В современных условиях транспортный комплекс определяет уровень экономической активности субъектов, выступая связывающим звеном в процессе производства и распределения товаров, в осуществлении международных связей. Международная практика показывает, что неадекватное развитие транспортных систем на национальном уровне к неоправданно завышенным затратам в сферах производства и предоставления услуг, сдерживанию развития практически всех отраслей хозяйственной деятельности, ограничению социальных льгот для граждан. Рациональное же использование транзитно – транспортных возможностей стимулирует ускоренное развитие спряженных отраслей и сфер экономики: нефтедобычи, обрабатывающей промышленности, легкой и пищевой, сельского хозяйства и др. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования.
|
|
Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт, автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.
Транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащий нетранспортным предприятиям является, как правило, составной частью каких – либо производственных систем.
Именно логистический подход к организации транспортных процессов позволяет снизить транспортную составляющую в затратах на логистику до минимума. Применение логистики в транспорте, также, как и в производстве или торговле, превращает контрагентов из конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.
К задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.
Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе.
Технологическая сопряженность - подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.
Экономическая сопряженность – это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
|
|
Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков. К задачам транспортной логистики относят также: создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей. Транспортный коридор – это часть национальной или международной тран6спортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами. Включает в себя: подвижные транспортные средства и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность правовых условий осуществления этих перевозок.
Транспортная цепь – этапы перевозок груза на определенные расстояния в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта.