Дистрибутивные каналы сети

Основная цель логистической системы распределения – доставить товар нужное место и в нужное время с наименьшими затратами. Продукция фирмы – производителя и сопутствующий сервис доставляются конечным и промежуточным потребителям по определенным дистрибутивным каналам каналам распределения), которые в совокупности образуют дистрибутивную (распределительную) сеть предприятия.

Дистрибутивный канал – это структура внутрифирменных организационных единиц и (или) внефирменных агентов и дилеров, оптовиков ритейлеров (розничных торговцев), через которую товар, продукт или сервис доставляется на рынок.

Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий дистрибутивный канал. С помощью посредников возможно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции.

Таким образом, дистрибутивный канал (канал распределение) – это частично упорядоченное множество различных посредников, включающее в себя все логистические цепи и их участки, проводящие материальные потоки готовой продукции одного наименования, а также сопутствующий сервис от фирмы – производителя до конечных или промежуточных потребителей.

Задачи, решаемые при проектировании дистрибутивных каналов:

1. построение организационной структуры каналов и сетей распределения;

2. определение место расположения распределительных центров баз, складов в каналах распределения;

3. транспортировка продукции, возвращаемой тары, упаковки и отходов;

4. складирование, хранение и переработка продукции в системах складирования;

5. управление запасами, консолидация и расконсолидация продукции;

6. передача прав собственности, владения и распоряжения продукцией от одного физического или юридического лица другому и т.д.

Дистрибутивные каналы можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала распределения – это посредник, выполняющий определенные функции по перемещению продукции и передача права собственности на нее очередному посреднику в направлении конечного потребителя продукции.

Канал прямого распределения – это канал распределения продукции, в котором отсутствуют промежуточные звенья: канал состоит в общем случае из продавца и покупателя, то есть производитель напрямую реализует свою продукцию конечному потребителю.

Полное множество дистрибутивных каналов образует дистрибутивную сеть предприятия. Структуру дистрибутивных каналов и сетей, а также решения логистического управления в распределении во многом определяют две базисные концепции фирмы – производителя готовой продукции: специализация и ассортимент.

Специализация имеет фундаментальное значение для политики распределения. Привлечение дистрибутивных каналов и сетей логистических посредников для фирмы может быть оправдано тогда, когда эти посредники выполняют основные функции в распределении (складирование, грузопереработку, управление запасами, организацию продаж, страхование и т.п.) более эффективно, чем сама фирма – производитель.

Логика специализации базируется на экономии в масштабе и охвате. Специализацию считают надстройкой продуктового ассортимента.

Концепция продуктового ассортимента заключается в создании и позиционировании так называемого продуктового микса, требуемого конкретными потребителями. С точки зрения фирменного стратегического позиционирования на рынке товары должны быть сконцентрированы, отсортированы и распределены в определенных местах дистрибутивных каналов.

Ассортиментный процесс включает три основных этапа:

1. концентрацию;

2. кастомизацию;

3. рассеивание.

Концентрация представляет собой сбор больших количеств одного продукта или нескольких различных продуктов таким образом, чтобы они немедленно могли быть проданы группой.

Вторым этапом установления ассортимента является кастомизация, под которой понимают процесс сортировки и группирование продуктов в уникальные комбинации. Результатом кастомизации являются такие продуктовые комбинации, которые удовлетворяют специфические запросы потребителей.

Производители могут доставить потребителям смешанные или комбинированные групповые отправки готовой продукции, которые позволяют последним поддерживать минимальные запасы, а производителям экономить на транспортных издержках.

Конечным этапом ассортиментного процесса является рассеивание, которое состоит в отправке уникальных ассортиментных групп готовой продукции потребителям в заданное время и место.

Структуры дистрибутивных каналов и сетей можно классифицировать по нескольким признакам. По числу торговых точек различают: экстенсивное распределение – продукция размещается и продается в тех торговых точках, владельцы которых дали согласие на продажу; интенсивное распределение – производитель стремиться обеспечить наличие своей продукции в максимально возможном числе торговых точек. Эксклюзивное распределение – производитель предоставляет эксклюзивные права на распределение продукции на определенной территории ограниченному числу торговых предприятий, а иногда и единственному продавцу.

Селективное распределение – производитель сотрудничает с ограниченным количеством торговых предприятий, желающих осуществлять продажу данного вида продукции. Селективное распределение рассчитано на удовлетворение особых потребностей отдельных потребителей. Поставщик выбирает их возможных точек продаж наиболее приближенные к потребителям.

По структурно – организационному признаку различают горизонтальную и вертикальную системы распределения.

Горизонтальная система распределения – схема построения канала распределения, которой два или более независимых предприятия объединяют свои ресурсы для продвижения продукции.

Вертикальная система распределения – это такая структура канала распределения, в которой производители, оптовые и розничные торговые предприятия функционируют как единая система. В данной системе один из участников канала:

1. является владельцем остальных предприятий участников каналов распределения;

2. заключают с остальными участниками договор;

3. имеет влияние, достаточное для того, чтобы объединить участников канала в единую систему в целях обеспечения эффективных продаж продукции.

По признаку прямолинейности различают:

1. прямую дистрибьюцию;

2. непрямую дистрибьюцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: