подобно культуре в целом, она разномасштабна по своим проявлениям: она предстает перед нами и как эстетическая культура общества, и как эстетическая культура каждой его части — нации, сословия, класса, профессиональной группы, возрастной, образовательной, и проявляется, наконец, как эстетическая культура личности. На всех этих уровнях она имеет определенное строение: а) в сознании людей; б) в многообразных формах их практической деятельности, творчества, поведения;

в) в эстетическом воспитании как целенаправленном приобщении индивида к ценностям социума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: