И функций логистики

При рассмотрении и классификации ЛС мы сталкивались

(О множеством различных определений в сочетании с подле-

;каіцим «логистика». Как категории одного порядка зачастую

перечисляются коммерческая и сбытовая, производственная

и информационная, закупочная и транспортная логистики.

1';с.ли же та или иная логистика идентифицируется с потока-

ми, то многообразие Л С становится явно избыточным.

Напомним, что разделение ЛС носит сугубо методиче-

ский характер, в целом же существует только одна логисти-

ка, понимаемая как предпринимательское мировоззрение

и этап развития экономики, а в прагматическом плане — как

паука и практическая деятельность, направленная на опти-

мизацию способов и методов взаимодействия фирмы с ее

поставщиками и получателями продукции в конкурентной

рьиючной среде.

Многообразие и недостаточно четкая детерминация

\\ѵ позволяют трактовать типологию Л С как полное и од-

іи»:шачное отображение системы. Однако, несмотря на то

'ПО практически невозможно встретить две идентичные

J\C, некий неизменный «архетип» в них все же присутству-

с і. В наших целях выберем морфологическую форму типо-

логии. Что касается способа построения типологического

исследования, то на сегодняшний день будет затруднитель-

но составить идеальную модель как предпринимательской

фирмы, так и ее ЛС. Потому мы предпочтем эмпирическую,



Глава 7. Функциональные области логистики


а не теоретическую типологию и, по тем же соображениям,

структурный характер типологии.

Таким образом, наше типологическое изучение логисти-

ки будет носить эмпирико-морфологический, структурный

характер. Назовем такую типологию логистики функцио-

нальной, так как в основу структуризации будет положен

характер этапа воспроизводственного цикла.

Как уже указывалось выше, логистика как технология

представляет собой совокупность логистических опера-

ций, объектом приложения которых является логистиче-

ский поток.

В соответствии с этим на функциональных этапах снаб-

жения, производства и сбыта мы получим специфические

множества логистических операций, которые образуют

определенные совокупности технологий; эти функциональ-

ные логистики в зависимости от этапа назовем: заготови-

тельная (закупочная), внутрипроизводственная и распреде-

лительная логистики (логистика распределения и сбыта).

Вторым критерием типологизации будут ресурсы, одна-

ко объединение их по группам произведем не с точки зре-

ния общеэкономической теории, а исходя из составляюшіих

логистического потока. Таким образом, ресурсная логисти-

ка будет представлена такими составляюш;ими, как матери-

альная (транспортно-складская), информационная, финан-

совая и кадровая логистики.

И наконец, третьим критерием типологизации логисти-

ки выберем сферу ее приложения в предпринимательской

деятельности. Предпринимательство представляет собой

инициативную самостоятельную деятельность граждан

и их объединений, осуществляемую на свой риск и под

свою имущественную ответственность, направленную

на получение прибыли. Так как наиболее широко распро-

страненными видами бизнеса выступают производственное

предпринимательство, коммерция и финансовое предпри-

нимательство, то и типология бизнес-логистики будет вы-

делять производственную логистику, коммерческую логи-

стику и логистику финансов.

Типология логистики в аспекте предпринимательской

специализации является, по нашему мнению, наименее

спорной и противоречивой. Очевидно, главным критери-

ем появления той или иной бизнес-логистики является

технико-экономическая целесообразность вычленения ее

из более крупного массива.


7.1. Соотношение функциональных областей-



15 мировой практике наиболее распространено подразде-

ігппс национальных экономик на два сектора:

1) производственный, состоящий из обрабатывающей

промышленности, строительства, добывающей промыш-

ігпмости и сельского хозяйства;

2) сфера услуг, включающая оптовую и розничную

юрговлю, банки и страхование, транспорт, коммунальные

II прочие услуги.

Приняв подобное разделение экономики к сведению, мы

\\г можем не отметить восприимчивость объектов указан-

іюп классификации лишь к макроэкономическому регули-

рованию, что не может пригодиться при нашем логистиче-

гком подходе.

Более привычной и более близкой к нашим целям яв-

ляется используемая в отечественной литературе отрасле-

изя структура экономики. Как известно, отрасль представ-

ляет собой часть экономики, сферу предпринимательской,

производственно-экономической деятельности, в которую

иходят хозяйствующие субъекты, обладающие единством

иыполняемых функций, видов и назначения выпускаемой

продукции, применяемых технологических процессов. Раз-

пообразное сочетание и специфическое проявление клас-

гпфикационных признаков (целевая функция, вид продук-

ции, технология) не позволяют детерминировать отрасли

п входящие в них фирмы однозначным образом, вследствие

чего состав субъектов хозяйствования и видов деятельно-

(' ги, включаемых в определенную отрасль, достаточно мо-

Гжлен и не является каноническим.

Советская экономическая наука в структуре экономики

пі>іделяла отрасли материального производства и нематери-

альную сферу. Термин «непроизводственная сфера», по на-

шему мнению, неудачен, и не столько семантически, сколь-

ісо содержательно. Непроизводственная сфера изначально

рассматривалась как сфера только потребляющая, ничего

пе создающая, потому остаточный принцип ее финансиро-

иания был как бы объективно предопределен.

Однако в этой сфере не только производится духовный

п интеллектуальный продукт, но и, что самое важное, про-

изводится и воспроизводится наиболее важная ресурсная

составляющая современной экономики, наиболее эффектив-

иый и перспективный для инвестиций человеческий фактор.

Потому исчезновение термина «непроизводственная сфера»

носит не формальный, а принципиальный характер.



Глава 7. Функциональные области логистики


В настоящее время в отраслевой структуре российской

экономики выделяют две основных группы:

1) материальное производство; промышленность, сель-

ское и лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь,

торговля и общественное питание, материально-техническое

обеспечение;

2) социально-культурная сфера: культура, образование,

здравоохранение, социальное обеспечение, наука, управление,

жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание.

Разумеется, каждая из перечисленных отраслей представ-

ляет собой далеко не однородное формирование. Так, промыш-

ленность разделяют на добывающую (угольная, нефтяная, га-

зовая, горнорудная), перерабатывающую (металлургическая,

химическая, нефтехимическая, энергетическая, пищевая),

машиностроительную (станкостроение, автомобилестроение,

сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, авиа-

строение, приборостроение и т.п.), легкую. Строительство бы-

вает промышленное, жилищное, транспортное и пр. Да и в от-

раслях социально-культурной сферы развита специализация:

так, например, совершенно различны с точки зрения прогно-

зирования развития, финансирования, управления общее,

высшее и среднее специальное образование.

Следует заметить, что при структуризации экономики

отрасль может иметь три значения:

1) совокупность всех производств одного продукта;

2) хозяйственная отрасль — совокупность хозяйствую-

щих субъектов, на которых производство отраслевого про-

дукта составляет большую часть их выпуска;

3) административная отрасль — совокупность предпри-

ятий, находящихся в ведении одного административного

органа управления.

В логистике наибольший интерес вызывают два первых

значения.

Приведенная классификация отраслей достаточно под-

робна и, все-таки, по нашему мнению, она не годится для

типологии бизнес-логистики. Поэтому мы предлагаем пред-

принимательство и бизнес в данном случае понимать как

синонимы и определять как самостоятельную, инициатив-

ную деятельность граждан и их объединений (хозяйству-

ющих субъектов), осуществляемую на свой страх и риск

и под свою имущественную ответственность, направленную

на получение прибыли. Схема любой предприниматель-

ской деятельности сводится к приобретению за счет перво-

начального капитала необходимых факторов производства,


7.1. Соотношение функциональных областей.



мргобразование их в товар и его реализация с получением

ип|)(ѵіеленной выручки.

Увязывая предпринимательский процесс с типичными

флзами воспроизводственного цикла (производство, об-

мен, распределение, потребление), можно выделить типо-

виды предпринимательской деятельности, которые мы

II положим в основу типологии бизнес-логистики:

- производство (изготовление и потребление товаров

и услуг);

- коммерция (обмен, распределение и потребление то-

иаров и услуг);

— финансы (обращение и обмен стоимостей).

Производственное предпринимательство представляет

гобой деятельность, в условиях которой непосредствен-

ным образом осуществляется производство продукции,

товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей,

подлежащих последующей реализации потребителям.

IРезультатом производственно-предпринимательской ак-

ции и соответствующей ей сделки является реализация

ювара с получением за него денежной выручки. Финан-

совая эффективность (рентабельность) производственно-

предпринимательской деятельности оценивается отноше-

нием чистой прибыли к полным издержкам производства

(себестоимость продукции).

Применение логистического подхода к сфере производ-

ственного предпринимательства порождает производственную

логистику, которая в зависимости от специфики хозяйству-

ющего субъекта может проявляться в виде промышленной,

строительной логистики, логистики транспорта.

Коммерческое предпринимательство характеризуется

гем, что определенную роль в нем играют товарно-денеж-

ные, торгово-обменные операции. Коммерция представ-

ляет собой процесс организационно-технического и соци-

ально-экономического взаимодействия субъектов рынка

но поводу распределения и организации обмена товарно-

материальных ценностей и услуг на эквивалентной основе.

Хотя общая схема коммерции во многом аналогична схе-

ме производственно-предпринимательской деятельности,

ей свойственны и серьезные отличия: отсутствует необ-

ходимость обеспечения производственными ресурсами,

связанными с выпуском продукции; приобретаемые ком-

мерсантом материальные ресурсы покупаются им в виде

готового товара, который затем реализуется потребителю.

Эти особенности оказывают влияние на специфику логи-



Глава 7. Функциональные области логистики


стики данного вида предпринимательства, уже получив-

шую устойчивое наименование «коммерческая логистика».

Коммерческая логистика — широкая и емкая категория.

При необходимости отдельные ее элементы могут слагаться

в торговую логистику, в которой наиболее отчетливо отразят-

ся такие специфические функции торговли, как направление

товарного потока от производителя к потребителю; хранение

запасов, необходимых для своевременного обеспечения поста-

вок покупателям при изменяющемся спросе; перекрывание

временного разрыва между производством и потреблением.

Важное место в сфере коммерции занимают товарные

биржи — специализированные негосударственные учреж-

дения для проведения торговых операций по заключению

сделок о крупномасштабной купле-продаже материально-

вещественных товаров массового спроса, продающихся

по стандартам и образцам. Основной предмет сделок на то-

варной бирже — представленные на ней товары и контракты

на куплю-продажу товаров. Такие функции товарных бирж,

как упорядочение торговли товарами, оказание посредниче-

ских услуг при заключении сделок, регулирование процесса

торга между продавцами и покупателями товара, информиро-

вание о ценах на биржевые товары, в перспективе Morjnr вос-

требовать вьщеление из коммерческой логистики в самостоя-

тельную науку и сферу деятельности биржевой логистики.

Финансы (финансово-кредитное предпринимательство)

характеризуются тем, что объектом купли-продажи являет-

ся специфический товар — деньги, валюта, ценные бумаги,

которые не только опосредуют товарообменные операции,

но и служат основным объектом товарно-денежных от-

ношений, превращая их в денежно-денежные и валютно-

денежные. Основными субъектами финансового предпри-

нимательства выступают банки и фондовые биржи.

Банки — специализированные предпринимательские ор-

ганизации, занимающиеся аккумуляцией денежных средств,

предоставляющие кредиты, осуществляющие денежные

расчеты, выпускающие в обращение денежные знаки, про-

водящие операции с ценными бумагами, оказывающие раз-

личные экономические услуги.

Фондовые биржи — основной инструмент рынка ценных

бумаг, регулирующий и коіпролирующий их куплю-продажу.

Они функционируют на азосционной основе, что позволяет им

оперативно регулировать спрос и предложение на ценные бу-

маги и формировать их рыночный курс. В отличие от продажи

ценных бумаг их эмитентами на первичном рынке, фондовые


7.1. Соотношение функциональных областей.



(иіржи образуют и обслуживают вторичный рынок ценных

оумаі; на котором обращаются ранее выпущенные бумаги.

Учитывая вышеуказанную специфику банков и фондо-

иых бирж, можно утверждать, что формирующаяся в насто-

miu'c время логистика финансов в перспективе разделится

пз банковскую и фондовую логистику. Следует напомнить,

чіч) типология логистики весьма разнообразна, а мы про-

подили типологизацию лишь по трем признакам: функцио-

нальному, ресурсному и отраслевому. Результаты типоло-

гических разработок представлены на рис. 7.1.

Рис, 7.1 Типология логистики



Глава 7. Функциональные области логистики


На рис. 7.1 изображено все многообразие логистики как

современной рыночной концепции, комплексного подхода,

фактора конкурентоспособности, науки, практической дея-

тельности, функционального менеджмента, т.е. совокупно-

сти алгоритмов и технологий, позволяющих реализовать

логистический подход в экономике.

По оси абсцисс (функциональный аспект) мы видим на-

бор логистических операций и технологий, необходимых

для работы со всеми видами ресурсов, во всех отраслях

предпринимательства на снабженческой, производственной

и сбытовой стадиях воспроизводственного процесса.

Ось ординат (ресурсный аспект) демонстрирует сово-

купность логистических операций и технологий, применяе-

мых на всех стадиях воспроизводственного процесса, всех

предпринимательских отраслей применительно к матери-

альной, финансовой, информационной, кадровой состав-

ляющим ресурсного потенциала фирмы.

Аппликата (отраслевой аспект) предоставляет каждому

виду предпринимательской деятельности необходимые ал-

горитмы и технологии для реализации логистического под-

хода на всех стадиях воспроизводственного цикла со всеми

ресурсными составляющими.

Далее мы остановимся на вопросе формализации, фор-

мирования общих подходов моделирования типологии ло-

гистики.

Логистика как совокупность алгоритмов и технологий

сама является логистическим образованием, существующим

и рассматриваемым в пространственной системе координат,

отражающих основные направления и образующих главные

составляющие логистической деятельности. В свою очередь,

каждая основная составляющая логистической деятельности

характеризуется совокупностью элементов, оценки которых

отражают их соответствие определенной системе воспроиз-

водственных организационно-экономических технологий,

и тем самым — рассматриваемой логистической технологии.

Обозначим размерность функционального измерения

логистики как F, ресурсного измерения — і?, отраслевого

измерения — S (от англ. sectoral — отраслевой). Тогда со-

ответственно:

F — множество функциональных видов воспроизвод-

ственного процесса организационно-экономической дея-

тельности;

R — множество видов ресурсов, используемых хозяй-

ствующими субъектами;


7.1. Соотношение функциональных областей.



S ~ множество отраслевых форм предпринимательской

и'игельности.

Каждый отдельный элемент вышеуказанных множеств

члрактеризуется конкретным состоянием и способом суще-

і Пювания в зависимости от специфики применяемой нами

лагсификации:

Г — функция воспроизводственного процесса;

R — ресурсные составляющие предпринимательской

(|ні|)мы;

S — отрасль предпринимательской деятельности.

Каждый отдельный элемент вышеуказанных множеств

характеризуется конкретным состоянием, что аналитиче-

гіаі можно представить как

I до — материально-техническое обеспечение (снабже-

ние) фирмы; — непосредственно производственный

процесс; — сбыт готовой продукции и услуг.

Аналогичным образом:

� �и' �фин' �кад Ь

где — материальные ресурсы фирмы; — информация;

/�фин — финансовые ресурсы фирмы; R� — кадры;

� п* ком* фин'*

где — производственное предпринимательство; —

коммерция; — финансовое предпринимательство.

В соответствии с конкретным видом предпринимательской

деятельности для каждого хозяйствующего субъекта размер-

ность отраслевого измерения изменяется дискретно от О до 1:

� = 1; = 0; = О — для чисто предприниматель-

ской структуры;

�ом ~ 1' '�ин - � ~ Д*™ коммерческой фирмы;

Л = Лом == �ин = 1 ~ финансового учреждения.

Логистика как функция целеполагания, а также как

стратегия рыночного поведения и как функциональный

менеджмент характерна для любого вида предпринимательс-

кой деятельности:

б � пр � П'* ком � КОМ'" фин � фиН''''

где Ig — бизнес-логистика; — производственная логистика;

/-ком коммерческая логистика; — логистика финансов.

S={S;S;S, },
L. = {L (S); L (S); U (S�)},



Глава 7. Функциональные области логистики


Любой вид предпринимательской деятельности изна-

чально предусматривает все этапы воспроизводственного

цикла (снабжение, производство, сбыт), а потому каждая со-

ответствующая виду предпринимательства логистика вклю-

чает в себя соответствующие этапам воспроизводственного

цикла проявления функциональной логистики:

■�фун ~ {�3 �вн (�пр)' -�р

где іфуу — функциональная логистика; — заготовитель-

ная логистика; — внутрипроизводственная логистика;

Ір — распределительная логистика.

При этом следует заметить, что в соответствии с кон-

кретным видом предпринимательской деятельности для

конкретной фирмы размерность их функционального изме-

рения изменяется от нуля до единицы и может принимать

любое значение на этом интервале:

Если производственная логистика представляет собой

функциональный симбиоз всех составляющих = {І�;

Zp}, то коммерческую логистику в «чистом» виде можно трак-

товать как заготовительно-распределительную логистику:

L ком ={L;L}.

в общем виде любая разновидность предприниматель-

ства имеет дело с необходимыми для него ресурсами {R}.

Совокупность ресурсов в своем движении (развитии) со-

ставляет логистический поток, с которым и приходится

работать в любой из логистик. В отличие от отраслевой и

функциональной компонент оценка элементов ресурсной

составляющей практически никогда не приобретает нуле-

вого значения, и ресурсной координате R = Rф����y

і?кад} ставится в соответствие ресурсная логистика:

~ (�м)» (�и)' �фин (�фин)' �кад (�кад)Ь

где ір — ресурсная логистика; — материальная логисти-

ка; — информационная логистика; — финансовая

логистика; — кадровая логистика.

Разумеется, данная типология не является законченной

схемой. По мере развития рыночных отношений, расшире-

ния сферы компетенции логистики будут появляться но-

1 з'


7.1. Соотношение функциональных областей�



мы(' типы и разновидности логистики, однако этот процесс

ис может быть декларирован административно, он будет

иостребован ходом социально-экономического развития

II характером функционирования экономической системы.

ІЮ нашему мнению, функциональный подход к типоло-

гии логистики окажется продуктивным, если мы за основу

иозьмем стадии воспроизводственного процесса. Как из-

и<ч тно, хозяйственные связи как способ взаимодействия

но поводу обмена ценностями рассматриваются в един-

< гие их экономического содержания и правовой формы.

П условиях рынка принципиальными критериями, опреде-

.'|>1ющими выбор и осуществление хозяйственных связей,

субъектами общей системы создания ценностей являются

(кономические критерии, ориентация на которые обуслов-

лена правовыми условиями экономической среды деловой

пктивности ее субъектов. В общем случае хозяйственные

сиязи представляют собой способ взаимодействия между

субъектами и выражают экономические отношения субъ-

<лстов по поводу обмена ценностями в общем процессе их

создания в условиях определенной правовой среды.

Как известно, обмен ценностями предполагает наличие

двух принципиальных сторон: субъекта-поставщика (про-

давца) и субъекта-получателя (покупателя). Обе сторо-

ны рассматриваются как экономически самостоятельные,

обособленные хозяйствующие субъекты, взаимодействие

которых осуществляется на условиях взаимной заинтере-

сованности и взаимной выгоды. Экономическая суть хо-

зяйственных связей между субъектами различных сторон

обмена ценностями в общем процессе их создания заклю-

чается в обмене разными (с точки зрения субъектов) цен-

ностями, в результате чего каждая из сторон приобретает

большую ценность, чем отдает. Это и объясняет сам факт

осуществления хозяйственных связей и обусловливает как

нх общую эффективность, так и сравнительную эффектив-

ность их отдельных организационно-правовых форм.

Субъектами хозяйственных связей выступают как

фирмы-производители, так и коммерческие фирмы, кото-

рые обеспечивают движение товарно-материальных ценно-

стей от субъектов-изготовителей к субъектам-потребителям

н по отношению и к тем, и к другим являются посредниками.

По отношению к объекту хозяйственных связей разли-

чают две категории субъектов:

1) располагающих правом собственности на товар: пол-

ным — в составе всех трех полномочий собственника (вла-



Глава 7. Функциональные области логистики


дение, пользование, распоряжение) и частичным — в соста-

ве какой-либо части указанных полномочий;

2) не располагающих правом собственности на товар.

В соответствии со ст. 132, 136, 209 и п. 3 ст. 213 Граж-

данского кодекса РФ полным правом собственности на из-

готавливаемый товар (продукцию) обладают фирмы-

изготовители. Таким же размером правомочий могут

обладать субъекты-посредники (снабженческо-сбытовые

коммерческие организации), действующие как поставщики

относительно товаров (продукции), приобретенных в ре-

зультате предшествующих хозяйственных связей.

Не обладают правом собственности субъекты-посред-

ники и хозяйствующие фирмы, выступающие в качестве

покупателей.

В контексте хозяйственных связей владение (В) мож-

но определить как фактическое обладание товаром, при

этом принципиально важным является то обстоятельство,

что законным владельцем может выступать не только пол-

ный собственник, но и частичный — посредник (арендатор,

транспортировщик, хранитель и т.д.). Пользование (П)

подразумевает потребление товара в зависимости от его

назначения: расходования самого товара или расходования

его ресурса. Распоряжение (Р) трактуется как отчуждение

или передача товара во временное владение и пользование

другому субъекту.

Если получателем является фирма-изготовитель, то ее

конечное состояние как субъекта-получателя, достигну-

тое в результате предшествующего варианта хозяйствен-

ных связей (поставка материальных ресурсов) означает

завершение процесса обращения товара и начало его по-

требления в производственном процессе. В процессе про-

изводства товар А проходит переработку и изменяет свое

функционально-экономическое состояние, превращаясь

в товар В, который и становится объектом последующих

хозяйственных связей. Теперь уже объектом последующего

варианта хозяйственной связи является результат перера-

ботки первичного товара, на основании чего можно считать,

что исходное состояние производственного субъекта-

поставщика обусловливается его конечным состоянием,

достигнутым в результате предыдущего варианта хозяй-

ственной связи, где он выступал как получатель и наоборот.

Варианты хозяйственных связей на определенных этапах

воспроизводственного процесса представлены на рис. 7.2.


1 iu'. ІГ.с."Ь {»

б

Рис. 7.2. Варианты хозяйственных связей в основных функциональных областях логистики (а)

и стадии воспроизводственного процесса (б)

Поставщик (I)  
Исходное состояние Конечное состояние  
(ВПР)д  
 

Исходное состояние Конечное состояние  
(ВПР),  
 

Производство

(ВПР)д А... -... В (ВПР)в  
Исходное состояние Конечное состояние Производство Исходное состояние Конечное состояние  
Получатель (И) Поставщик (П)  
Предприниматель (И)  
 

Сбыт (I) Снабжение (П) Производство (П) Сбыт(П) Снабжение (ПІ)
Распределительная Заготовительная Внутрипроизводственная Распределительная Заготовительная
логистика (I) логистика (П) логистика (П) логистика (И) логистика (ПІ)
 



Глава 7. Функциональные области логистики


Здесь показаны также стадии воспроизводственного про-

цесса, на которых реализуются вполне определенные функ-

ции и на которых выполняются необходимые логистические

операции, складывающиеся в заготовительную, внутрипро-

изводственную и распределительную логистику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: