Синхронизатор четвертой и пятой передач (рис. 38) состоит из каретки синхронизатора 1, двух фрикционных колец 4 и 6, восьми блокирующих пальцев 5 и восьми фиксаторов, состоящих из пружин 2 и сухарей фиксаторов 3.
Рис. 38. Синхронизатор четвертой и пятой передач: (СЛАЙД № 60)
1 - каретка синхронизатора; 2 - пружина фиксатора; 3 - сухарь фиксатора; 4 - фрикционное кольцо пятой передачи; 5 - блокирующий палец; 6 - фрикционное кольцо третьей передачи; 7 - шарик
Принцип действия синхронизатора заключается в выравнивании угловых скоростей включаемых элементов за счет сил трения. (СЛАЙД № 61, 62)
При включении передачи зубчатая муфта перемещается под действием силы (например, под воздействием усилия водителя) и двигает перед собой фрикционные конусные кольца, которые первыми входят в контакт с конусами, выполненными на зубчатом колесе включаемой передачи. В результате этого между, фрикционными поверхностями возникают силы трения, под действием которых детали кинематически связанные с ведомым диском сцепления увеличивают или замедляет свое вращение, что приводит к возникновению инерционной окружной силы, прижимающей блокирующие элементы (рис. 39).
Рис. 39. Схема | , где Мтр - момент трения на поверхности блокирующих элементов rб - радиус размещения блокирующих элементов. Сила Рб на блокирующих поверхностях вызывает реакцию на Рх. . Реакция РХ препятствует дальнейшему перемещению зубчатой муфты, и передача не включается. После выравнивания угловых скоростей инерционная сила Рб и вместе с ней реакция РХ исчезают и передача включается безударно. |
Работа синхронизатора заключается в следующем. (СЛАЙД № 63)
При включении, например, третьей передачи каретка синхронизатора 3 под действием вилки переключения передач стремится сдвинуться влево. При начальном перемещении каретки 3 вследствие незначительного усилия шарики 2 фиксаторов не утапливаются и каретка 3 вместе с пальцами фиксаторов 1 и фрикционными кольцами 5 перемещается до касания конусной поверхности кольца 5 с конусом шестерни третьей передачи. Так как до этого движение осуществлялось на второй передаче, а каретка 3 жестко соединена со вторичным валом, то окружная скорость каретки 3 меньше окружной скорости шестерни третьей передачи вторичного вала, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней третьей передачи промежуточного вала. При соприкосновении конуса фрикционного кольца 5 с конусом шестерни третьей передачи под действием сил трения шестерня увлекает за собой фрикционное кольцо 5 с блокирующими пальцами, поворачивая их относительно каретки 3.
Фаски отверстий каретки 3 упираются в фаски блокирующих пальцев 6 и дальнейшее перемещение каретки 3 до полного выравнивания окружных скоростей прекращается. Угол наклона фасок подобран таким образом, что, пока действует момент трения, т. е. пока происходит синхронизация кольца и шестерни 7 (см. рис. 36), дальнейшее продвижение каретки по шлицам вторичного вала невозможно. Когда исчезнут сила инерции и момент трения, блокирующие пальцы 6(см. рис. 37) займут безразличное положение относительно отверстий в каретке 3 и каретка 3 получит возможность под действием вилки переключения передач продвинуться в осевом направлении. При этом шарики 2 фиксаторов утапливаются и каретка 3 по большим диаметрам блокирующих пальцев 6 передвигается в сторону третьей передачи. Зубчатый венец каретки бесшумно входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни третьей передачи. Включение второй передачи происходит аналогично с той лишь разницей, что в этом случае окружная скорость каретки 3 будет больше окружной скорости шестерни второй передачи 10(см. рис. 36), и при соприкосновении конусов фрикционное кольцо 7 (см. рис. 37) с блокирующими пальцами 6 будет тормозиться, при этом каретка 3 провернется относительно блокирующих пальцев 6.
Принцип действия синхронизатора четвертой и пятой передач ничем не отличается от принципа действия синхронизатора второй и третьей передач, но конструктивно он выполнен по-другому.
Выводы по вопросу.