Требования к личности педагога- психолога

Помимо требований к профессиональной квалификации педагога- психолога, особые требования также предъявляют к его личностным качествам. Вне зависимости от специализации каждый хороший педагог- психолог должен обладать следующими чертами характера:

  • Одинаковое отношение ко всем людям, независимо от их индивидуальных черт характера;
  • Умение чувствовать эмоциональное состояние человека, находящегося рядом;
  • Профессиональный такт, способность доносить до клиента информацию таким образом, чтобы она не травмировала его;
  • Способность легко менять темы, обходить неприятные ситуации, выходить из тупиков, рассматривать разные точки зрения по поводу какого-либо вопроса;
  • Эмоциональная терпимость и сдержанность, умение нормально реагировать на психические срывы клиента, снять тревожность, успокоить, не срываться самому;
  • Вежливость и соблюдение общей культуры, правил поведения, этикета;
  • Доброжелательность и дружелюбие, умение заставить клиента расслабиться, создать дружескую атмосферу.

Прежде всего, педагог-психолог это личность. Под словом "личность" люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические и социальные качества. Для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.

Кроме глубокого знания психологии в объеме, позволяющем вести профессиональную работу, практическому психологу необходимы знания, умения и навыки в области психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, патопсихологии, дефектологии, психологического консультирования и ряда других, пограничных с медициной, педагогикой, социологией, правом. Ему также необходим достаточный опыт практической педагогической работы с детьми.

Среди множества других требований есть и специальные, относящиеся к практической психологии, необходимо знать психодиагностику, психологическое консультирование, психокоррекцию, уметь работать с трудными детьми, отстающими в развитии, отклоняющимися в поведении. Специалист по психодиагностике должен в совершенстве владеть соответствующими методами, причем быть способным давать квалифицированную оценку возможности их применения на практике. Кроме знания психологических методик и правил их конструирования или проверки, такому специалисту необходимы достаточные знания в области математической статистики, программирования на ЭВМ, пользования ими.

К внутренним ресурсам, необходимым для профессиональной работы педагога-психолога можно отнести следующее.

Социальная чувствительность. Социальная чувствительность - особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей. Она заключается в умении заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог-психолог должен уметь построить свое взаимодействие с собеседником.

Социальная чувствительность включает в себя:

а) чувствительность в наблюдении - способность видеть и запоминать поступки и высказывания людей;

б) теоретическую чувствительность - умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках;

в) номотетическую чувствительность - способность применять по отношению к конкретному человеку знания об особенностях поведения представителей той группы, к которой он принадлежит;

г) идиографическую чувствительность - способность узнавать конкретного человека в ходе продолжительного взаимодействия с ним и повышать качество дальнейших действий.

Способность управлять собой. В управлении собой наиболее важны четыре направления: поддержание физического здоровья; рациональное распределение сил; преодоление трудностей; правильное распределение времени.

Развитые навыки воздействия на других людей - еще одна особенность личности хорошего педагога-психолога. Традиционно в общении, в том числе и педагогическом, выделяют четыре основных способа воздействия: заражение, подражание, внушение и убеждение.

В качестве наиболее общих характеристик профессии психолога, который должен работать с людьми, отличающимися от него по национальности, политическим и религиозным убеждениям, культурному и образовательному уровню, можно выделить необходимость понимать и уважать иной взгляд на мир, отличный от своего, не теряя при этом своей индивидуальности; способность нести личную ответственность за возможность для вариативного поведения, владеть юридическими нормами регуляции ответственности, умение адекватно реагировать на широкий спектр жизненных ситуаций и проблем, способность к высокой культурной продуктивности.

Перечисленные особенности предполагают наличие и личностных качеств, описываемых в работах целого ряда зарубежных и отечественных психологов: Р.Б. Кеттелла, К. Роджерса, А.А. Бодалева, Н.В. Бачмановой, А.Ф. Бондаренко и др. К числу признаваемых авторами качеств можно отметить способность к эмпатии и позитивное отношение к другим людям, искренность, доброжелательность, коммуникабельность, независимость, креативность, гибкость, социальный интеллект, позитивную «Я-концепцию», рефлексивность.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психологов можно выделить следующие личностные черты, желательные для психолога: концентрация на ребенке, желание и способность ему помочь; открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпение; эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта; способность предъявлять подлинные эмоции и переживания; энтузиазм и оптимизм, вера в способности ребенка к изменению и развитию; уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; уверенность в себе; адекватная самооценка, осознавание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; богатое воображение, интуиция; высокий уровень интеллекта.

Кроме этого педагогу-психологу необходимо умение активно слушать, умение понятно говорить, профессионализм, понимать последствия своего влияния, здравый смысл, самообразование, личная ответственность, заинтересованность в общении, тактичность, внимательность, увлеченность профессией, интеллектуальность, самоуважение, доброжелательность, не давать нравственных оценок, владение теорией, стрессоустойчивость, внимание к деталям, позитивный настрой.

Имидж педагога-психолога

Большую роль в создании имиджа педагога-психолога играет внешний вид. Он является важной составляющей психологического воздействия, то есть его профессиональной деятельности.

Особых требований к внешнему виду психолога-консультанта не существует. Их можно составить, ориентируясь на специфику деятельности и требования к личности педагога-психолога.

Итак, внешний вид педагога-психолога должен располагать к доверию между ним и учеником. Для этого одежда психолога не должна быть вызывающей. Важно, чтобы внешний вид психолога настраивал на работу, а не отвлекал. Деловой стиль в одежде не обязателен. Не стоит носить слишком дорогую одежду так, чтобы это бросалось в глаза. Психологу не следует надевать яркие вещи. Не стоит также носить крупные украшения. Что касается парфюма, то он не должен иметь резкий или очень экзотический аромат.

Стоит отметить, что каждый вид психологического консультирования предъявляет особые требования к личности психолога. В честности психолого-педагогическое консультирование включает в себя следующие особенности: наличие педагогического образования и опыт воспитания собственных детей, желательно разного возраста.

Психологическое консультирование семейного характера включает в себя следующие особенности: консультант желательно старше возрастом; женат или имел семью; отсутствие проблем в семье; наличие детей или совместно проживающих родственников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: