Понятие «запас» является достаточно емким. Общепри-
нятым является применение этого термина к таким объ-
ектам, как запасы полезных ископаемых, лесные запасы
(древесина на корню), запасы водных ресурсов, запасы био-
ресурсов, запасы рыбных ресурсов и т.п.
* Более подробно проблемы управления запасами рассмотрены авто-
рами в следующих работах:
Григорьев, М. Н. Логистика: учеб. для вузов / М. Н. Григорьев,
Л. П. Долгов, С. А. Уваров. — 3-е изд, испр. и доп. — М.: Юрайт, 2010.
Григорьев, М. Н. Управление запасами в логистике: методы, моде-
ли, информационные технологии: учеб. пособие / М. Н. Григорьев,
Л. П. Долгов, С. А. Уваров. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2006.
Глава 7. Функциональные области логистики
Однако в экономике понятие запаса трактуется более
узко, так как под ними понимаются находящиеся в нали-
чии материальные ресурсы, а запасы всех остальных видов
ресурсов, в том числе и факторов производства (трудовых,
финансовых и пр.), принято называть резервами. Кроме
|
|
того, экономическая трактовка понятия материальных запа-
сов еще более ограничивает их содержательное наполнение
с учетом их происхождения, предназначения и выполняе-
мых функций в воспроизводственном процессе, источников
их финансового покрытия и др. В частности, под материаль-
ными запасами в экономике понимаются только произве-
денные товарно-материальные ценности, т.е. те, в создание
которых вложен труд и/или которые обладают стоимостью.
Материальные запасы формируются за счет оборотных
средств субъектов экономики и являются частью их обо-
ротного капитала в материальной форме, а также средств
государственного бюджета и средств домашних хозяйств.
Взаимосвязь материальных потоков и запасов товарно-
материальных ресурсов (ТМР) предопределяет возникно-
вение логистики запасов — одного из видов логистики, что,
в свою очередь, порождает выделение самостоятельной на-
учной и соответственно учебной дисциплины по управле-
ние запасами как одного из важнейших направлений логи-
стического менеджмента.
Логистика запасов — это научное направление и сфера
практической деятельности по управлению материальны-
ми потоками и запасами в логистических системах и меж-
системных образованиях, направленное на повышение эф-
фективности логистических процессов путем обеспечения
заданного уровня, обслуживая потребителей и/или сниже-
ния логистических издержек.
Логистика запасов является одним из обеспечивающих
видов (разделов) логистики и тесно взаимосвязана с дру-
гими ее функциональными, технологическими и обеспечи-
|
|
вающими видами. Она по своей сути является инструмен-
тальной наукой, предлагающей методы поиска оптимальных
управленческих решений по тактической организации ло-
гистических процессов в производственно-коммерческих
и торговых структурах.
Многоаспектность роли и функций материальных за-
пасов в современной экономике, многообразие их форм
и видов не позволяют определить данную категорию одно-
7.8. Управление запасами
иіачно, и в отдельных определениях, как правило, акцен-
I ируется внимание на каких-либо отдельных их ключевых
чпрактеристиках. Ниже приведены три определения мате-
риальных запасов (с позиций экономической теории, прак-
I и ческой деятельности, теории финансов и бухгалтерского
ѵч<та), каждое из которых по-своему является правильным,
іи) не отражает всей полноты характерных признаков этой
,»кономической категории и одного из объектов управления
11.логистическом менеджменте.
В экономической теории материальные запасы тракту-
ю гся как экономическая категория, под которой понимают
часть предметов труда, промежуточных и конечных продук-
юв, находящихся на различных стадиях воспроизводствен-
ного процесса в ожидании промежуточного или конечного
потребления.
С практических позиций материальные запасы — это
часть материальных и товарных ресурсов, которые пред-
(гавляют собой находящиеся на различных стадиях про-
п;шодства и обращения продукцию производственно-
к'хнического назначения, предметы потребления и другие
говарно-материальные ценности, ожидающие вступления
\\ процесс производственного потребления, транспортиров-
ки или продажи.
С точки зрения бухгалтерского учета материальные за-
пасы — это часть оборотных активов субъектов экономики
(предприятий, фирм, организаций, индивидуальных пред-
принимателей и пр.), находящихся в материальной форме
и формируемых за счет их оборотных средств.
В прикладном аспекте под экономической категорией
«материальные запасы» следует понимать часть товарно-
материальных ресурсов, которые представляют собой на-
ходящиеся на различных стадиях производства и обраще-
ния продукцию производственно-технического назначения,
готовую продукцию, потребительские товары и другие
говарно-материальные ценности, ожидающие вступления
и процесс производственного потребления, транспортиров-
ки или продажи. С позиций организации и ведения бухгал-
терского учета важным дополнением является также то, что
запасы — это часть оборотных активов предприятий и ор-
ганизаций (субъектов экономики) в материальной форме,
г.е. в большинстве случаев они формируются на счет обо-
ротного капитала.
Глава 7. Функциональные области логистики
Материальные запасы в экономических системах обра-
зуются по целому ряду причин. Основные причины форми-
рования материальных запасов:
1) несоответствие объемов предложения и спроса на ма-
териальные ресурсы (промежуточные и конечные продук-
ты) во времени и пространстве;
2) возможные сбои нормального хода производства,
распределения и транспортировки материальных ресурсов,
а также резкие изменения (колебания) величины спроса;
3) сезонные колебания в производстве (предложении),
потреблении (спросе), а также определяемые условиями
транспортировки материальных ресурсов;
4) спекулятивные намерения и инфляционные ожидания;
5) экономические факторы, основанные на экономии
транспортных расходов, за счет скидок с цен на размер
закупаемой партии, на издержках по оформлению заказа,
на сведении к минимуму простоев производства, возмож-
ности немедленного обслуживания покупателей (клиен-
тов) и т.п.
Причины, побуждающие субъектов экономики, — глав-
|
|
ным образом организации бизнеса и государство, а в ряде
случаев и домашние хозяйства, создавать и поддерживать
материальные запасы, обусловливают и основные их функ-
ции в экономических процессах. Главная экономическая
функция материальных запасов — обеспечение относитель-
ной (во времени и пространстве) независимости потребле-
ния (производственного и личного) от предложения проме-
жуточных и конечных продуктов, а также других внешних
факторов. Причем эти внешние факторы могут быть как
экономическими, так и внеэкономическими (например, раз-
личного рода природные и техногенные катаклизмы, угрозы
военных действий, террористических актов и пр.). Следо-
вательно, главная функция материальных запасов заклю-
чается в обеспечении непрерывности и устойчивости кру-
гооборота материальных потоков в воспроизводственном
процессе (т.е. в производстве, распределении, обмене и по-
треблении). Материальные запасы обеспечивают не только
надежность соответствующих воспроизводственных про-
цессов, но и позволяют повысить их эффективность за счет
снижения отдельных составляющих производственных за-
трат и издержек обращения.
Материальные запасы в зависимости от их измерителей
подразделяются на абсолютные и относительные. Абсо-
7.8. Управление запасами
./потные запасы могут измеряться в натуральном и в стои-
мостном выражениях. При оценке величины запасов в на-
іуральном выражении используются физические единицы
измерения (веса, объема, длины, площади, такие как т, ц,
кг, г, караты, л, дкл, м�, м, пог. м, м�, дм� и т.п.) и единицы
счета (шт.), а при стоимостном выражении используются
ценовые параметры материальных ресурсов умноженные
па их количественные измерители (в рублях, долларах, евро
II др.). Соответственно абсолютные материальные запасы
могут оцениваться с учетом кратности единиц измерения
(тысячи, миллионы и т.д.).
Относительные запасы выражаются в днях (иногда ча-
сах) обеспеченности производства (продаж) и показывают,
|
|
на какое количество дней (часов) работы фирма обеспече-
на запасом данного материала или товара. Уровень запасов,
выраженный в процентах к объему потребления (продаж)
за период, также указывает на относительную величину за-
паса. Для определения размера запаса в днях обеспеченно-
сти необходимо его фактическую величину в натуральных
измерителях разделить на среднедневной расход (соответ-
ственно и наоборот, зная размер запаса в днях обеспеченно-
сти и среднедневной спрос, можно рассчитать абсолютный
размер запаса).
Материальные запасы являются объективной категори-
ей и присущи всем общественно-экономическим формаци-
ям. Естественно, при натуральном хозяйстве их абсолютные
и относительные размеры были незначительны, они пред-
ставляли ценность лишь для их владельцев. При переходе
к товарно-денежным отношениям материальные запасы
приобретают товарную форму и становятся уже объектив-
ной экономической категорией. По мере развития товарно-
го производства и развития товарно-денежных отношений
размер абсолютных материальных запасов обладает объек-
тивной тенденцией к росту. Более сложные процессы и яв-
ления наблюдаются в динамике показателей относитель-
ных материальных запасов, которые подвержены влиянию
различных факторов, в том числе оказывающих противопо-
ложно направленное действие на их уровень.
Уровень относительных запасов в какой-то мере можно
отнести к показателям, характеризующим как эффектив-
ность их использования, так и эффективность организации
логистического менеджмента. Абсолютные и относитель-
ные размеры материального запаса в современных уело-
Глава 7. Функциональные области логистики
ВИЯХ определяются целой совокупностью факторов, среди
которых важнейшими являются:
— макро- или микроэкономический уровень;
— степень открытости/замкнутости экономики;
— масштабы производственно-коммерческой деятель-
ности и уровень развития внутреннего рынка;
— геологистическая структура рынка (размещение про-
изводств, развитость транспортной инфраструктуры, даль-
ность перевозок и пр.);
— конкурентная структура рынка и степень государ-
ственного вмешательства в экономические процессы;
— конъюнктура рынка, уровень специализации и коопе-
рирования;
— степень унификации, стандартизации выпускаемой
продукции и др.
Не последнюю роль на уровень абсолютных и относи-
тельных запасов оказывает степень эффективности логи-
стического менеджмента различных субъектов экономики,
правовые аспекты осуществления трансакций и органи-
зации логистических процессов, НТП в сферах управле-
ния, финансовых расчетов (информационные технологии)
и в области транспортно-складских технологий, степень до-
ступности и стоимость банковских кредитов.
Основные системы управления запасами
Под управлением запасами понимают комплекс меро-
приятий по поддержанию размера запаса в заданных пре-
делах путем организации контроля за их уровнем и опе-
ративного планирования параметров заказов. Управление
размером запасов представляет собой одну из важнейших
функций и составную часть управления запасами, тесно
взаимосвязано с организацией учета и контроля их уровня,
планированием и др. процедурами логистического менед-
жмента. Регулировать уровень запаса можно следующими
тремя основными способами:
— изменением размера заказа (партии поставки);
— изменением периода заказа (интервала поставок);
— одновременным изменением размера заказа и интер-
вала между поставками.
В зависимости от использования одного из этих подхо-
дов в теории запасов выделяют три принципиальные систе-
мы регулирования:
7.8. Управление запасами
- периодический метод или систему с фиксированным
периодом заказа (поставки);
релаксационный метод или систему с фиксирован-
ным размером заказа;
- двухуровневую систему, которую в отечественной ли-
ігратуре часто называют системой «минимум-максимум».
Рассмотрим эти принципиальные системы регулирова-
IIим запасов более подробно.
Периодический метод {система регулирования с фикси-
{юванной периодичностью заказа). Основными базовыми
условиями данной системы регулирования будут: равен-
(' I во периодов заказа и интервалов между поставками =
Т.� =... = Т� = const и постоянный интервал отставания по-
(· I авки т = const.
Графическая иллюстрация движения запаса при исполь-
:и)вании одной из наиболее известных модификаций перио-
дического метода регулирования, или как еще ее обознача-
ют (Г, 5)-системы, с пополнением запаса до максимального
уровня представлена на рис. 7.12.
Сущность данного метода заключается уже в его назва-
иии — система с фиксированной периодичностью заказа
(fixed order interval system; fixed cycle system) или систе-
ма контроля запасов с периодической проверкой (periodic
review).
Рис. 7.12. Изменение уровня запаса при периодическом
методе регулирования
Глава 7. Функциональные области логистики
В рамках этой системы регулирования через равные
промежутки времени в момент Т. - х (точка заказа) произ-
водится контроль уровня запаса и формируется заказ оче-
редной партии поставки, в размере:
Q. = 5""� - s;"" = S" -��
где — вероятный уровень запаса в момент поступления
очередной г-й партии поставки; — факт�іческий уровень
запаса в точке заказа (в момент заказа); А, — средняя ин-
тенсивность потребления (расхода) запаса в единицу вре-
мени за период; т — интервал отставания поставки.
Достоинством периодического метода регулирования
запасов является его относительная простота организа-
ции — регулирование и контроль за уровнем запаса осу-
ществляется лишь один раз в интервале между поставками.
Это позволило широко использовать эту систему в тра-
диционных (рутинных или «докомпьютерных») системах
управления, так как значительно снижало трудоемкость
учетно-управленческих работ и, соответственно, позволяло
экономить на административно-управленческих расходах.
Однако в современную эпоху развитых информационных
технологий это обстоятельство уже не имеет.столь суще-
ственного значения, как в середине XX в. Более очевидным
становится и основной его недостаток — он может быть ис-
пользован только в случае более или менее равномерного
потребления запаса или b = const. Периодическая система
обладает достаточно большой инерционностью, так как ее
реакция на изменение внешних условий (например, резкое
изменение величины спроса) запаздывает как минимум
на интервал поставки Т.
Релаксационный метод {система регулирования за-
пасов с фиксированным размером заказа). Система регу-
лирования запасов с фиксированным размером заказа (fixed
order quantity system; order point-order quantity system) так-
же имеет ряд различных модификаций. Основными усло-
виями данной системы регулирования будут: равенство раз-
меров заказа Gi = Q2 ~ ~ ~ const и постоянный интервал
отставания поставки т = const. Графическая иллюстрация
изменения величины запаса при использовании релаксаци-
онного метода регулирования для одной из его известных
модификаций или (5, 2)-системы приведена на рис. 7.13.
7.8. Управление запасами
С-ущность релаксационного метода заключается в по-
(юяпном (ежедневном) контроле за уровнем запаса и его
к ра ткосрочном прогнозировании. По фактическим данным
о движении запаса в каждую единицу времени t. в интер-
пз.ло между поставками Т. производится расчет вероятного
уровня запаса через т дней.
Условием выдачи очередного заказа будет:
�тах _ �вер � q �тах _ �вер � q < �.nax _
(7.2)
Таким образом, точка заказа (момент заказа) при данном
способе регулирования будет «плавающей», так как в общем
случае... � а размер заказа — фиксированным.
in
Рис. 7.13. Изменение уровня запасов при релаксационном
методе регулирования
Достоинством релаксационного метода является фикси-
рованный размер заказа (партии поставки), что уже само
по себе снижает часть логистических издержек. Кроме
юго, при данной системе возникает возможность заказа
оптимальных размеров партий запасаемого материально-
го ресурса. Данный метод является более адаптивным, так
как оперативно реагирует на изменения внешней среды
и внутренние параметры ЛС. Однако при релаксационном
Глава 7. Функциональные области логистики
методе требуется систематический непрерывный контроль
уровня запасов, что увеличивает издержки управления,
В современных условиях этот недостаток несколько смяг-
чается применением компьютерных технологий, но это
также требует затрат на эксплуатацию соответствующей
информационной системы.
Двухуровневая система регулирования запасов {систе-
ма �минимум-максимумЬ'). Двухуровневая система регу-
лирования запасов (min-max system) представляет собой
совокупность различных методов регулирования, которых
объединяет наличие двух заранее установленных уровней
запаса — максимального и минимального (или уровня точ-
ки заказа). Наиболее известными модификациями метода
являются: двухбункерная система (с фиксированным раз-
мером заказа) и система без постоянного размера заказа
или (5, 5)-политика управления запасами.
При двухбункерной системе (two-bin system) регулиро-
вания, которую часто называют «системой двух складов»,
запас условно (иногда и физически) разделяют на две ча-
сти, хранящиеся как бы в разных складах. Эта система ре-
гулирования запасов также имеет различные модификации,
и поэтому рассмотрим простейшую из них.
Очередной заказ осуществляется в тот момент, когда за-
пас в первом бункере (складе) полностью исчерпан, а раз-
мер заказа соответствует емкости бункера. Далее начинается
потребление запаса из второго бункера, причем параметры
системы должны быть такими, чтобы первый бункер был
заполнен к моменту исчерпания запаса во втором бункере.
Данная система регулирования также имеет целый ряд мо-
дификаций и в простейшем случае ее параметры определя-
ются как 5 < 25, а основным условием применения системы
будет 8»�)ти(2 = 5. При отсутствии серьезных отклонений
от нормального хода логистического процесса и прибли-
зительно постоянной величине спроса данная система мо-
жет функционировать достаточно продолжительное время
в устойчивом режиме.
Другой известной модификацией двухбункерной систе-
мы регулирования запасов, широко применявшейся произ-
водственными корпорациями США еще с начала XX в., яв-
ляется система, при которой емкости «бункеров» (складов)
не равны между собой и, как правило, емкость первого их
них превышает емкость второго. В данном случае второй
«бункер» выполняет функцию как бы вспомогательного
7.8. Управление запасами
гкѵіада на период пополнения запаса. Достаточно известна
и модификация двухбункерной системы с постоянной пе-
риодичностью заказа или (7, 5, 5)-система.
ІЗолее распространенным и универсальным способом ре-
гул ирования запасов является широко применяемая за ру-
бежом система с двумя фиксированными уровнями запа-
сои без постоянной периодичности заказа и плавающим
п о объемом (order point, order-up-to level system; optional
K�lenishment system) или (5, 5)-система. Сущность данной
с гратегии регулирования запасов заключается в опреде-
.'кчіии двух уровней запаса: максимально допустимого (5)
и уровня, определяющего точку заказа (s). Заказ произво-
дится, как только фактическая величина запаса достигает
уровня 5, чтобы пополнить его до размера 5. Эта система
гакже имеет различные модификации. В самом общем слу-
чае при использовании (5, і5)-система регулирования запа-
сов размер заказа определяется также как и при периодиче-
ском методе по формулам (8.6), а уровень точки заказа как
s = S���� + b;t, Графическая интерпретация данной системы
регулирования приведена на рис. 7.14.
Рис, 7,14. Изменение величины запаса при двухуровневом
методе регулирования или (s, 5)-системе управления
Двухуровневая (5, �)-система регулирования запасов
сочетает в себе достоинства двух других принципиаль-
ных систем (периодического и релаксационного методов),
ио является более сложной с позиции организации контро-
Глава 7. Функциональные области логистики
ля за уровнем запаса. Применение двухуровневой системы
регулирования целесообразно в том случае, когда расход
материального ресурса не распределяется во времени рав-
номерно, в особенности, если имеет место элемент неопре-
деленности относительно предполагаемого производствен-
ного спроса.
Главным достоинством двухуровневых систем является
их более высокая адаптивность к изменяющимся внешним
и внутренним условиям функционирования ЛС, что пре-
допределило широкое практическое использование (5, S)-
систем регулирования запасов, а применение современных
информационных технологий позволяет значительно сни-
зить управленческие расходы и повысить оперативность
и достоверность управленческой информации.
Сравнительный анализ принципиальных систем регули-
рования запасов. В рассмотренных выше принципиальных
системах регулирования запасов, границы между которыми
достаточно условны и при комбинированных способах во-
обще стираются, несмотря на их ориентацию на стабильные
условия функционирования, предполагающие стационар-
ность параметров систем, предусматривается возможность
компенсации вероятных сбоев в поставках и потреблении
материального ресурса.
Так, система с фиксированным размером заказа учи-
тывает одно из восьми возможных возмущающих воздей-
ствий, а именно задержку поставки. Это возмущающее воз-
действие компенсируется (снимается) наличием в системе
страхового (гарантийного) запаса. Его наличие позволяет
обеспечить удовлетворение производственных потребно-
стей в материальном ресурсе на время предполагаемой за-
держки поставки. Если возможная задержка поставки бу-
дет представлять собой максимально вероятную задержку,
то механизм системы предохранит потребителя от возник-
новения дефицитной ситуации в случае единичного сбоя
в поставке. Второй расчетный параметр системы — порого-
вый уровень обеспечивает поддержку системы в бездефи-
цитном состоянии. Период времени, через который проис-
ходит пополнение страхового запаса до расчетного объема.
зависит от конкретных значений исходных (т.е. заранее
установленных) и фактических параметров системы регу-
лирования.
Система с фиксированным интервалом времени между
заказами также учитывает возмущающее воздействие воз-
7.8. Управление запасами
можной задержки доставки материального ресурса. Как
11 и системе с фиксированным размером заказа, это воз-
дгпствие компенсируется путем использования страхового
іапаса. Восполнение страхового запаса до расчетного объ-
<'ма производится во время последующих поставок через
перерасчет размера заказа таким образом, чтобы очеред-
ная поставка увеличила эту часть запаса до максимального
(нормативного) уровня. Если прогноз потребления матери-
ального ресурса до момента будущей поставки был точным,
м(*ханизм системы регулирования с фиксированным интер-
иалом времени между заказами предохранит потребителя
о і' дефицитной ситуации при сбоях в поставках.
Система с установленной периодичностью пополнения
іапасов до постоянного уровня, в отличие от основных си-
(· іем регулирования запасов, учитывает возможность как
задержки поставки, так и изменения интенсивности потре-
бления (расхода) запаса, отклонение величины производ-
с гвенных потребностей от запланированных. Расширение
способности системы регулирования противостоять возму-
щающим воздействиям связано с объединением механизма
использования порогового уровня запаса и фиксированно-
го интервала между поставками (заказами). Отслеживание
порогового уровня запаса повышает чувствительность си-
с гемы к возможным колебаниям интенсивности потребле-
ния материального ресурса.
Система «минимум-максимум» ориентирована в боль-
шей степени на ситуацию, когда затраты на организацию
учета запасов на складе и издержки по оформлению заказа
настолько значительны, что становятся соизмеримы с по-
герями от возможного дефицита запасов. Это единственная
из рассмотренных выше систем регулирования, допускаю-
щая дефицит запасов по экономическим соображениям.
Тем не менее и двухуровневая система учитывает возмож-
ность задержки поставки и компенсацию дефицита наличи-
ем страхового запаса.
Таким образом, принципиальные системы регулирова-
ния запасов в чистом виде применимы лишь к весьма огра-
ниченному спектру реальных условий функционирования
./1С и порядку взаимодействия поставщиков и потреби-
іслей в рамках осуществления их хозяйственных связей.
І�ребование повышения эффективности управления путем
использования систем регулирования запасов в рамках ЛС
организации приводит к необходимости разработки ориги-
Глава 7. Функциональные области логистики
нальных систем регулирования, учитывающих особенности
и специфику конкретной производственно-коммерческой
структуры. В современной теории запасов и логистическом
менеджменте имеется достаточное количество специаль-
ных способов и методологических подходов к проведению
таких проектно-исследовательских работ.
Рассмотренные выше принципиальные системы регу-
лирования запасов предполагают относительную неизмен-
ность условий протекания логистических процессов, одна-
ко на практике часто возникают следующие ситуации:
— изменение потребности, т.е. интенсивности спроса;
— изменение условий поставки;
— нарушение контракта поставщиком.
Такие ситуации учитывают комбинированные систе-
мы, которые предусматривают возможность саморегу-
лирования параметров системы. В каждой системе уста-
навливается определенная целевая функция, служащая
критерием оптимальности, в рамках соответствующей
экономико-математической модели управления запасами.
Она содержит три основных элемента:
1) затраты, связанные с организацией заказа и его
реализацией (ordering costs), оплата всех услуг по до-
ставке материальных ресурсов на склад (carriage costs;
transportation costs; inbound merchandise transfer costs).
Они могут зависеть от масштаба производственной или
коммерческой деятельности фирмы, от величины конкрет-
ного заказа и пр.;
2) затраты на хранение (inventory carrying costs): посто-
янные издержки (аренда); переменные (зависят от уров-
ня запасов) — складские расходы (storage costs), расходы
на переработку товарных запасов, потери от порчи и т.п.
При этом предполагается, что издержки хранения за пери-
од пропорциональны размеру запасов и длительности их
хранения;
3) потери из-за дефицита (shortage costs; stock-out costs;
backorder costs): ущерб от простоев производства, из-за
увеличения продолжительности производственного цикла,
прямые санкции вследствие срыва договорных сроков от-
грузки готовой продукции, упущенная выгода фирмы, по-
теря приверженности покупателей (клиентов) и пр.
Как уже отмечалось, формирование и содержание запа-
сов требует значительных затрат. Принципиальные систе-
мы регулирования не учитывают соответствующие затратпі
7.8. Управление запасами
и поэтому могут рассматриваться лишь как одна из состав-
ных частей методов управления запасами. Кроме того, для
их организации необходимо задать нормативные параме-
тры, которые могут быть определены путем математиче-
ческого моделирования логистических процессов. При этом
первостепенное значение имеет функциональная область
логистики, в которой осуществляется создание и поддер-
жание этих запасов.
Классическая модель управления запасами предна-
значена для оптимизации размера текущей части запаса
н справедлива как для производственных, так и товарных
іанасов торговых организаций. Рассмотрим идеальные
условия формирования и расхода запаса, которые предпо-
лагают мгновенное поступление и равномерное потребле-
ние материального ресурса. Пусть В — годовая потребность
производственного предприятия в конкретном виде мате-
риального ресурса или ожидаемая величина спроса на кон-
кретный товар для торговой фирмы. Тогда при известной
и(ѵіичине В в закупочной деятельности фирмы возможны
следующие основные стратегии закупки.
1. Приобрести единовременно необходимый матери-
альный ресурс (товар) сразу в размере годовой потреб-
ности. В этом случае объем партии поставки (закупки) Q
будет равен Б. Тогда среднегодовой размер запаса будет
V = В/2, Несмотря на свою простоту, такая стратегия за-
купки имеет серьезные недостатки, вызванные целым ря-
дом ограничений: экономическими, организационными
п технологическими.
Первая группа ограничений вызвана тем, что, как пра-
иило, фирма в своей закупочной деятельности имеет дело
не только с данным видом материального ресурса, но за-
купает и другие. Поскольку размеры оборотного капитала
(1)ирмы имеют определенные ограничения, а объем годовой
потребности может быть значительным, то такая стратегия
закупок будет заведомо нерациональной. Кроме того, со-
держание материального запаса также требует определен-
ных затрат, размер которых принято считать пропорцио-
нальным среднему размеру запаса.
Вторая группа ограничений связана с возможностями
поставщика (производителя). При достаточно больших
потребностях поставщик не в состоянии выполнить такой
.»аказ и единовременно отгрузить требуемую партию мате-
риального ресурса.
Глава 7. Функциональные области логистики
Третья группа ограничений связана с выполнением
транспортно-складских операций. Транспортные средства
имеют ограничения по грузоподъемности и грузовмести-
мости, складское хозяйство фирмы имеет ограничение
по своей емкости и, кроме того, необходимо учитывать
физико-химические свойства материального ресурса, его
сохраняемость, допустимые сроки хранения и т.п. Таким
образом, данная стратегия, как правило, будет нерациональ-
ной и неприемлемой для фирмы в силу одного или несколь-
ких вышеперечисленных ограничивающих условий.
2. Можно осуществлять закупки два раза в год, т.е.
в размере полугодовой потребности. Тогда размер партии
поставки будет Q = B/2, а среднегодовой размер запаса
5 = 5/4. В этом случае по сравнению с первой стратегией
часть ограничений может быть снята, но при больших мас-
штабах закупочной деятельности большинство из них по-
прежнему будут действовать.
3. Аналогичным образом фирма может приобретать дан-
ный материальный ресурс в размере квартальной потреб-
ности. В этом случае закупка будет осуществляться четы-
ре раза в год в размере Q=B/4 и S =В/8. И в этом случае
какая-то часть ограничивающих условий может оставаться
в действии, но главными ограничениями будут выступать
экономические — дефицит оборотного капитала фирмы
и высокие расходы на содержание (хранение) запаса.
Этот ряд возможных стратегий поставки (пополнения
запаса) товарно-материального ресурса можно продолжить
и осуществлять их один раз в месяц, в декаду, в неделю,
вплоть до ежедневных закупок. Каждая из этих стратегий
будет описываться набором взаимосвязанных параметров
(интервал поставки, максимальный и средний размер за-
паса), значения которых могут существенно различаться.
Таким образом, возникает проблема выбора стратегии за-
купки, т.е. обоснование размера заказа и количества заку-
паемых партий материального ресурса и тем самым нахож-
дение величины его текущего запаса и интервалов между
поставками.
В общем случае примем, что фирма осуществляет закуп-
ки данного вида материального ресурса п раз в год чере:\
равные промежутки времени Т= где — горизонт
планирования или продолжительность планового периода.
Горизонт планирования должен быть достаточно продол-
жительным и, как правило, принимается равным одному
7.8. Управление запасами
I иду или = 1 год = 360 дней) и в равных количествах, т.е.
І»ззмер заказа будет Q = Б/?г._Тогда среднегодовой размер
іскуіцего запаса будет равен S =В/2Пу а его максимальный
(2 = 5//г.
П идеальных условиях значение максимума текущей
час і и материального запаса должно приближаться к опти-
ма.льному размеру партии поставки. При этом в управлении
производственными запасами и товарными запасами торго-
иых организаций речь идет об оптимизации размера заказа
(мартии закупки или поставки), а в управлении товарными
(сбытовыми) запасами готовой продукции предприятий-
ироизводителей — об оптимизации партий отгрузки товара.
Оптимизировать размер заказа (партии поставки) озна-
лаот найти такое его количественное значение, которое
потребует минимальных затрат на формирование и содер-
жание текущего запаса при заданных условиях. Методика
решения данной задачи базируется на том, что различные
составляющие общих затрат изменяются разнонаправлено
при изменении размера партии поставки и, следовательно,
< у шествует такой размер заказа (партии закупки), который
обеспечивает минимум суммарных (общих) затрат, связан-
ных с формированием и содержанием запаса.
Общие годовые затраты по формированию (закупке
и /поставке) и содержанию (хранению) запаса материально-
го ресурса для принятых условий пропорциональны об-
щим затратам за один цикл закупки т.е. суммарным за-
тратам на закупку и доставку одной партии материального
ресурса и хранению его текущего запаса =�общ
щие затраты по формированию и содержанию запаса, при-
ходящие на одну партию поставки (закупки), будут скла-
дьіваться из двух основных частей:
�общ ~ �зак -�хр' (7.3)
где — затраты по закупке одной партии материального
р(�сурса, включая транспортно-заготовительные расходы;
1.��� — затраты на содержание (хранение) текущего запаса,
пключая возможные потери в размере естественной убыли.
Среди составляющих затрат по формированию запаса
можно выделить два вида: одна часть составляющих за-
трат зависит от размера единовременного заказа (партии
поставки), а другая не зависит. В связи с этим выделяют
Глава 7. Функциональные области логистики
условно-постоянные и условно-переменные затраты, из ко-
торых и складывается стоимость одного заказа. Тогда затра-
ты по формированию запаса можно определить как
+ (7.4)
где К — условно-постоянные затраты, связанные с закуп-
кой и доставкой одной партии; с — условно-переменные
затраты, приходящиеся на единицу материального ресурса
(включая цену).
Затраты по содержанию запаса принято считать про-
порциональными среднему размеру запаса и времени его
хранения на складе фирмы между двумя очередными по-
ставками:
(7.5)
где h — стоимость содержания единицы запаса в единицу
времени (как правило, в сутки); Т — интервал между по-
ставками.
Поскольку Т - Q/by то, следовательно, выражение (7.5)
можно представить в виде
Тогда выражение (7.4) для определения общих затрат
по формированию и содержанию запаса, приходящихся
на одну партию закупаемого материального ресурса, с уче-
том (7.5) и (7.6) примет вид:
+ + (7.7)
2b
Удельные затраты, т.е. расходы по формированию (орга-
низации поставки) и содержанию запаса единицы товарно-
материального ресурса за один цикл поставки, можно по-
лучить делением выражения (7.7) на размер заказа (партии
поставки) Q.
'сб.- Q -q+c+2�. (7.8)
|
7.8. Управление запасами
;)'го выражение представляет собой функцию I (0, т.е.
і.іиік имость удельных затрат по формированию и содержа-
нию запаса данного материального ресурса от размера зака-
(л, определяющего уровни (максимальный и средний) его
іскуіцего запаса или, другими словами, является оценочным
показателем возможных стратегий закупочной деятельно-
I I II. Наименьшие затраты (Q)->min будут определять
іиігимальную стратегию закупки товарно-материального
ресурса в заданных условиях.
Па рис. 7.15 представлена графическая интерпретация
пыражения (7.8), которая наглядно представляет зависи-
мость общих (суммарных) удельных затрат и их составляю-
щих от изменения размера партии поставки.
Размер поставки (закупки)
Рис. 7.15. Зависимость удельных затрат по формированию
и содержанию запаса от размера партии поставки (закупки)
Удельные транспортно-заготовительные расходы об-
ра гно пропорциональны размеру партии поставки (K/Q)
и и графической форме представляют собой гиперболу.
Удельные затраты по содержанию запаса прямо пропор-
циональны среднему его размеру, который определяет-
(я объемом партии поставки (h�2b), и характеризуются
лпиейной зависимостью. Кривая общих удельных затрат
представляет собой результат сложения всех состав-
іиющих. Поскольку отдельные составляющие общих за-
і|)ат изменяются разнонаправлено при изменении размера
Глава 7. Функциональные области логистики
заказа (объема партии поставки), то кривая общих удель-
ных затрат как сумма всех составляющих будет достигать
своего минимального значения в некоторой точке Q\
значение которой и будет определять наилучшую (при за-
данных условиях — оптимальную) стратегию пополнения
запасов (закупок).
Для того чтобы аналитически найти экстремум (мини-
мум или максимум) функции, необходимо взять ее первую
производную, приравнять ее нулю и решить полученное
уравнение относительно неизвестного параметра. Для оцен-
ки вида функции (выпуклая она или вогнутая), на основе
которого можно сделать вывод о том, минимум или мак-
симум достигается при полученном значении неизвестного
параметра, требуется взять вторую производную. Знак зна-
чения второй производной позволяет сделать вывод о виде
функции: при ее положительном значении функция в дан-
ной точке будет достигать своего минимума (выпуклая
функция), а при ее отрицательности — достигать максиму-
ма (выгнутая функция).
Первая производная функции удельных затрат (7.8)
будет:
Вторая производная этой функции будет иметь вид
у/27
�-� = �>0. (7.10)
dQ' Q'
Поскольку к — условно-постоянные затраты, связанные
с закупкой и доставкой одной партии материального ресур-
са на склад фирмы, величина неотрицательная и Q — раз-
мер партии поставки является величиной положительной,
то значение выражения (7.9) также будет являться неот-
рицательной величиной. Следовательно, в некоторой точ-
ке Q\ являющейся решением уравнения (7.10), функция
общих удельных затрат по формированию и содержанию
запаса (Q) будет достигать своего минимума, т.е. зна-
чение Q* будет определять оптимальный размер поставки
и текущей части запаса для заданных условий.
7.8. Управление запасами
Приравняем выражение первой производной функции
піицих удельных затрат (7.10) нулю и решим полученное
ѵраинение относительно неизвестного параметра Q,
dQ й' 2b ' Q' 2b' � h '
Выражение для определения оптимального размера пар-
ит поставки будет иметь вид
(7.11)
Выражение (7.11) представляет собой формулу для
определения наиболее экономичного размера заказа EOQ
(lu'onomic Order Quantity), которая является классической
(основной) экономико-математической моделью теории за-
пасов. Формула (7.11) известна в экономической литерату-
ре» под многими названиями. Например, формула размера
партии, формула квадратного корня и др. Эту математиче-
скую модель достаточно часто называют «формулой Уил-
сопа» (в некоторых переводных изданиях Вильсона или
Пилсона), по имени одного из ее авторов — английского
»кономиста-математика Р. Уилсона.
В ряде изданий авторство разработки этой модели при-
писывается американскому инженеру Ф. В. Харрису, поэто-
му в отечественной литературе по теории запасов эту модель
называют «формулой Уилсона - Харриса». Действительно,
ічце в 1915 г. Форд Харрис (в некоторых отечественных из-
даниях его фамилию переводят как Гаррис) аналитически
иывел и применил модель экономичного размера партии
при планировании запасов незавершенного производства
и корпорации Westinghouse Elektric and Manufacturing
Company. Его формула производственного заказа доста-
точно близка по своему виду к выражению (7.11), но все же
имеет некоторые отличия от модели EOQ. Формула Харри-
са имеет следующий вид (в обозначениях автора):
(7.12)
|
Глава 7. Функциональные области логистики
где Р — затраты на подготовку обработки партии деталей
(изделий); S — дневной темп (интенсивность) выпуска;
С — себестоимость единицы продукции; К — постоянная,
в которую входят такие слагаемые, как процент на капитал,
складские расходы, страховые взносы, налоги и пр.
Из формулы Уилсона и рассмотренных ранее соотноше-
ний следует, что в заданных условиях среднегодовой размер
текущего запаса, соответствующий оптимальным размерам
закупаемой партии, равняется;
оптимальное число закупок (поставок) составляет:
- В Ihb /пі/\
оптимальный интервал между поставками будет равен:
Достаточно часто модель EOQ представляют в виде,
приведенном к заданному плановому периоду (как прави-
ло, одному году):
(7.16)
где Н — стоимость содержания единицы запаса за период
времени В — потребность в материальном ресурсе (объ-
ем спроса) за тот же самый период времени
Соответственно, и все остальные параметры модели вы-
бора стратегии управления запасами должны быть приве-
дены к годовой размерности, т.е. формулы (7.13)—(7.15)
примут следующий вид:
(7.17)
7.8. Управление запасами
При использовании этих моделей важно, чтобы все объ-
емные и стоимостные параметры, характеризующие логи-
г і пческий процесс (величина спроса, издержки содержания
хранения), были приведены к одному и тому же перио-
ду времени.
(1>ормальный анализ модели EOQ и графическая интер-
прсгация изменения общих удельных затрат свидетель-
t гиуют о том, что оптимальные параметры поставок и запа-
tоп не зависят от цены запасаемого материального ресурса,
ко г()рая учитывается в составе условно-переменных затрат.
<)дпако это не совсем так. Как правило, затраты на хранение
ізпаса h (или Н) определяются пропорционально стоимо-
(' гм или цены запасаемого материального ресурса. С учетом
гюго замечания, формула (7.12) несколько трансформиру-
с іся и примет вид:
(7.18)
где h — затраты на хранение единицы запаса в единицу вре-
м(чіи, задаваемые как доля от стоимости (цены) запасаемо-
го ресурса (ее часто устанавливают в виде процента); с —
цгпа товарно-материального ресурса.
Кроме того, увеличение размера запаса ведет к росту им-
мобилизации оборотного капитала, что также должно з�иты-
па гься при определении оптимальных параметров текущего
пиіаса, что особенно актуально в условиях высокой инфляции.
(' учетом этого фактора достаточно широко известен вариант
формулы (7.16), т.е. модели EOQ в годовой размерности:
(7.19)
\ж і — процент на капитал, в качестве которого можно йе-
не иіьзовать действующую ставку рефинансирования, уста-
паиливаемую Банком России.
Классическая модель управления запасами (модель
I' �Q) предполагает соблюдение ряда условий:
— величина спроса является постоянной или приблизи-
иѵіьно постоянной (Ь «const). Если коэффициент исполь-
юиания запасов является постоянным, то уровень запасов
также будет уменьшаться с постоянным коэффициентом;
Глава 7. Функциональные области логистики
— интервал отставания поставки (цикл заказа) известен
и является постоянной величиной (т = const). Это означает,
что заказ можно сделать в точке с определенными значе-
ниями временного параметра и размера запаса (уровень по-
вторного заказа), которые обеспечат получение заказа (по-
ступление поставки) в тот момент, когда уровень запасов
будет равен нулю;
— отсутствие запасов (дефицит) является недопустимым;
— размер заказа, период заказа и интервал поставки яв-
ляются постоянными величинами (Q = const, Т = const).
Приведенные допущения в значительной степени упро-
щают модель логистического процесса, так как такие иде-
альные условия в реальных системах не встречаются. По-
этому модель EOQ имеет большое теоретическое значение,
а ее практическое применение ограничено. Однако на ее
основе построено достаточно много модификаций, которые
учитывают те или иные дополнительные условия.