Упаковка существенным образом влияет на уровень ло-
гистических издержек и производительность ЛС. Интегри-
рованный подход к операциям упаковки в ЛС может быть
весьма эффективен. Любая модель логистического плани-
рования, предназначенная для контроля общих издержек
процесса распределения, должна учитывать все виды из-
держек в их соотношении с уровнем сервиса, включая и те,
что создаются операциями упаковки.
Упаковка влияет на уровень издержек всей логистиче-
ской деятельности. Контроль состояния запасов во многом
определяется точностью идентификации грузов, а иден-
тификационную маркировку несет на себе упаковка. Ско-
рость, точность и эффективность подборки заказов тоже
зависят от надежности идентификации упаковок, их фор-
мы и габаритов, а также от их пригодности к грузоперера-
ботке. Возможность консолидации индивидуальных упако-
вок в укрупненную грузовую единицу влияет на издержки
грузопереработки. Расходы на транспортировку и хранение
прямо зависят от габаритов и плотности упаковки. Упа-
|
|
ковка должна быть прочной, удобной, информационно на-
сыщенной и соответствовать экологическим стандартам.
Наличие всех этих свойств повышает потребительские ка-
чества продуктов и соответственно уровень логистического
7.7. Упаковка
сгрииса. В свете увеличения протяженности и сложности
г лобальных логистических цепей и роста расходов на соз-
дание новых распределительных центров особое (стратеги-
'ич кое) значение приобретает возможность отложить про-
іичч- упаковки до выявления конечного потребителя.
Обычно выделяют два типа упаковок:
1) потребительская упаковка. Она нацелена на конечного
иогребителя товара и в большей степени выполняет марке-
тинговые функции. Потребительская упаковка разрабатыва-
пч'я из соображений удобства потребителя, привлекательно-
(· 141 для покупателей, эффективного использования торговых
п.Д()щадей и защиты товаров от повреждений. Потребитель-
ская упаковка должна отличаться оригинальностью внеш-
псго вида, нести большой объем информации, что ведет
к необычной форме и габаритам, именно это и представляет
(Ч)бой наихудшую упаковку с точки зрения логистики;
2) промышленная упаковка, обеспечивающая удобство
логистических операций. Именно этот аспект и представ-
ляет для нас основной интерес.
Для повышения эффективности грузопереработки го-
товые продукты (или их компоненты) обычно группиру-
ют в более крупные единицы. Все емкости, служащие для
первичной консолидации отдельных продуктов, называют
промышленной упаковкой. Когда для удобства грузопере-
|
|
работки промышленные упаковки сводят в более крупные
і рузовые отправки, этот процесс именуется контейнериза-
цией или созданием укрупненных грузовых единиц. Про-
мышленная упаковка и укрупненная грузовая единица
являются основными объектами грузопереработки в ло-
і истическом канале. Вес, габариты и прочность промыш-
ленной упаковки большинства продуктов предопределяют
требования к их транспортировке и грузопереработке. Если
упаковка не содействует производительности логистиче-
ских операций, страдает эффективность всей системы.
Первое требование к разработке промышленной упаков-
ки — стандартизация и ограничение числа типоразмеров,
It целях обеспечения эффективной эксплуатации оборудо-
иания в процессе транспортировки и хранения.
Трактовка грузопереработки как интегрированного про-
цесса логистической системы стимулирует отказ от приме-
нения сл5�айной возвратной тары, использование стандарт-
пых промышленных грузовых упаковок, что экономически
оправданно в контексте подборки заказов и грузопереработ-
Глава 7. Функциональные области логистики
ки. Стандартные упаковки позволяют организовать непре-
рывное движение от участка комплектования заказа до от-
правки загруженного транспортного средства. При загрузке
стандартные промышленные упаковки загружаются с мак-
симальным использованием полезной вместимости транс-
портных средств.
Стандартизация промышленной упаковки как первич-
ной грузовой единицы облегчает интеграционный процесс
в логистической системе в целом. Применение унифициро-
ванных промышленных упаковок нескольких разных раз-
меров (модулей), благодаря их полной совместимости, по-
зволяет сформировать укрупненные стандартные грузовые
единицы (модульная система упаковки).
Упаковка должна обладать достаточными, с учетом
физических нагрузок и других внешних воздействий, за-
щитными свойствами. При этом конструкция и материал
упаковки в сочетании обеспечивают желательный уровень
сохранности продукции, но при этом не допускают чрез-
мерных расходов на излишнюю защиту.
Три главных функции упаковки в логистике таковы:
1) защита от повреждений;
2) обеспечение эффективности транспортировки и гру-
зопереработки;
3) информационная функция.
Защита от повреждений и хищений — главная функция
промышленной упаковки в процессе хранения и транспор-
тировки. Для достижения этих целей требуется подбор упа-
ковки, соответствующей характеристикам продукта и опти-
мальное сочетание материала и конструкции упаковки.
Надежность упаковки определяется комплексом воздействий
внешней среды в процессе хранения и транспортировки.
Физическая окружающая среда продукта — та логисти-
ческая система, в которой он находится. При этом как логи-
стическая система (среда) несет в себе угрозу повреждающе-
го воздействия на продукт, так и сам продукт представляет
определенную опасность для физического окружения.
Если компания пользуется собственным транспортом,
доставка продуктов к месту назначения происходит в отно-
сительно контролируемых условиях. При использовании
сторонних перевозчиков продукт попадает в неконтроли-
руемую среду. В подобных обстоятельствах отправка може г
пройти через один или несколько перевалочных термина-
лов, ее могут перегружать с одного транспортного сред-
7.7. Упаковка
(I на на другое. Чем в меньшей степени компания способна
контролировать физическую среду продукта (транспорти-
ровку, грузопереработку, складирование), тем выше требо-
иапия к надежности упаковки. Таким образом, логистиче-
і кая окружающая среда воздействует на принятие решений
|
|
ік» поводу конструкции упаковки.
В логистическом процессе нередко возникают ситуации,
чреватые повреждением продукта. Наиболее типичные по-
ирсждаюш;ие факторы: вибрация, чрезмерное давление,
удар, прокол. В ходе транспортировки или грузопереработ-
ки продукт может испытывать все эти воздействия одновре-
м(чіно. Продукт может получить повреждение и в процессе
хранения. При этом степень ущерба может варьироваться
о г ггростого поверхностного повреждения продукта до его
полного разрушения и утраты формы.
Типичные методы защиты груза при транспортиров-
ке: использование строп, ремней и амортизирующих под-
к.ладок, которые смягчают воздействие вибрации, ударов
II предотвращают произвольное смещение упаковок на бор-
гу транспортного средства. Помимо этого следует как мож-
но плотнее загружать транспортное средство — это самый
надежный способ избежать перетряски упаковок в пути.
Правильные методы погрузки и крепления позволяют сни-
інть требования к защитным свойствам упаковки.
Природно-климатические и другие внешние факторы,
такие как температура, влажность и т.п., по большей ча-
сти неподконтрольны логистическим менеджерам. Но кон-
(■ ірукция защитной упаковки должна их учитывать.
Экстремальные температуры плохо сказываются на со-
хранности многих продуктов. Под воздействием очень
пысоких температур некоторые изделия плавятся, слипа-
ются, вспучиваются, растрескиваются и обесцвечиваются,
и(� говоря уже о том, что многие пищевые продукты просто
портятся и приходят в полную негодность. На сильном мо-
розе товары могут стать хрупкими, покрыться трещинами
н даже совсем испортиться. Хотя упаковка только в незна-
чительной мере способна защитить груз от воздействия
экстремальных температур, все-таки она должна обладать
гкойствами, защищающими от температурных воздействий
и течение какого-то ограниченного времени.
Продукты страдают от воды и влажности. Во многих отно-
шениях проблема влажности намного серьезнее, чем пробле-
|
|
ма крайних температур. Редкий продукт обладает устойчи-
Глава 7. Функциональные области логистики
востью к высокой влажности; как правило, воздействие воды
и сырости ведет к растворению, расслоению, коррозии или
возникновению раковин (в металлических изделиях). Чаще
всего продукты «соприкасаются» с водой (попадают под
дождь или снег) при загрузке или разгрузке транспортных
средств. На этих участках логистического процесса упаков-
ка зачастую является единственной защитой продукта. При
этом порой сами продукты остаются неповрежденными, зато
упаковка теряет вид и маркировка приходит в негодность.
Существует еще ряд внешних повреждающих факторов.
Так, в результате длительного соприкосновения с химически
агрессивной, ядовитой или опасной средой продукты могут
пропитаться посторонними запахами, приобрести неприят-
ный вкус и т.п.; некоторые продукты нуждаются в тщатель-
ной защите от грызунов и насекомых или от долгого пребы-
вания на свету и на открытом воздухе. Чаще всего продукты
портятся или получают повреждения в результате непред-
виденного краткосрочного пребывания в неблагоприятных
условиях внешней среды (крайние температуры, высокая
влажность или другие агрессивные воздействия).
Обеспечение эффективности транспортировки и груза-
переработки. Полезность упаковки определяется ее влия-
нием на эффективность и производительность логистиче-
ской деятельности. От полезности, или технологичности,
упаковки зависят показатели производительности всех ло-
гистических операций — от загрузки подвижного состава
и подборки заказов на складе до коэффициента использо-
вания складского пространства и грузовместимости транс-
портных средств.
Большая часть усилий по повышению производитель-
ности логистики направлена на интенсификацию труда.
Но тот же результат может обеспечить и оптимизация
упаковки. Почти во всех случаях логистическая произво-
дительность может быть измерена числом упаковок, за-
груженных в транспортное средство, отобранных на складе
для комплектования заказа и т.п. Эффективность упаков-
ки в грузопереработке зависит от характеристик продукта,
свойств укрупненной грузовой единицы и от информа-
ционных характеристик самой упаковки. Рассмотрим эти
факторы более подробно.
Характеристики продукта предопределяют исполь-
зование такой упаковки продукта, которая обеспечивает
определенную конфигурацию и стандартный размер заказа.
7.7. Упаковка
Ум(мгьшение габаритов упаковки зачастую позволяет луч-
ше использовать складское пространство или грузовмести-
мо(гь транспортного средства. Это достигается, в частности,
із счет транспортировки и хранения продукта в концентри-
роианном виде либо в разобранном виде с минимальным
употреблением смягчающих силовые воздействия прокла-
док. В большинстве случаев нужду в амортизирующих ма-
I ('риалах можно свести к минимуму простым уменьшением
размера картонной тары.
Компактность упаковки особенно важна для легких
II малогабаритных товаров, которые загружают транспорт
намного ниже его грузоподъемности. С другой стороны,
продукты с большим удельным весом исчерпывают грузо-
іюДъемность транспорта, когда значительная часть объема
транспортного средства еще не заполнена.
Создание укрупненной грузовой единицы сводится к фи-
зическому объединению (консолидации) отдельных про-
мышленных упаковок в один стандартизованный пакет,
уД<)бный для транспортировки и грузопереработки.
Все формы создания укрупненных грузовых единиц —
o r простой связки двух промышленных упаковок до кон-
солидации грузов посредством специализированного
транспортного оборудования — подпадают под понятие
«контейнеризация». Все виды контейнеризации имеют одну
цель — повышение эффективности грузопереработки.
Жесткий контейнер представляет собой устройство,
п которое помещаются промышленные упаковки или раз-
розненные изделия для складирования или транспорти-
ровки. Это одновременно облегчает операции грузопере-
работки и повышает защищенность продукции. Нежесткие
контейнеры, как следует из названия, не создают замкну-
той защищающей оболочки для складируемой и транспор-
тируемой продукции. Примером является штабелирование
промышленных упаковок на поддонах (их еще называют
паллетами) или скользящих листах.
Объединение упаковок в грузовые единицы для отправ-
ки создает много преимуществ. Сокращается время на раз-
грузку транспорта в месте конечного назначения, облег-
чаются операции грузопереработки, упрощается контроль
поступающих грузов и ускоряется подборка заказов благо-
даря более рациональному размещению запасов. Разгрузка
грузовых единиц с применением механизации и автомати-
зации, занимает значительно меньше времени по сравнению
Глава 7. Функциональные области логистики
с разгрузкой разрозненных упаковок вручную. Соединение
упаковок в грузовые единицы и использование специализи-
рованного транспортного оборудования повышает сохран-
ность продукции в пути. Все эти факторы способствуют со-
кращению логистических издержек.
Если не закрепить размещенную на поддоне грузовую
единицу, опасность повреждения продукции во время гру-
зопереработки или перевозки возрастает. В большинстве
случаев сложенный из упаковок штабель недостаточно
устойчив, чтобы обеспечить надежную сохранность груза
при переработке или транспортировке. Обычно для по-
вышения устойчивости штабелей на поддонах применяют
следующие стандартные способы: перевязывают веревкой
или стальной проволокой, скрепляют угловыми стойками,
обматывают клейкой лентой, пленкой или прокладочными
материалами и употребляют другие препятствующие сколь-
жению средства, в частности растяжки и стяжки.
Штабелирование промышленных упаковок осуществля-
ется следующими способами: блочная укладка, «кирпич-
ная» укладка, укладка рядами и круговая укладка. Блочную
укладку используют, когда все упаковки имеют равную
длину и ширину. Если в основе не квадрат, а прямоуголь-
ник, применяют три другие схемы штабелирования. В них
упаковки перекрывают друг друга, благодаря чему эти три
укладки отличаются большей прочностью и устойчиво-
стью, нежели блочная.
Информационная функция упаковки играет ключевую
роль в идентификации грузов, контроле за их прохождени-
ем и грузопереработке и тем самым приобретает все более
важное значение для конечного успеха всего логистическо-
го канала.
Самое очевидное предназначение упаковки — информи-
рование всех участников логистического канала о ее содер-
жимом, т.е. о помещенных в упаковку грузах. Нанесенная
на упаковку информация служит для распознавания грузов
при получении заказов, подборке и проверке отправок. Еще
одно важное предназначение упаковки в логистике — ин-
формационное обеспечение контроля прохождения грузов.
Хорошо налаженная система грузопереработки непрерывно
отслеживает движение продуктов через стадии получения,
хранения, подборки заказов и отправки. Такой контроль
всех перемещений грузов уменьшает потери и хищение то-
варов и очень полезен для наблюдения за динамикой про-
7.8. Управление запасами
п;июдительности труда работников. Детальное отслежива-
ние движения грузов было бы чрезмерно дорогостоящим
делом, если бы не широкое распространение переносных
и стационарных сканирующих устройств и средств радио-
сиязи. Удешевление сканирующего оборудования и стан-
дартизация штрих-кодов облегчают контроль прохождения
грузов и повышают его эффективность.
Кроме того, упаковка содержит информацию, предотвра-
щающую повреждение продукции в процессе грузопереработ-
кп. В частности, на нее наносятся обозначения, указываюпще
на необходимость особого обращения с хрупкими предмета-
ми (если речь идет о стекле, например), границы допустимого
і смпературного режима, специфические требования к штабе-
,/трованию или экологические офаничения.
Потребительская и промышленная упаковки ключе-
вые элементы интегрированной логистической стратегии.
От упаковки во многом зависит и эффективность, и произ-
іюдительность логистических операций. Потребительская
упаковка должна быть удобна в применении, привлекатель-
на для глаза, компактна, обладать защитными свойствами.
Логистическая упаковка, включая индивидуальную
упаковку продукта, первичную промышленную упаковку
и грузовую единицу, должна обеспечивать удобство гру-
іюпереработки, защищать груз и нести информацию о нем.
Иногда между этими целями возникает конфликт, но вы-
годы от совершенствования логистической упаковки всегда
/юлжны стоять на первом месте.