При рассмотрении и классификации ЛС мы сталкивались
(О множеством различных определений в сочетании с подле-
;каіцим «логистика». Как категории одного порядка зачастую
перечисляются коммерческая и сбытовая, производственная
и информационная, закупочная и транспортная логистики.
1';с.ли же та или иная логистика идентифицируется с потока-
ми, то многообразие Л С становится явно избыточным.
Напомним, что разделение ЛС носит сугубо методиче-
ский характер, в целом же существует только одна логисти-
ка, понимаемая как предпринимательское мировоззрение
и этап развития экономики, а в прагматическом плане — как
паука и практическая деятельность, направленная на опти-
мизацию способов и методов взаимодействия фирмы с ее
поставщиками и получателями продукции в конкурентной
рьиючной среде.
Многообразие и недостаточно четкая детерминация
\\ѵ позволяют трактовать типологию Л С как полное и од-
іи»:шачное отображение системы. Однако, несмотря на то
'ПО практически невозможно встретить две идентичные
J\C, некий неизменный «архетип» в них все же присутству-
с і. В наших целях выберем морфологическую форму типо-
логии. Что касается способа построения типологического
исследования, то на сегодняшний день будет затруднитель-
но составить идеальную модель как предпринимательской
фирмы, так и ее ЛС. Потому мы предпочтем эмпирическую,
Глава 7. Функциональные области логистики
а не теоретическую типологию и, по тем же соображениям,
структурный характер типологии.
Таким образом, наше типологическое изучение логисти-
ки будет носить эмпирико-морфологический, структурный
характер. Назовем такую типологию логистики функцио-
нальной, так как в основу структуризации будет положен
характер этапа воспроизводственного цикла.
Как уже указывалось выше, логистика как технология
представляет собой совокупность логистических опера-
ций, объектом приложения которых является логистиче-
ский поток.
В соответствии с этим на функциональных этапах снаб-
жения, производства и сбыта мы получим специфические
множества логистических операций, которые образуют
определенные совокупности технологий; эти функциональ-
ные логистики в зависимости от этапа назовем: заготови-
тельная (закупочная), внутрипроизводственная и распреде-
лительная логистики (логистика распределения и сбыта).
Вторым критерием типологизации будут ресурсы, одна-
ко объединение их по группам произведем не с точки зре-
ния общеэкономической теории, а исходя из составляюшіих
логистического потока. Таким образом, ресурсная логисти-
ка будет представлена такими составляюш;ими, как матери-
альная (транспортно-складская), информационная, финан-
совая и кадровая логистики.
И наконец, третьим критерием типологизации логисти-
ки выберем сферу ее приложения в предпринимательской
деятельности. Предпринимательство представляет собой
инициативную самостоятельную деятельность граждан
и их объединений, осуществляемую на свой риск и под
свою имущественную ответственность, направленную
на получение прибыли. Так как наиболее широко распро-
страненными видами бизнеса выступают производственное
предпринимательство, коммерция и финансовое предпри-
нимательство, то и типология бизнес-логистики будет вы-
делять производственную логистику, коммерческую логи-
стику и логистику финансов.
Типология логистики в аспекте предпринимательской
специализации является, по нашему мнению, наименее
спорной и противоречивой. Очевидно, главным критери-
ем появления той или иной бизнес-логистики является
технико-экономическая целесообразность вычленения ее
из более крупного массива. 
7.1. Соотношение функциональных областей-
15 мировой практике наиболее распространено подразде-
ігппс национальных экономик на два сектора:
1) производственный, состоящий из обрабатывающей
промышленности, строительства, добывающей промыш-
ігпмости и сельского хозяйства;
2) сфера услуг, включающая оптовую и розничную
юрговлю, банки и страхование, транспорт, коммунальные
II прочие услуги.
Приняв подобное разделение экономики к сведению, мы
\\г можем не отметить восприимчивость объектов указан-
іюп классификации лишь к макроэкономическому регули-
рованию, что не может пригодиться при нашем логистиче-
гком подходе.
Более привычной и более близкой к нашим целям яв-
ляется используемая в отечественной литературе отрасле-
изя структура экономики. Как известно, отрасль представ-
ляет собой часть экономики, сферу предпринимательской,
производственно-экономической деятельности, в которую
иходят хозяйствующие субъекты, обладающие единством
иыполняемых функций, видов и назначения выпускаемой
продукции, применяемых технологических процессов. Раз-
пообразное сочетание и специфическое проявление клас-
гпфикационных признаков (целевая функция, вид продук-
ции, технология) не позволяют детерминировать отрасли
п входящие в них фирмы однозначным образом, вследствие
чего состав субъектов хозяйствования и видов деятельно-
(' ги, включаемых в определенную отрасль, достаточно мо-
Гжлен и не является каноническим.
Советская экономическая наука в структуре экономики
пі>іделяла отрасли материального производства и нематери-
альную сферу. Термин «непроизводственная сфера», по на-
шему мнению, неудачен, и не столько семантически, сколь-
ісо содержательно. Непроизводственная сфера изначально
рассматривалась как сфера только потребляющая, ничего
пе создающая, потому остаточный принцип ее финансиро-
иания был как бы объективно предопределен.
Однако в этой сфере не только производится духовный
п интеллектуальный продукт, но и, что самое важное, про-
изводится и воспроизводится наиболее важная ресурсная
составляющая современной экономики, наиболее эффектив-
иый и перспективный для инвестиций человеческий фактор.
Потому исчезновение термина «непроизводственная сфера»
носит не формальный, а принципиальный характер. 
Глава 7. Функциональные области логистики
В настоящее время в отраслевой структуре российской
экономики выделяют две основных группы:
1) материальное производство; промышленность, сель-
ское и лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь,
торговля и общественное питание, материально-техническое
обеспечение;
2) социально-культурная сфера: культура, образование,
здравоохранение, социальное обеспечение, наука, управление,
жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание.
Разумеется, каждая из перечисленных отраслей представ-
ляет собой далеко не однородное формирование. Так, промыш-
ленность разделяют на добывающую (угольная, нефтяная, га-
зовая, горнорудная), перерабатывающую (металлургическая,
химическая, нефтехимическая, энергетическая, пищевая),
машиностроительную (станкостроение, автомобилестроение,
сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, авиа-
строение, приборостроение и т.п.), легкую. Строительство бы-
вает промышленное, жилищное, транспортное и пр. Да и в от-
раслях социально-культурной сферы развита специализация:
так, например, совершенно различны с точки зрения прогно-
зирования развития, финансирования, управления общее,
высшее и среднее специальное образование.
Следует заметить, что при структуризации экономики
отрасль может иметь три значения:
1) совокупность всех производств одного продукта;
2) хозяйственная отрасль — совокупность хозяйствую-
щих субъектов, на которых производство отраслевого про-
дукта составляет большую часть их выпуска;
3) административная отрасль — совокупность предпри-
ятий, находящихся в ведении одного административного
органа управления.
В логистике наибольший интерес вызывают два первых
значения.
Приведенная классификация отраслей достаточно под-
робна и, все-таки, по нашему мнению, она не годится для
типологии бизнес-логистики. Поэтому мы предлагаем пред-
принимательство и бизнес в данном случае понимать как
синонимы и определять как самостоятельную, инициатив-
ную деятельность граждан и их объединений (хозяйству-
ющих субъектов), осуществляемую на свой страх и риск
и под свою имущественную ответственность, направленную
на получение прибыли. Схема любой предприниматель-
ской деятельности сводится к приобретению за счет перво-
начального капитала необходимых факторов производства, 
7.1. Соотношение функциональных областей.
мргобразование их в товар и его реализация с получением
ип|)(ѵіеленной выручки.
Увязывая предпринимательский процесс с типичными
флзами воспроизводственного цикла (производство, об-
мен, распределение, потребление), можно выделить типо-
виды предпринимательской деятельности, которые мы
II положим в основу типологии бизнес-логистики:
- производство (изготовление и потребление товаров
и услуг);
- коммерция (обмен, распределение и потребление то-
иаров и услуг);
— финансы (обращение и обмен стоимостей).
Производственное предпринимательство представляет
гобой деятельность, в условиях которой непосредствен-
ным образом осуществляется производство продукции,
товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей,
подлежащих последующей реализации потребителям.
IРезультатом производственно-предпринимательской ак-
ции и соответствующей ей сделки является реализация
ювара с получением за него денежной выручки. Финан-
совая эффективность (рентабельность) производственно-
предпринимательской деятельности оценивается отноше-
нием чистой прибыли к полным издержкам производства
(себестоимость продукции).
Применение логистического подхода к сфере производ-
ственного предпринимательства порождает производственную
логистику, которая в зависимости от специфики хозяйству-
ющего субъекта может проявляться в виде промышленной,
строительной логистики, логистики транспорта.
Коммерческое предпринимательство характеризуется
гем, что определенную роль в нем играют товарно-денеж-
ные, торгово-обменные операции. Коммерция представ-
ляет собой процесс организационно-технического и соци-
ально-экономического взаимодействия субъектов рынка
но поводу распределения и организации обмена товарно-
материальных ценностей и услуг на эквивалентной основе.
Хотя общая схема коммерции во многом аналогична схе-
ме производственно-предпринимательской деятельности,
ей свойственны и серьезные отличия: отсутствует необ-
ходимость обеспечения производственными ресурсами,
связанными с выпуском продукции; приобретаемые ком-
мерсантом материальные ресурсы покупаются им в виде
готового товара, который затем реализуется потребителю.
Эти особенности оказывают влияние на специфику логи- 
Глава 7. Функциональные области логистики
стики данного вида предпринимательства, уже получив-
шую устойчивое наименование «коммерческая логистика».
Коммерческая логистика — широкая и емкая категория.
При необходимости отдельные ее элементы могут слагаться
в торговую логистику, в которой наиболее отчетливо отразят-
ся такие специфические функции торговли, как направление
товарного потока от производителя к потребителю; хранение
запасов, необходимых для своевременного обеспечения поста-
вок покупателям при изменяющемся спросе; перекрывание
временного разрыва между производством и потреблением.
Важное место в сфере коммерции занимают товарные
биржи — специализированные негосударственные учреж-
дения для проведения торговых операций по заключению
сделок о крупномасштабной купле-продаже материально-
вещественных товаров массового спроса, продающихся
по стандартам и образцам. Основной предмет сделок на то-
варной бирже — представленные на ней товары и контракты
на куплю-продажу товаров. Такие функции товарных бирж,
как упорядочение торговли товарами, оказание посредниче-
ских услуг при заключении сделок, регулирование процесса
торга между продавцами и покупателями товара, информиро-
вание о ценах на биржевые товары, в перспективе Morjnr вос-
требовать вьщеление из коммерческой логистики в самостоя-
тельную науку и сферу деятельности биржевой логистики.
Финансы (финансово-кредитное предпринимательство)
характеризуются тем, что объектом купли-продажи являет-
ся специфический товар — деньги, валюта, ценные бумаги,
которые не только опосредуют товарообменные операции,
но и служат основным объектом товарно-денежных от-
ношений, превращая их в денежно-денежные и валютно-
денежные. Основными субъектами финансового предпри-
нимательства выступают банки и фондовые биржи.
Банки — специализированные предпринимательские ор-
ганизации, занимающиеся аккумуляцией денежных средств,
предоставляющие кредиты, осуществляющие денежные
расчеты, выпускающие в обращение денежные знаки, про-
водящие операции с ценными бумагами, оказывающие раз-
личные экономические услуги.
Фондовые биржи — основной инструмент рынка ценных
бумаг, регулирующий и коіпролирующий их куплю-продажу.
Они функционируют на азосционной основе, что позволяет им
оперативно регулировать спрос и предложение на ценные бу-
маги и формировать их рыночный курс. В отличие от продажи
ценных бумаг их эмитентами на первичном рынке, фондовые 
7.1. Соотношение функциональных областей.
(иіржи образуют и обслуживают вторичный рынок ценных
оумаі; на котором обращаются ранее выпущенные бумаги.
Учитывая вышеуказанную специфику банков и фондо-
иых бирж, можно утверждать, что формирующаяся в насто-
miu'c время логистика финансов в перспективе разделится
пз банковскую и фондовую логистику. Следует напомнить,
чіч) типология логистики весьма разнообразна, а мы про-
подили типологизацию лишь по трем признакам: функцио-
нальному, ресурсному и отраслевому. Результаты типоло-
гических разработок представлены на рис. 7.1.
Рис, 7.1 Типология логистики
|
Глава 7. Функциональные области логистики
На рис. 7.1 изображено все многообразие логистики как
современной рыночной концепции, комплексного подхода,
фактора конкурентоспособности, науки, практической дея-
тельности, функционального менеджмента, т.е. совокупно-
сти алгоритмов и технологий, позволяющих реализовать
логистический подход в экономике.
По оси абсцисс (функциональный аспект) мы видим на-
бор логистических операций и технологий, необходимых
для работы со всеми видами ресурсов, во всех отраслях
предпринимательства на снабженческой, производственной
и сбытовой стадиях воспроизводственного процесса.
Ось ординат (ресурсный аспект) демонстрирует сово-
купность логистических операций и технологий, применяе-
мых на всех стадиях воспроизводственного процесса, всех
предпринимательских отраслей применительно к матери-
альной, финансовой, информационной, кадровой состав-
ляющим ресурсного потенциала фирмы.
Аппликата (отраслевой аспект) предоставляет каждому
виду предпринимательской деятельности необходимые ал-
горитмы и технологии для реализации логистического под-
хода на всех стадиях воспроизводственного цикла со всеми
ресурсными составляющими.
Далее мы остановимся на вопросе формализации, фор-
мирования общих подходов моделирования типологии ло-
гистики.
Логистика как совокупность алгоритмов и технологий
сама является логистическим образованием, существующим
и рассматриваемым в пространственной системе координат,
отражающих основные направления и образующих главные
составляющие логистической деятельности. В свою очередь,
каждая основная составляющая логистической деятельности
характеризуется совокупностью элементов, оценки которых
отражают их соответствие определенной системе воспроиз-
водственных организационно-экономических технологий,
и тем самым — рассматриваемой логистической технологии.
Обозначим размерность функционального измерения
логистики как F, ресурсного измерения — і?, отраслевого
измерения — S (от англ. sectoral — отраслевой). Тогда со-
ответственно:
F — множество функциональных видов воспроизвод-
ственного процесса организационно-экономической дея-
тельности;
R — множество видов ресурсов, используемых хозяй-
ствующими субъектами; 
7.1. Соотношение функциональных областей.
S ~ множество отраслевых форм предпринимательской
и'игельности.
Каждый отдельный элемент вышеуказанных множеств
члрактеризуется конкретным состоянием и способом суще-
і Пювания в зависимости от специфики применяемой нами
лагсификации:
Г — функция воспроизводственного процесса;
R — ресурсные составляющие предпринимательской
(|ні|)мы;
S — отрасль предпринимательской деятельности.
Каждый отдельный элемент вышеуказанных множеств
характеризуется конкретным состоянием, что аналитиче-
гіаі можно представить как
I до — материально-техническое обеспечение (снабже-
ние) фирмы; — непосредственно производственный
процесс; — сбыт готовой продукции и услуг.
Аналогичным образом:
� �и' �фин' �кад Ь
где — материальные ресурсы фирмы; — информация;
/�фин — финансовые ресурсы фирмы; R� — кадры;
� п* ком* фин'*
где — производственное предпринимательство; —
коммерция; — финансовое предпринимательство.
В соответствии с конкретным видом предпринимательской
деятельности для каждого хозяйствующего субъекта размер-
ность отраслевого измерения изменяется дискретно от О до 1:
� = 1; = 0; = О — для чисто предприниматель-
ской структуры;
�ом ~ 1' '�ин - � ~ Д*™ коммерческой фирмы;
Л = Лом == �ин = 1 ~ финансового учреждения.
Логистика как функция целеполагания, а также как
стратегия рыночного поведения и как функциональный
менеджмент характерна для любого вида предпринимательс-
кой деятельности:
б � пр � П'* ком � КОМ'" фин � фиН''''
где Ig — бизнес-логистика; — производственная логистика;
/-ком коммерческая логистика; — логистика финансов.
|
|
|
Глава 7. Функциональные области логистики
Любой вид предпринимательской деятельности изна-
чально предусматривает все этапы воспроизводственного
цикла (снабжение, производство, сбыт), а потому каждая со-
ответствующая виду предпринимательства логистика вклю-
чает в себя соответствующие этапам воспроизводственного
цикла проявления функциональной логистики:
■�фун ~ {�3 �вн (�пр)' -�р
где іфуу — функциональная логистика; — заготовитель-
ная логистика; — внутрипроизводственная логистика;
Ір — распределительная логистика.
При этом следует заметить, что в соответствии с кон-
кретным видом предпринимательской деятельности для
конкретной фирмы размерность их функционального изме-
рения изменяется от нуля до единицы и может принимать
любое значение на этом интервале:
Если производственная логистика представляет собой
функциональный симбиоз всех составляющих = {І�;
Zp}, то коммерческую логистику в «чистом» виде можно трак-
товать как заготовительно-распределительную логистику:
L ком ={L;L}.
в общем виде любая разновидность предприниматель-
ства имеет дело с необходимыми для него ресурсами {R}.
Совокупность ресурсов в своем движении (развитии) со-
ставляет логистический поток, с которым и приходится
работать в любой из логистик. В отличие от отраслевой и
функциональной компонент оценка элементов ресурсной
составляющей практически никогда не приобретает нуле-
вого значения, и ресурсной координате R = Rф����y
і?кад} ставится в соответствие ресурсная логистика:
~ (�м)» (�и)' �фин (�фин)' �кад (�кад)Ь
где ір — ресурсная логистика; — материальная логисти-
ка; — информационная логистика; — финансовая
логистика; — кадровая логистика.
Разумеется, данная типология не является законченной
схемой. По мере развития рыночных отношений, расшире-
ния сферы компетенции логистики будут появляться но-
|
7.1. Соотношение функциональных областей�
мы(' типы и разновидности логистики, однако этот процесс
ис может быть декларирован административно, он будет
иостребован ходом социально-экономического развития
II характером функционирования экономической системы.
ІЮ нашему мнению, функциональный подход к типоло-
гии логистики окажется продуктивным, если мы за основу
иозьмем стадии воспроизводственного процесса. Как из-
и<ч тно, хозяйственные связи как способ взаимодействия
но поводу обмена ценностями рассматриваются в един-
< гие их экономического содержания и правовой формы.
П условиях рынка принципиальными критериями, опреде-
.'|>1ющими выбор и осуществление хозяйственных связей,
субъектами общей системы создания ценностей являются
(кономические критерии, ориентация на которые обуслов-
лена правовыми условиями экономической среды деловой
пктивности ее субъектов. В общем случае хозяйственные
сиязи представляют собой способ взаимодействия между
субъектами и выражают экономические отношения субъ-
<лстов по поводу обмена ценностями в общем процессе их
создания в условиях определенной правовой среды.
Как известно, обмен ценностями предполагает наличие
двух принципиальных сторон: субъекта-поставщика (про-
давца) и субъекта-получателя (покупателя). Обе сторо-
ны рассматриваются как экономически самостоятельные,
обособленные хозяйствующие субъекты, взаимодействие
которых осуществляется на условиях взаимной заинтере-
сованности и взаимной выгоды. Экономическая суть хо-
зяйственных связей между субъектами различных сторон
обмена ценностями в общем процессе их создания заклю-
чается в обмене разными (с точки зрения субъектов) цен-
ностями, в результате чего каждая из сторон приобретает
большую ценность, чем отдает. Это и объясняет сам факт
осуществления хозяйственных связей и обусловливает как
нх общую эффективность, так и сравнительную эффектив-
ность их отдельных организационно-правовых форм.
Субъектами хозяйственных связей выступают как
фирмы-производители, так и коммерческие фирмы, кото-
рые обеспечивают движение товарно-материальных ценно-
стей от субъектов-изготовителей к субъектам-потребителям
н по отношению и к тем, и к другим являются посредниками.
По отношению к объекту хозяйственных связей разли-
чают две категории субъектов:
1) располагающих правом собственности на товар: пол-
ным — в составе всех трех полномочий собственника (вла- 
Глава 7. Функциональные области логистики
дение, пользование, распоряжение) и частичным — в соста-
ве какой-либо части указанных полномочий;
2) не располагающих правом собственности на товар.
В соответствии со ст. 132, 136, 209 и п. 3 ст. 213 Граж-
данского кодекса РФ полным правом собственности на из-
готавливаемый товар (продукцию) обладают фирмы-
изготовители. Таким же размером правомочий могут
обладать субъекты-посредники (снабженческо-сбытовые
коммерческие организации), действующие как поставщики
относительно товаров (продукции), приобретенных в ре-
зультате предшествующих хозяйственных связей.
Не обладают правом собственности субъекты-посред-
ники и хозяйствующие фирмы, выступающие в качестве
покупателей.
В контексте хозяйственных связей владение (В) мож-
но определить как фактическое обладание товаром, при
этом принципиально важным является то обстоятельство,
что законным владельцем может выступать не только пол-
ный собственник, но и частичный — посредник (арендатор,
транспортировщик, хранитель и т.д.). Пользование (П)
подразумевает потребление товара в зависимости от его
назначения: расходования самого товара или расходования
его ресурса. Распоряжение (Р) трактуется как отчуждение
или передача товара во временное владение и пользование
другому субъекту.
Если получателем является фирма-изготовитель, то ее
конечное состояние как субъекта-получателя, достигну-
тое в результате предшествующего варианта хозяйствен-
ных связей (поставка материальных ресурсов) означает
завершение процесса обращения товара и начало его по-
требления в производственном процессе. В процессе про-
изводства товар А проходит переработку и изменяет свое
функционально-экономическое состояние, превращаясь
в товар В, который и становится объектом последующих
хозяйственных связей. Теперь уже объектом последующего
варианта хозяйственной связи является результат перера-
ботки первичного товара, на основании чего можно считать,
что исходное состояние производственного субъекта-
поставщика обусловливается его конечным состоянием,
достигнутым в результате предыдущего варианта хозяй-
ственной связи, где он выступал как получатель и наоборот.
Варианты хозяйственных связей на определенных этапах
воспроизводственного процесса представлены на рис. 7.2. 
1 iu'. ІГ.с."Ь {»
б
Рис. 7.2. Варианты хозяйственных связей в основных функциональных областях логистики (а)
и стадии воспроизводственного процесса (б)
|
|
|
|
Глава 7. Функциональные области логистики
Здесь показаны также стадии воспроизводственного про-
цесса, на которых реализуются вполне определенные функ-
ции и на которых выполняются необходимые логистические
операции, складывающиеся в заготовительную, внутрипро-
изводственную и распределительную логистику.






