При анализе систем массового обслуживания наиболее часто используются следующие технические и экономические характеристики:
1) среднее время, которое клиент проводит в очереди;
2) средняя длина очереди;
3) среднее время, которое клиент проводит в системе обслуживания (время ожидания плюс время обслуживания)
4) среднее число клиентов в системе обслуживания;
5) вероятность того, что система обслуживания окажется незанятой;
6) вероятность определенного числа клиентов в системе. Среди экономических характеристик наибольший интерес
представляют:
1) издержки ожидания в очереди;
2) издержки ожидания в системе;
3) издержки обслуживания.
В зависимости от сочетания приведенных выше характеристик, могут рассматриваться различные модели систем массового обслуживания. Здесь мы познакомимся с несколькими наиболее известными моделями. Все они имеют следующие общие характеристики: • пуассоновское распределение вероятностей поступления заявок;
• стандартное поведение заявок;
• правило обслуживания FIFO;
• единственная фаза обслуживания.
Модели систем массового обслуживания