Основой выбора вида транспорта оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта, их возможностях и недостатках. Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобльного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, существенные с точки зрения логистики. В таблице 3 приведены сравнительные характеристики видов транспорта.
Таблица 3 - Характеристики видов транспорта
Вид транспорта | Достоинства | Недостатки |
Железнодорожный | 1. Высокая провозная и пропускная способность. 2. Независимость от климатических условий времени, года и суток. 3. Высокая регулярность перевозок. 4. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок. 5. Высокая скорость доставки грузов на больше расстояния. | 1. Ограниченной количество перевозчиков. 2. Большие каптальные вложения в производствнно – техническую базу. 3. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. 4. Низкая доступность к конечным точкам продаж (потребление). 5. Недостаточно высокая сохранность груза. |
Морской | 1. Возможность межконтинентальных перевозок. 2. Низкая себестоимость перевозок на дальные расстояния. 3. Высокая провозная и пропускная способность. 4. Низкая капиталоемкость перевозок. | 1. Ограниченность перевозок. 2. Низкая скорость доставки (большое время транзита). 3. Зависимость от географических навигационных и погодных условий. 4. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры. |
Внутренний водный (речной) | 1. Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах. 2. Низкая себестоимость перевозок. 3. Низкая капиталоемкость. | 1. Ограниченность перевозок. 2. Низкая скорость доставки груза. 3. Зависимость от неравномерности глубин рек водоемов, навигационных условий. 4. Сезонность. 5. Недостаточная надежность перевозок и сохранность груза. |
Автомобильный | 1. Высокая доступность. 2. Возможность доставки груза «от двери до двери». 3. Высокая маневренность, гибкость, динамичность. 4. Высокая скорость доставки. 5. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. 6. Возможность отправки груза маленькими партиями. 7. Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика. | 1. Низкая производительность. 2. Зависимость от погодных и дорожных условий. 3. Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. 4. Недостаточная экологическая частота. |
Воздушный | 1. Наивысшая скорость доставки груза. 2. Высокая надежность. 3. Наивысшая сохранность груза. 4. Наиболее короткие маршруты перевозок. | 1. Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. 2. Высокая капиталоемкость, материало – и энергоемкость перевозок. 3. Зависимость от погодных условий. 4. Недостаточная географическая доступность. |
Трубопроводный | 1. Низкая себестоимость. 2. Высокая производительность. 3. Высокая сохранность груза. 4. Низкая капиталоемкость | 1. Ограниченность видов груза. 2. Недостаточная доступность малых объемов транспортируемых грузов. |
Сущестувуют несколько видов маршрутов движения:
|
|
|
|
1. Маятниковый – маршрут, на котором путь следования таранспортного средства в прямом или обратном направлениях лежит на одной и той же страссе. Они бывают следующими:
1. с обратным порожним пробегом – на маршруте имеется один погрузочный и один разгрузочный пункты (простой маятниковый маршрут);
2. с полным использованием пробега – на каждом грузовом пункте маршрута транспортные средства после разгрузки перемещаются н аэтом же пункте под погрузку другим грузом;
3. с неполным использованием пробега – на маршруте имеются по одному пункту погрузки и разгрузки, а также один совмещенный пункт, где осуществляется погрузка (разгрузка).
2. Кольцевой – путь следования тарнспортного средства по замкнутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки – разгрузки. В кольцевом маршруте начальный пункт является конечным. Они бывают следующими:
1. развозочный – маршрут, на котором загруженное транспортное средство развозит груз по нескольким пунктам назначения и постепенно разгружается;
2. сборный – маршрут, на котором транспортное средство последовательно проходит несколько погрузочных пунктов, постепенно разгружается и завозит груз в один пункт разгрузки;
3. сборно – развозочный – маршрут, на котором одноврменно развозится один груз и собирается другой.
3. Комбинированный – сочетание нескольких маршрутов движения транспортного средства, в ходе которых за один оборот может быть совершено несколько ездок.