Основными характеристиками процесса обслуживания являются:
• конфигурация системы обслуживания;
• режим обслуживания.
Конфигурация системы обслуживания. Системы обслуживания различаются по числу каналов обслуживания. Обычно количество каналов можно определить как число клиентов, обслуживание которых может быть начато одновременно. Например, число мастеров в парикмахерской. Другая характеристика системы — число фаз обслуживания или последовательных этого обслуживания одного клиента.
Примером одноканальной однофазной системы обслуживания может служить банк, в котором открыто единое окошко для обслуживания клиентов. Если же в банке открыто несколько окошек для обслуживания, и клиент, ожидая в общей очереди, подходит к первому освободившемуся окну, то мы имеем дело с многоканальной однофазной системой обслуживания. Большинство банков, также как почтовые отделения и авиакассы, сейчас являются многоканальными системами обслуживания.
Однофазными являются системы, в которых клиент обслуживается в одном пункте (на одном рабочем месте) и затем покидает систему. Ресторан для обслуживания автомобилистов, в котором официант получает деньги и приносит заказ в автомобиль, является примером однофазной системы. Если же в ресторане нужно сделать заказ в одном месте, оплатить его в другом и получить пищу в третьем, то мы имеем дело с многофазной системой обслуживания (см. рис.)
|
|
Одноканальная Двухканальная
Одноканальная Двухканальная двухфазная система двухфазная система |
однофазная система однофазная система
Режим обслуживания, так же как режим поступления заявок, может характеризоваться постоянным или случайным временем обслуживания. При постоянном времени на обслуживание любого клиента затрачивается одинаковое время. Такая ситуация может наблюдаться на автоматической мойке автомобиле На практике часто встречаются ситуации, когда время обслуживания имеет случайное распределение. Во многих случаях можно предположить, что время обслуживания подчиняется экспоненциальному распределению с функцией распределения:
F(x) = p(t < т) = 1−e- r μ
где: p(t < т) — вероятность того, что фактическое время t обслуживания заявки не превысит заданной величины т
μ —среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени;
е = 2,7183 (основание натурального логарифма).