Гидростатическая червячно-реечная передача

Устройство передачи. Гидростатическая червячно-реечная передача (рис. 8.11) состоит из червяка 1 и рейки 2, в зазор между которыми нагнетается масло. Когда передача не нагружена, давление во всех карманах одинаково и зазоры hQ по обеим сторонам профиля равны. При нагружении передачи зазо­ры с одной стороны профиля умень­шаются, а давление в них возрастает. С другой стороны профиля изменения зазоров и давления масла противопо­ложны. В результате внешняя нагруз­ка уравновешивается разностью сил давления масла.

Конструкции, в которых масло подводится через червяк, относитель­но просты, но при большой частоте вращения червяка нагрузочная способ­ность передачи снижается вследствие выбрасывания масла из его каналов центробежными силами. Передача с подводом масла через рейку не имеет этого недостатка, но более сложна. Передача с карманами для масла, вы­полненными на червяке, технологична, но характеризуется непостоянством нагрузочной способности и жесткости, обусловленным переменностью числа карманов в зоне зацепления при вращении червяка. Передача с карманами на рейке более трудоемка в изготовле­нии, но имеет повышенную нагрузочную способность.

В системе питания типа "насос—карман" имеется два сдвоенных насоса (рис. 8.11, а). Один подает масло в карманы, находящиеся на левых сторонах профиля, другой — в карманы, расположенные на его правых сторонах. Давле­ние в карманах устанавливается в зависимости от нагрузки F на передачу. Эти насосы питают также два упорных гидростатических подшипника. Система проста в изготовлении, обеспечивает высокую нагрузочную способность пере­дачи, характеризуется малыми энергетическими потерями, но иногда при ее применении не достигается требуемая жесткость или компактность привода. В этих случаях применяют систему питания с мембранным делителем потока (рис. 8.11, 6) и одним сдвоенным насосом (один его насос подает масло во все карманы на обеих сторонах профиля, другой питает упорные гидростати­ческие подшипники опор червяка). При отсутствии нагрузки на передачу делитель 3 распределяет масло поровну между карманами на обеих сторонах профиля, так как мембрана 4 толщиной 0,6...0,8 мм занимает среднее положе­ние между соплами. При нагружении передачи давление в карманах на одной стороне профиля повышается, в карманах на другой стороне снижается. Соот­ветственно изменяется давление в карманах делителя, и мембрана прогибается. Подача масла в более нагруженные карманы увеличивается, в менее нагру­женные уменьшается.

Для гидростатической передачи червяк-рейка характерны большая нагру­зочная способность, высокий КПД (не ниже 0,95), высокая точность, доста­точная жесткость, отсутствие изнашивания, хорошая демпфирующая способ­ность. Передачу целесообразно применять в качестве звена привода подачи тяжелых станков с числовым программным управлением.

-

Пример конструкции передачи. Узел червяка гидростатической передачи изображен на рис. 8.12. Масло подводится в кольцевую канавку E, из которой по продольным пазам Б, прорезанным на валу 1, попадает в отверстия Г и кар­маны В, изготовленные на левых сторонах профиля червяка. Точно так же из кольцевой канавки Ж по пазам А масло поступает в карманы, имеющиеся на правых сторонах профиля червяка. Радиальная нагрузка на червяк восприни­мается двухрядными роликовыми подшипниками 2, осевая — упорными гид­ростатическими подшипниками Д и упорными роликовыми подшипника­ми 3.

Особенности технологии изготовления передачи. Для того чтобы обеспечить совпадение профилей зубьев червяка и рейки, точный шаг и практически постоянный боковой зазор, равный 0,03...0,05 мм, передачи изготовляют по следующей технологии. На токарном станке производят грубое нарезание рейки таким образом, чтобы реечный боковой зазор в зацеплении составлял около 1 мм. После обезжиривания на ее профиль наносят эпоксидную смолу с наполнителем в виде металлического порошка и с отвердителем. Необходимый профиль резьбы формируют с помощью модели червяка, толщина зубьев которой больше толщины зубьев рабочего червяка на величину заданного рабочего зазора в передаче. Длинную рейку получают путем стыковки нескольких коротких. I

Расчет передачи. Передачу с системой питания "насос—карман" рассчитывают следующим образом. Делают эскизный проект передачи, на основе которого находят геометрические параметры профиля резьбы рейки, параметры червяка и вычисляют эффективную площадь передачи (см. рис. 8.11, в)

где расчетный угол охвата: угол кармана; угол охвата рейки; к — коэффициент, учитывающий использование пло­щади поверхности резьбы (если карманы выполнены на рейке, , если они выполнены на червяке и в зоне контакта с одним витком рейки, z — число витков червяка; радиусы участков профиля резьбы.

Нагрузочная способность (Н) передачи при использовании системы пита­ния "насос—карман"

где рн — давление, развиваемое насосом, Па; максимальное допустимое относительное смещение в передаче:

Радиальная сила, действующая на червяк,

где половина угла профиля резьбы.

Максимальная и минимальная жесткость масляного слоя

где hQ — расчетный осевой зазор в передаче с одной боковой стороны профиля резьбы, м.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: