Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ




1. Функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев службы

Структура службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями учебно-воспитательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть специальных психологических учреждений разного уровня — районных, областных городских и региональных центров.

2. Административная линия.

2.1. Центральным органом управления психологической службы является отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации. Аналогичные отделы соответ­ствующих государственных учреждений руководят работой службы на региональном (субъектов Федерации), краевом, областном, городском уровнях.

Деятельность этих отделов направлена на выработку стратегии развития и функционирования психологической службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий, координацию работы низовых звеньев министерств, ведомств, учреждений.

2.2. Отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации:

— формирует и осуществляет федеральную политику в области развития и функционирования психологической службы системы образования;

— формирует федеральный бюджет и определяет порядок финансирования психологической службы системы образования;

— выступает с инициативами по совершенствованию законодательного регулирования работы службы;

— разрабатывает и утверждает типовые положения об учреждениях психологической службы, работниках службы, другие нормативные документы;

— определяет порядок аттестации кадров в системе психологической службы образования, устанавливает нормы труда и его оплаты;

— разрабатывает и утверждает порядок лицензирования и аттестации в системе психологической службы образования;

— разрабатывает информационное и научно-методическое обеспечение подготовки кадров для психологической службы;

— разрабатывает и утверждает квалификационные требования для детских практических психологов разных категорий;

— организует и контролирует систему подготовки и повышения квалификации кадров для психологической службы системы образования;

— организует подготовку учебников.

2.3. При Министерстве образования создается научно-методический совет, главной задачей которого является координация работы региональных центров службы практической психологии образования и оказание им организационной и научно-методической помощи.




Научно-методический совет выполняет следующие функции:

— систематически заслушивает доклады о положении дел и существующих проблемах в развитии и функционировании психологической службы системы образования по регионам;
— выступает инициаторам проведения, общероссийских конференций, семинаров по обмену опытом работы службы, определению тенденций и перспектив ее развития, подготовки кадров, научно-методического обеспечения;

— участвует в разработке федеральных и международных программ развития психологической службы системы образования;

— участвует в распределении дополнительных денежных средств, поступающих на развитие службы, и контроле за их использованием.

В научно-методический совет входят в качестве постоянных членов представители республиканских и региональных центров психологической службы и в качестве приглашенных — представители заинтересованных министерств, ведомств, учреждений и организаций России: Министерства образования России, Российской академии образования, Российской академии наук, Министерства здравоохранения России, Министерства науки, высшей школы и технической политики, Российского центра профориентации, Министерства внутренних дел, Министерства социальной защиты населения России, Министерства культуры России, Российского общества психологов, различных психологических ассоциаций и др., а также представители общественных и религиозных организаций.

2.4. Отделы службы практической психологии образования органов управления образованием на уровне субъектов Федерации выполняют применительно к своим регионам функции, аналогичные вышеперечисленным соответствующего отдела Минобразования России, формируя для региона бюджет и определяя кадровую политику в сфере службы практической психологии образования, выпуская необходимые нормативные документы и т.п. При этом решения региональных органов управления могут иметь приоритет над решениями Министерства образования. Кроме того, региональные отделы системы образования по представлению соответствующих центров службы практической психологии образования проводят аттестацию и лицензирование детских практических психологов, работающих в различных звеньях службы.



2.5. Отделы службы практической психологии областных, городских и районных управлений департаментов образования на своем уровне обеспечивают административное управление психологической службой и ее финансирование. По разрешению республиканских и региональных органов управления и по представлению соответствующих центров психологической службы могут проводить аттестацию детских практических психологов, работающих в системе образования. Через директора образовательного учреждения обеспечивают деятельность психологической службы определенного учреждения.

2.6. При отделах службы практической психологии образования управлений образованием различного уровня создаются научно-методические советы, включающие представителей всех заинтересованных организаций, фондов и т.п. и выполняющие на своем уровне информативно-координирующие и распределительные функции, аналогичные функциям Научно-методического совета при Министерстве образования Российской Федерации.

3. Центры службы.

1.1. Региональный центр службы практической психологии образования — головная организация, руководящая по профессиональной линии всей деятельностью психологической службы на территории определенного субъекта Федерации (региона). Центр несет ответственность за научное и методическое обеспечение деятельности всех звеньев службы, профессиональный уровень их деятельности, разрабатывает квалификационные требования к кадрам и отдельным подразделениям службы, организует и проводит работу по повышению квалификации; готовит для соответствующего отдела управления образованием материалы для аттестации и лицензирования как отдельных специалистов, так и вновь создающихся подразделений службы.

Центр действует преимущественно на бюджетной основе. При центре создаются психолого-педагогические стационары и полустационары различного профиля: психодиагностические, для детей с трудностями в обучении, для детей, переживших психическую травму, для трудных подростков и т. п. в соответствии с потребностями республики (региона). Стационары и полустационары могут финансироваться на бюджетной, смешанной, коммерческой основе, использовать деньги фондов, спонсоров и др.

Кроме того, совместно с соответствующими подразделениями органон здравоохранения, опеки и попечительства, внутренних дел при центре могут быть организованы смешанные стационары соответствующего профиля: для детей с невротическими расстройствами, для несовершеннолетних правонарушителей, стационары психодиагностического типа, которые могут заменить современные детские приемники-распределители.

Центр имеет полиграфическую базу для выпуска нормативных и методических материалов, периодических изданий для работников службы и др.

В центре работают детские практические психологи высшей квалификации, а также специалисты, имеющие квалификацию «психолог — организатор психологической службы образования», «психолог-методист». Для работников стационаров требуется специальная подготовка с присвоением необходимой квалификации. Центр и стационары должны быть укомплектованы также специалистами из смежных областей (социальными работниками, медицинскими психологами, дефектологами, медицинскими работниками различной квалификации, юристами и т.п.).

1.2. Городской (областной) центр службы практической психологии образования несет ответственность за методическое и организационное обеспечение деятельности низовых звеньев службы. Осуществляет психодиа­гностику и психокоррекцию особо трудных случаев. Проводит различные виды психологической и социально-психологической групповой работы для педагогов, родителей, детей. По разрешению регионального центра психологической службы может проводить профессиональную оценку работников низовых звеньев службы, подготавливая для соответствующего отдела материалы по их аттестации и лицензированию, повышению квалификационного разряда и др.

При центре может действовать Ассоциация детских практических психологов.

Центр может оказывать дополнительные услуги организациям и частным лицам на хозрасчетной основе.

Центр имеет полиграфическую и производственную базу, обеспечивающую низовые звенья службы необходимыми диагностическими, методическими и другими видами рабочих материалов, бюллетенями по обмену опытом и др.

Центр комплектуется из высококвалифицированных детских практических психологов, а также специалистов, имеющих - квалификацию «психолог—организатор психологической службы образования», «психолог-методист».

1.3. Районный центр службы практической психологии образования ведет методическую работу с психологами образовательных учреждений, контролирует и организует их деятельность по профессиональной линии, обеспечивает оснащение рабочих мест психологов образовательных учреждений необходимыми материалами для проведения диагностической, коррекционной и других видов работ, организует и проводит постоянно действующий семинар практических психологов. .Консультирует по различным психолого-педагогическим вопросам администрацию учебно-воспитательных учреждений, обеспечивает проведение различных форм психологической работы с педагогами. Ведет работу по пропаганде психолого-педагогических знаний.

Районные центры службы практической психологии образования комплектуются преимущественно из специалистов, имеющих квалификацию «детский практический психолог-методист.

1.4. Первичные звенья службы работают в каждом образовательном учреждении: детском саду, школе, ПТУ, детском доме, школе-интернате и др., осуществляя психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывая детям, родителям, учителям и воспитателям, администрации учебно-воспитательного учреждения психологическую и социально-психологическую помощь. Проводят психопрофилактическую работу и работу по первичной психологической коррекции и реабилитации, при необходимости направляя детей и родителей в высшие звенья службы и другие организации.

На должность практического психолога зачисляют специалиста, имеющего квалификацию, подтвержденную дипломом или свидетельством, а также аттестованного соответствующим отделом управления образованием. Перед началом самостоятельной работы в качестве психолога образовательного учреждения желательны прохождение стажировки в городских и районных центрах психологической службы или работа в течение определенного срока под руководством опытного практического психолога.

Количество сотрудников первичных звеньев службы определяется потребностями и возможностями образовательного учреждения, но не менее одной ставки "психолога на каждое образовательное учреждение. В учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), — не менее двух (трех ставок) на учреждение.

3.5. Центры службы практической психологии образования всех уровней являются сетевыми учреждениями образования Российской Федерации и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образованием, который обеспечивает финансовую и материально-техническую деятельность центра и оказывает ему необходимую организационно-методическую помощь.





Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 1216; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10008 - | 7708 - или читать все...

Читайте также:

 

3.83.236.51 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.