Принцип работы гидродинамических подшипников. Гидродинамический подшипник представляет собой опору жидкостного трения. Эти подшипники бывают радиальными и упорными. Радиальный подшипник имеет три или четыре сегмента (башмака) 1 (рис. 7.6). С помощью гидравлической системы опора заполняется маслом. Под действием силы тяжести невращающийся шпиндель 3 опускается на сегменты. Когда шпиндель приводится во вращение, он своей шероховатой поверхностью увлекает масло в зазоры между ним и сегментами. Конструкция сегмента, в частности смещенное положение его опоры 2 относительно оси симметрии, позволяет ему поворачиваться под действием давления масла, в результате чего образуется клиновый зазор, сужающийся в направлении вращения шпинделя, В этом зазоре возникает гидродинамическое давление р, удерживающее шпиндель во взвешенном положении. Если шпиндель вращается на многоклиновых подшипниках с самоустанавливающимися сегментами, охватывающими его равномерно по окружности, незначительное смещение его из среднего положения под действием внешней нагрузки приводит к перераспределению давления в клиновом зазоре и возникновению результирующей гидродинамической силы, уравновешивающей внешнюю нагрузку.
|
|
Гидродинамические опоры рекомендуется применять для шпинделей, вращающихся с высокой постоянной или мало изменяющейся частотой и воспринимающих небольшую нагрузку, например для шпинделей шлифовальных станков. Достоинства гидродинамических подшипников заключаются в высокой точности и долговечности (смешанное трение только в моменты пусков и остановов), недостатки — в сложности конструкции системы питания опор Маслом, в изменении положения оси шпинделя при изменении частоты его вращения.
Масло для гидродинамических подшипников. Обычно применяют минеральное масло марки Л (велосит), имеющее коэффициент динамической вязкости у. = (4...5)10~3 Па-с при температуре 50 С. Масло (1...3 л/мин при давлении 0,1...0,2 МПа) подается в подшипник с помощью гидравлической системы, включающей фильтр тонкой очистки и холодильную установку.
Конструктивные исполнения радиальных гидродинамических подшипников. Сегменты подшипников должны иметь возможность самостоятельно изменять свое положение как в плоскости, перпендикулярной к оси шпинделя, так и в плоскости, проходящей через ось. Последнее избавляет от возможных высоких кромочных давлений в опоре, сопровождаемых перегревом масла в тонкой граничной пленке и потерей его смазочных свойств. Имеется ряд конструкций подшипников, у которых зазор между валом и сегментами автоматически изменяется в зависимости от нагрузки и частоты вращения шпинделя.
|
|
Одна из конструкций — ЛОН-88, разработанная ЭНИМС, представлена на рис. 7.7. Подшипник выполнен в виде отдельного блока, состоящего из двух колец 2, трех сегментов 1 и проставочного кольца 3. Наружная торцовая поверхность сегментов находится в двухточечном контакте с коническими поверхностями колец, вследствие чего сегменты имеют возможность устанавливаться вдоль оси шпинделя и в направлении его вращения. Проставочное кольцо своими выступами препятствует смещению сегментов по окружности. Изменяя толщину проставочного кольца, можно регулировать рабочий зазор в подшипнике.
Подшипники другой конструкции — ЛОН-34 — с сегментами 1, устанавливающимися в результате поворота на сферических опорах А (рис. 7.8), допускают скорость скольжения до 60 м/с при отсутствии кромочного давления* Опоры сегментов выполнены в виде винтов 2 из закаленной стали с мелкой резьбой. Перемещениями их в радиальном направлении регулируют радиальный зазор в опоре и положение оси шпинделя. Для повышения жесткости зазоры в резьбовых соединениях опорных штырей с корпусом выбирают гайками 3, С целью уменьшения изнашивания сегментов в моменты пуска и торможения шпинделя они выполнены биметаллическими: на стальную основу способом центробежного литья нанесен слой бронзы Бр ОФ10-0,5, Бр 0С10-10 или другого антифрикционного материала. Параметр шероховатости Ra рабочих поверхностей сегментов должен быть не выше 0,32 мкм, шеек шпинделя — не выше 0,04...0,16 мкм. Размеры сегментов и опорных винтов приведены в табл. 7.1 и 7.2.
-
Пример конструкции шпиндельного узла. В передней и задней опорах шпиндельного узла шлифовального станка (рис. 7.9) установлены гидродинамические подшипники 1 типа ЛОН-88. Осевые нагрузки воспринимаются двусторонним упорным подшипником, образованным дисками 2 и 4, С ними контактирует бурт 3 шпинделя. Смазочный материал в этот подшипник подводится через отверстия Б и 5. Вытеканию масла из шпиндельной бабки препятствуют уплотнения щелевого типа. По каналу Г масло из полостей уплотнений сливается в корпус бабки.
Конструктивные параметры подшипников. Диаметр D шейки шпинделя выбирают по условиям жесткости. Длина I подшипника для шлифовальных станков - 0,751), для прецизионных токарных и расточных станков — (0,85— 0,9) D. Длина дуги охвата вкладыша (0,6-0,8)1. Диаметральный зазор = 0,003 D. Обычно применяют подшипники с тремя или четырьмя вкладышами.
Расчет гидродинамических радиальных подшипников. Расчет выполняется с целью определить размеры подшипника в зависимости от заданной нагрузочной способности опоры и ее жесткости. Кроме того, определяют потери на трение в опоре.
Ниже изложена методика расчета радиальных гидродинамических подшипников с тремя или четырьмя самоустанавливающимися сегментами для опор со скоростями скольжения до 30 м/с [ 67].
Исходные данные: конструктивные параметры подшипника, частота вращения шпинделя, наибольшая радиальная нагрузка, требуемая радиальная жесткость опоры.
Нагрузочная способность (Н) одного сегмента при центральном положении шпинделя
где динамическая вязкость масла, Па-с; n —частота вращения шпинделя, об/с; D - диаметр расточки сегментов, мм; В — хорда дуги сегмента, мм; L - длина сегмента, мм; ; расчетный диаметральный зазор, мм.
Под действием результирующей силы шпиндель смещается из начального положения на е миллиметров, и его новое положение характеризуется относительным эксцентриситетом Если результирующая сила направлена по оси опоры сегмента, нагрузочная способность трехсегментного подшипника
четырехсегментного подшипника
Когда результирующая сила направлена между вкладышами, нагрузочная способность трехсегментного подшипника
|
|
четырехсегментного подшипника
Нагрузочная способность подшипника должна быть больше максимальной радиальной нагрузки на опору.
Жесткость (Н/мкм) опоры с гидродинамическим подшипником, состоящим из сегментов и опорных винтов, зависит от жесткости несущего масляного слоя и контактной жесткости сферических опорных поверхностей сегментов и винтов:
Отсюда
Жесткость несущего масляного слоя
Жесткость сферических опорных поверхностей
где d - диаметр опорной полусферы, мм; к - коэффициент контактной податливости, мкм-мм2 /Н. Кроме приведенных, выполняются расчеты потерь на трение в опоре и температуры несущего масляного слоя.