Упаковка

Упаковка существенным образом влияет на уровень ло-

гистических издержек и производительность ЛС. Интегри-

рованный подход к операциям упаковки в ЛС может быть

весьма эффективен. Любая модель логистического плани-

рования, предназначенная для контроля общих издержек

процесса распределения, должна учитывать все виды из-

держек в их соотношении с уровнем сервиса, включая и те,

что создаются операциями упаковки.

Упаковка влияет на уровень издержек всей логистиче-

ской деятельности. Контроль состояния запасов во многом

определяется точностью идентификации грузов, а иден-

тификационную маркировку несет на себе упаковка. Ско-

рость, точность и эффективность подборки заказов тоже

зависят от надежности идентификации упаковок, их фор-

мы и габаритов, а также от их пригодности к грузоперера-

ботке. Возможность консолидации индивидуальных упако-

вок в укрупненную грузовую единицу влияет на издержки

грузопереработки. Расходы на транспортировку и хранение

прямо зависят от габаритов и плотности упаковки. Упа-

ковка должна быть прочной, удобной, информационно на-

сыщенной и соответствовать экологическим стандартам.

Наличие всех этих свойств повышает потребительские ка-

чества продуктов и соответственно уровень логистического


7.7. Упаковка



сгрииса. В свете увеличения протяженности и сложности

г лобальных логистических цепей и роста расходов на соз-

дание новых распределительных центров особое (стратеги-

'ич кое) значение приобретает возможность отложить про-

іичч- упаковки до выявления конечного потребителя.

Обычно выделяют два типа упаковок:

1) потребительская упаковка. Она нацелена на конечного

иогребителя товара и в большей степени выполняет марке-

тинговые функции. Потребительская упаковка разрабатыва-

пч'я из соображений удобства потребителя, привлекательно-

(· 141 для покупателей, эффективного использования торговых

п.Д()щадей и защиты товаров от повреждений. Потребитель-

ская упаковка должна отличаться оригинальностью внеш-

псго вида, нести большой объем информации, что ведет

к необычной форме и габаритам, именно это и представляет

(Ч)бой наихудшую упаковку с точки зрения логистики;

2) промышленная упаковка, обеспечивающая удобство

логистических операций. Именно этот аспект и представ-

ляет для нас основной интерес.

Для повышения эффективности грузопереработки го-

товые продукты (или их компоненты) обычно группиру-

ют в более крупные единицы. Все емкости, служащие для

первичной консолидации отдельных продуктов, называют

промышленной упаковкой. Когда для удобства грузопере-

работки промышленные упаковки сводят в более крупные

і рузовые отправки, этот процесс именуется контейнериза-

цией или созданием укрупненных грузовых единиц. Про-

мышленная упаковка и укрупненная грузовая единица

являются основными объектами грузопереработки в ло-

і истическом канале. Вес, габариты и прочность промыш-

ленной упаковки большинства продуктов предопределяют

требования к их транспортировке и грузопереработке. Если

упаковка не содействует производительности логистиче-

ских операций, страдает эффективность всей системы.

Первое требование к разработке промышленной упаков-

ки — стандартизация и ограничение числа типоразмеров,

It целях обеспечения эффективной эксплуатации оборудо-

иания в процессе транспортировки и хранения.

Трактовка грузопереработки как интегрированного про-

цесса логистической системы стимулирует отказ от приме-

нения сл5�айной возвратной тары, использование стандарт-

пых промышленных грузовых упаковок, что экономически

оправданно в контексте подборки заказов и грузопереработ-



Глава 7. Функциональные области логистики


ки. Стандартные упаковки позволяют организовать непре-

рывное движение от участка комплектования заказа до от-

правки загруженного транспортного средства. При загрузке

стандартные промышленные упаковки загружаются с мак-

симальным использованием полезной вместимости транс-

портных средств.

Стандартизация промышленной упаковки как первич-

ной грузовой единицы облегчает интеграционный процесс

в логистической системе в целом. Применение унифициро-

ванных промышленных упаковок нескольких разных раз-

меров (модулей), благодаря их полной совместимости, по-

зволяет сформировать укрупненные стандартные грузовые

единицы (модульная система упаковки).

Упаковка должна обладать достаточными, с учетом

физических нагрузок и других внешних воздействий, за-

щитными свойствами. При этом конструкция и материал

упаковки в сочетании обеспечивают желательный уровень

сохранности продукции, но при этом не допускают чрез-

мерных расходов на излишнюю защиту.

Три главных функции упаковки в логистике таковы:

1) защита от повреждений;

2) обеспечение эффективности транспортировки и гру-

зопереработки;

3) информационная функция.

Защита от повреждений и хищений — главная функция

промышленной упаковки в процессе хранения и транспор-

тировки. Для достижения этих целей требуется подбор упа-

ковки, соответствующей характеристикам продукта и опти-

мальное сочетание материала и конструкции упаковки.

Надежность упаковки определяется комплексом воздействий

внешней среды в процессе хранения и транспортировки.

Физическая окружающая среда продукта — та логисти-

ческая система, в которой он находится. При этом как логи-

стическая система (среда) несет в себе угрозу повреждающе-

го воздействия на продукт, так и сам продукт представляет

определенную опасность для физического окружения.

Если компания пользуется собственным транспортом,

доставка продуктов к месту назначения происходит в отно-

сительно контролируемых условиях. При использовании

сторонних перевозчиков продукт попадает в неконтроли-

руемую среду. В подобных обстоятельствах отправка може г

пройти через один или несколько перевалочных термина-

лов, ее могут перегружать с одного транспортного сред-


7.7. Упаковка



(I на на другое. Чем в меньшей степени компания способна

контролировать физическую среду продукта (транспорти-

ровку, грузопереработку, складирование), тем выше требо-

иапия к надежности упаковки. Таким образом, логистиче-

і кая окружающая среда воздействует на принятие решений

ік» поводу конструкции упаковки.

В логистическом процессе нередко возникают ситуации,

чреватые повреждением продукта. Наиболее типичные по-

ирсждаюш;ие факторы: вибрация, чрезмерное давление,

удар, прокол. В ходе транспортировки или грузопереработ-

ки продукт может испытывать все эти воздействия одновре-

м(чіно. Продукт может получить повреждение и в процессе

хранения. При этом степень ущерба может варьироваться

о г ггростого поверхностного повреждения продукта до его

полного разрушения и утраты формы.

Типичные методы защиты груза при транспортиров-

ке: использование строп, ремней и амортизирующих под-

к.ладок, которые смягчают воздействие вибрации, ударов

II предотвращают произвольное смещение упаковок на бор-

гу транспортного средства. Помимо этого следует как мож-

но плотнее загружать транспортное средство — это самый

надежный способ избежать перетряски упаковок в пути.

Правильные методы погрузки и крепления позволяют сни-

інть требования к защитным свойствам упаковки.

Природно-климатические и другие внешние факторы,

такие как температура, влажность и т.п., по большей ча-

сти неподконтрольны логистическим менеджерам. Но кон-

(■ ірукция защитной упаковки должна их учитывать.

Экстремальные температуры плохо сказываются на со-

хранности многих продуктов. Под воздействием очень

пысоких температур некоторые изделия плавятся, слипа-

ются, вспучиваются, растрескиваются и обесцвечиваются,

и(� говоря уже о том, что многие пищевые продукты просто

портятся и приходят в полную негодность. На сильном мо-

розе товары могут стать хрупкими, покрыться трещинами

н даже совсем испортиться. Хотя упаковка только в незна-

чительной мере способна защитить груз от воздействия

экстремальных температур, все-таки она должна обладать

гкойствами, защищающими от температурных воздействий

и течение какого-то ограниченного времени.

Продукты страдают от воды и влажности. Во многих отно-

шениях проблема влажности намного серьезнее, чем пробле-

ма крайних температур. Редкий продукт обладает устойчи-



Глава 7. Функциональные области логистики


востью к высокой влажности; как правило, воздействие воды

и сырости ведет к растворению, расслоению, коррозии или

возникновению раковин (в металлических изделиях). Чаще

всего продукты «соприкасаются» с водой (попадают под

дождь или снег) при загрузке или разгрузке транспортных

средств. На этих участках логистического процесса упаков-

ка зачастую является единственной защитой продукта. При

этом порой сами продукты остаются неповрежденными, зато

упаковка теряет вид и маркировка приходит в негодность.

Существует еще ряд внешних повреждающих факторов.

Так, в результате длительного соприкосновения с химически

агрессивной, ядовитой или опасной средой продукты могут

пропитаться посторонними запахами, приобрести неприят-

ный вкус и т.п.; некоторые продукты нуждаются в тщатель-

ной защите от грызунов и насекомых или от долгого пребы-

вания на свету и на открытом воздухе. Чаще всего продукты

портятся или получают повреждения в результате непред-

виденного краткосрочного пребывания в неблагоприятных

условиях внешней среды (крайние температуры, высокая

влажность или другие агрессивные воздействия).

Обеспечение эффективности транспортировки и груза-

переработки. Полезность упаковки определяется ее влия-

нием на эффективность и производительность логистиче-

ской деятельности. От полезности, или технологичности,

упаковки зависят показатели производительности всех ло-

гистических операций — от загрузки подвижного состава

и подборки заказов на складе до коэффициента использо-

вания складского пространства и грузовместимости транс-

портных средств.

Большая часть усилий по повышению производитель-

ности логистики направлена на интенсификацию труда.

Но тот же результат может обеспечить и оптимизация

упаковки. Почти во всех случаях логистическая произво-

дительность может быть измерена числом упаковок, за-

груженных в транспортное средство, отобранных на складе

для комплектования заказа и т.п. Эффективность упаков-

ки в грузопереработке зависит от характеристик продукта,

свойств укрупненной грузовой единицы и от информа-

ционных характеристик самой упаковки. Рассмотрим эти

факторы более подробно.

Характеристики продукта предопределяют исполь-

зование такой упаковки продукта, которая обеспечивает

определенную конфигурацию и стандартный размер заказа.


7.7. Упаковка



Ум(мгьшение габаритов упаковки зачастую позволяет луч-

ше использовать складское пространство или грузовмести-

мо(гь транспортного средства. Это достигается, в частности,

із счет транспортировки и хранения продукта в концентри-

роианном виде либо в разобранном виде с минимальным

употреблением смягчающих силовые воздействия прокла-

док. В большинстве случаев нужду в амортизирующих ма-

I ('риалах можно свести к минимуму простым уменьшением

размера картонной тары.

Компактность упаковки особенно важна для легких

II малогабаритных товаров, которые загружают транспорт

намного ниже его грузоподъемности. С другой стороны,

продукты с большим удельным весом исчерпывают грузо-

іюДъемность транспорта, когда значительная часть объема

транспортного средства еще не заполнена.

Создание укрупненной грузовой единицы сводится к фи-

зическому объединению (консолидации) отдельных про-

мышленных упаковок в один стандартизованный пакет,

уД<)бный для транспортировки и грузопереработки.

Все формы создания укрупненных грузовых единиц —

o r простой связки двух промышленных упаковок до кон-

солидации грузов посредством специализированного

транспортного оборудования — подпадают под понятие

«контейнеризация». Все виды контейнеризации имеют одну

цель — повышение эффективности грузопереработки.

Жесткий контейнер представляет собой устройство,

п которое помещаются промышленные упаковки или раз-

розненные изделия для складирования или транспорти-

ровки. Это одновременно облегчает операции грузопере-

работки и повышает защищенность продукции. Нежесткие

контейнеры, как следует из названия, не создают замкну-

той защищающей оболочки для складируемой и транспор-

тируемой продукции. Примером является штабелирование

промышленных упаковок на поддонах (их еще называют

паллетами) или скользящих листах.

Объединение упаковок в грузовые единицы для отправ-

ки создает много преимуществ. Сокращается время на раз-

грузку транспорта в месте конечного назначения, облег-

чаются операции грузопереработки, упрощается контроль

поступающих грузов и ускоряется подборка заказов благо-

даря более рациональному размещению запасов. Разгрузка

грузовых единиц с применением механизации и автомати-

зации, занимает значительно меньше времени по сравнению



Глава 7. Функциональные области логистики


с разгрузкой разрозненных упаковок вручную. Соединение

упаковок в грузовые единицы и использование специализи-

рованного транспортного оборудования повышает сохран-

ность продукции в пути. Все эти факторы способствуют со-

кращению логистических издержек.

Если не закрепить размещенную на поддоне грузовую

единицу, опасность повреждения продукции во время гру-

зопереработки или перевозки возрастает. В большинстве

случаев сложенный из упаковок штабель недостаточно

устойчив, чтобы обеспечить надежную сохранность груза

при переработке или транспортировке. Обычно для по-

вышения устойчивости штабелей на поддонах применяют

следующие стандартные способы: перевязывают веревкой

или стальной проволокой, скрепляют угловыми стойками,

обматывают клейкой лентой, пленкой или прокладочными

материалами и употребляют другие препятствующие сколь-

жению средства, в частности растяжки и стяжки.

Штабелирование промышленных упаковок осуществля-

ется следующими способами: блочная укладка, «кирпич-

ная» укладка, укладка рядами и круговая укладка. Блочную

укладку используют, когда все упаковки имеют равную

длину и ширину. Если в основе не квадрат, а прямоуголь-

ник, применяют три другие схемы штабелирования. В них

упаковки перекрывают друг друга, благодаря чему эти три

укладки отличаются большей прочностью и устойчиво-

стью, нежели блочная.

Информационная функция упаковки играет ключевую

роль в идентификации грузов, контроле за их прохождени-

ем и грузопереработке и тем самым приобретает все более

важное значение для конечного успеха всего логистическо-

го канала.

Самое очевидное предназначение упаковки — информи-

рование всех участников логистического канала о ее содер-

жимом, т.е. о помещенных в упаковку грузах. Нанесенная

на упаковку информация служит для распознавания грузов

при получении заказов, подборке и проверке отправок. Еще

одно важное предназначение упаковки в логистике — ин-

формационное обеспечение контроля прохождения грузов.

Хорошо налаженная система грузопереработки непрерывно

отслеживает движение продуктов через стадии получения,

хранения, подборки заказов и отправки. Такой контроль

всех перемещений грузов уменьшает потери и хищение то-

варов и очень полезен для наблюдения за динамикой про-


7.8. Управление запасами



п;июдительности труда работников. Детальное отслежива-

ние движения грузов было бы чрезмерно дорогостоящим

делом, если бы не широкое распространение переносных

и стационарных сканирующих устройств и средств радио-

сиязи. Удешевление сканирующего оборудования и стан-

дартизация штрих-кодов облегчают контроль прохождения

грузов и повышают его эффективность.

Кроме того, упаковка содержит информацию, предотвра-

щающую повреждение продукции в процессе грузопереработ-

кп. В частности, на нее наносятся обозначения, указываюпще

на необходимость особого обращения с хрупкими предмета-

ми (если речь идет о стекле, например), границы допустимого

і смпературного режима, специфические требования к штабе-

,/трованию или экологические офаничения.

Потребительская и промышленная упаковки ключе-

вые элементы интегрированной логистической стратегии.

От упаковки во многом зависит и эффективность, и произ-

іюдительность логистических операций. Потребительская

упаковка должна быть удобна в применении, привлекатель-

на для глаза, компактна, обладать защитными свойствами.

Логистическая упаковка, включая индивидуальную

упаковку продукта, первичную промышленную упаковку

и грузовую единицу, должна обеспечивать удобство гру-

іюпереработки, защищать груз и нести информацию о нем.

Иногда между этими целями возникает конфликт, но вы-

годы от совершенствования логистической упаковки всегда

/юлжны стоять на первом месте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: