Перед предприятием по производству ряда деталей для станков стал вопрос оценки системы управления распределением готовой продукции. Учитывая, что продукция этого предприятия имеет производственное назначение, вопрос о каналах распределения здесь не актуален, поскольку в данный момент он имеет оптимальную структуру: производитель – потребитель. Особое внимание необходимо уделить именно процессу сбыта готовой продукции: оценить систему управления поставками, уровень сервиса, а также систему управления товарными запасами. Таким образом, сотрудники отдела логистики получили задание, одним из пунктов которого являлась оценка характера поставок с точки зрения их равномерности и ритмичности. Результаты были необходимы для того, чтобы при продлении договорных отношении рациональным образом оформить условия договора и предложить клиенту более высокий уровень его обслуживания. Это, в свою очередь, приведет к тому, что предприятие пересмотрит и улучшит управление системой распределения. До этого времени, согласно договору поставки (который был заключен на шесть месяцев), предприятие обязалось к десятому числу каждого месяца поставлять клиенту партию деталей в размере 125 единиц. Анализ динамики поставок специалистами по логистике выявил следующие результаты, представленные в табл.
|
|
На основании этих результатов логистам необходимо провести расчеты по заданию, а также сравнить эти результаты с результатами главного конкурента. При этом известно, что коэффициент равномерности поставок конкурента равен 87%; коэффициент аритмичности – 0,55%; среднее время задержки поставок – 3 дня.
Таблица 5
Динамика объема поставок и времени
задержек поставки
Месяц поставки | Объем поставки, ед. | Время задержки поставки, дн. |
Январь | ||
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | ||
Май | ||
Июнь |
Пример решения задачи. Для того чтобы оценить обозначенные в условии коэффициенты, необходимо знать следующее. Равномерность поставки – это соблюдение хозяйственными партнерами обязательств по поступлению товарных потоков равной мощности через равные промежутки времени.
Ритмичность поставки – это соблюдение временных и количественных параметров поставки, обусловленных договором поставки, с учетом сезонных и циклических особенностей производства, продажи, продвижения товарных потоков и потребления.
Коэффициент равномерности поставки определяется по формуле (2) и измеряется в процентах от 0 до 100. Чем ближе этот коэффициент к верхней границе, тем равномернее поставка.
Кравн = 100 – Квар,
|
|
где Квар – коэффициент вариации, который рассчитывается по формуле (3)
Квар = σn х 100,
Пср
где σn – среднеквадратичное отклонение объемов поставки за каждый равный промежуток времени от среднего уровня за весь период (формула 4);
Пср – средний размер поставки за весь период, рассчитывается по формуле (5).
(4)
Где Пi – поставка за i-й отрезок времени.
(5)
Согласно известным данным, произведем расчеты по формулам (2) – (5); причем сделаем это в обратном порядке.
Таким образом, в сравнении с главным конкурентом наше предприятие имеет более равномерные поставки в отношении объемов партии.
Для того чтобы рассчитать ритмичность поставки, необходимо вычислить коэффициент аритмичности по формуле (6). Коэффициент аритмичности также исчисляется в процентах, однако поскольку мы рассчитываем не ритмичность, а аритмичность, но нетрудно догадаться, что тем лучше (ритмичнее) поставка, чем ближе данный коэффициент к нулю.
(6)
где n – количество периодов поставки;
Пn – поставка по условиям договора за i-й промежуток времени (в натуральных или стоимостных единицах);
Пф – поставка фактическая за i-й промежуток времени (в натуральных или стоимостных единицах).
Произведем по формуле (6) расчет.
Согласно произведенным расчетам, мы видим, что в отношении ритмичности поставки мы также имеем преимущество перед нашим конкурентом.
Чтобы определить среднее время задержки поставок обратимся к формуле (7) и произведем соответствующий расчет.
Где n – количество анализируемых периодов;
M – количество поставок, по которым зафиксирован факт отклонения;
ТЗi – длительность задержки по i-й поставке.
ТЗср = l (4+2) = 1 день.
Расчеты показали, что средняя длительность задержки поставок анализируемого предприятия меньше времени его основного конкурента.
Ответ: Крав = 93,16%; Кар = 0,44%; ТЗср = 1 день.
В сравнении с основным конкурентом предприятие имеет преимущество в отношении всех трех показателей.