обращение к управлению заказами в контексте функ-
циональных областей логистики не случайно. В главе 5 мы
рассмотрели среди логистических циклов одно из основ-
ных понятий логистики — полный логистический цикл —
цикл выполнения заказа (order lead time) — интервал
времени между подачей заказа и доставкой заказанного
продукта или услуги конечному потребителю. Там мы оста-
новились на содержательном описании этого цикла, пока-
зали вложенность и сопряженность с ним прочих, частных,
логистических циклов и остановились на его целеполагаю-
щей функции.
В данной главе, посвященной рассмотрению функцио-
нальных областей логистики, мы обратимся к организаци-
онным аспектам цикла выполнения заказов, его функцио-
нальным сторонам.
Организационная система обработки заказов придает
первичный импульс работе всей ЛС. Заказ потребителя
выступает как коммуникационное сообщение, приводящее
в движение весь логистический процесс. Непосредственное
влияние на затраты и эффективность всех операций оказы-
|
|
вают скорость и качество информационных потоков. Осно-
вой для корпоративной и логистической информацион-
7.9. Управление заказами
иоп системы управления (logistics management information
·vsUMns) являются система обработки заказов (order
|H(K4»ssing) и информационная система. Это именно та об-
меть, которая имеет огромный потенциал для повыше-
ния показателей функционирования логистики (improving
In�'jslics performance). Исследования лучших приемов, при-
меняемых в логистике, показывают, что ключом к обеспе-
чению конкурентоспособности выступают логистические
информационные системы, рассмотрению которых у нас
иі подена соответствующая глава.
Пикл выполнения заказа потребителя начинается с раз-
мен іения заказа (placement of order) и заканчивается момен-
юм, когда продукт доставляется и размещается у потреби-
іе.Дя. Типовой цикл состоит из следующих составляющих:
- подготовка заказа и его передача (order preparation
.икі transmittal);
— прием заказа и его учет (order receipt and order entry);
— обработка заказа (order processing);
— комплектация и упаковка на складе (warehouse
picking and packing);
— транспортировка заказа (order transportation);
— доставка потребителю и разгрузка (customer delivery
.ind unloading).
В каждом компоненте цикла и, соответственно, в общей
продолжительности цикла возможны временные отклоне-
іиія. Нестабильность временных параметров цикла дорого
обходится производственному потребителю; из-за этого он
/М)лжен либо иметь страховой запас (safety stock), позво-
імющий покрывать возможные задержки поставок, либо
о гказывать покупателям из-за дефицита продукции.
Существует несколько способов того, как заказ потреби-
|
|
і е.ля может размещаться, передаваться и поступать на об-
работку (enter into order processing function). Традиционно
мо гребители составляли заказы письменно и передавали их
продавцам или отправляли по почте поставщику. Следую-
щим шагом была передача заказа по телефону работнику
производителя, который его регистрировал. Современная
t нстема позволяет потребителям также размещать заказы
но телефону представителям отдела обслуживания, рас-
положенным в штаб-квартире производителя и имеющим
компьютерные терминалы.
Этот тип систем позволяет представителю отдела об-
< луживания оперативно решать, имеются ли в запасе зака-
Глава 7. Функциональные области логистики
зываемые виды продукции. Если они имеются, то заказан-
ные единицы тут же снимаются с учета, чтобы не попасть
в заказ другому потребителю. Если заказываемой продук-
ции нет, то представитель может предложить замену еще
в ходе общения с потребителем по телефону или сообщить
ему, когда нужный продукт будет в наличии.
Электронные методы, такие как электронный терминал,
позволяющий передавать информацию по телефонным
линиям, и прямая связь типа «компьютер — компьютер»
(computer-to-computer), становятся все более распростра-
ненными при размещении заказов, обеспечивая макси-
мальную скорость и точность отправки и приема заказов,
Все чаще компании предлагают потребителям размещать
свои заказы через Интернет. Существует прямая зависи-
мость между затратами на содержание запасов и затратами
на коммуникации.
Однако чем более совершенными становятся коммуни-
кационные системы, тем более уязвимыми становятся ком-
пании от любых коммуникационных сбоев как внутреннего,
так и внешнего характера. Это объясняется тем фактом, что
при наличии современных систем обработки заказов и мень-
ших уровнях запасов, страховые запасы существенно умень-
шаются, в результате чего при возникновении дефицита из-
за нестабильного цикла выполнения заказа у потребителя
остается только минимальная защита. Однако во многих
цепях поставок имеется большой потенциал, позволяющий
применить современные методы выполнения заказов, в ре-
зультате чего показатели логистики улучшаются.
Вариант размещения потребителем заказа, движение за-
каза, а также адекватный этому процессу информационный
поток представлены на рис. 7.16.
После того как производитель получает заказ и направ-
ляет его в систему обработки, он должен осуществить ряд
проверок, позволяющих:
~ установить, имеется ли нужный продукт в запасе
в требуемом количестве;
— определить, позволяет ли кредитное состояние дан-
ного потребителя принять от него заказ;
— включить продукт в график производства, если
его нет в запасе.
После этого в файл запасов вносятся корректировки,
если необходимо, выполнение заказа задерживается, а про-
изводственный отдел составляет отчет с указанием текуще-
Рис. 7.16. Система управления заказами [82]
го
со
Глава 7. Функциональные области логистики
го состояния запаса. Кроме того, по результатам процесса
выполнения заказа предоставляется вся необходимая ин-
формация в бухгалтерию для составления счета-фактуры,
подготовки уведомления о принятии заказа к исполнению
для отправки его потребителю, подготовки инструкций
по комплектованию и упаковке заказа и выдаче его со скла-
да, а также подготовке товарно-транспортной документа-
ции (shipping documentation). Когда продукцию забирают
со склада и назначают дату ее отправки потребителю, до-
кументация отправляется в бухгалтерию, чтобы работники
могли составить счет-фактуру.
Основное предназначение системы обработки заказов —
|
|
предоставить сеть коммуникаций, связывающую потреби-
теля и поставщика. Менеджерам следует оценить различ-
ные методы передачи заказа с точки зрения надежности
информационных каналов. Коммуникации очень важны,
поскольку приводят в движение всю систему логистики.
Потоки потребительского спроса, поступающие от ри-
тейлера через дистрибьютора, через производителя, через
поставщиков-производителей и потоки самой продукции
движутся в противоположенных направлениях. Розничные
продавцы периодически размещают заказы у дистрибью-
торов, но этот процесс является для них непрозрачным.
Другими словами, дистрибьютор не имеет представления
о том, каким будет размер заказа до тех пор, пока он к нему
не поступит, т.е. никакой информации о фактических
объемах продаж в розничной торговле на момент заказа
у него нет. Таким же образом дистрибьюторы, с некоторой
долей неопределенности, пересылают заказы производите-
лям, а у производителей повторяется та же самая ситуация
с поставщиками. Каждый участник цепочки поставок зани-
мается прогнозированием, используя данные прошлых пе-
риодов и исходя из предположения, что будущие продажи
будут похожи на предыдущие.
Чем быстрее действует система размещения и доставки
заказа, тем дороже она стоит. Таким образом, электронный
ввод параметров заказа может оказаться дороже более про-
стых систем, если сравнивать ситуацию только по цене всей
системы. Однако логистическая система не может прийти
в действие до тех пор, пока заказ не поступит в место его
выполнения. Повышение скорости выполнения заказа, точ-
ность и стабильность позволяют сократить запасы во всей
системе, одновременно сохраняя требуемый уровень об-
7.9. Управление заказами
) луживания потребителей. Кроме того, менеджеры могут
и(пользовать освободившееся для передачи и приема за-
twi.iii время, чтобы проанализировать возможности консо-
иідирования небольших грузовых отправок в транзитные
п.і|)гии. В качестве альтернативной стратегии компания
|
|
может сократить общее время выполнения заказа потреби-
іс,лой, что позволит им поддерживать меньшие по объему
ілпасы. Помимо этого сокращение времени выполнения
ыказа приводит к снижению промежуточных запасов, на-
чпдящихся в пути (in-transit inventories), что реально, ког-
;ui потребители сокращают размеры заказов. Однако боль-
immcTBO потребителей предпочитают стабильность цикла
гокращению его продолжительности. Поэтому в случае
» пкращения времени выполнения заказа, благодаря более
т>істрым передаче и приему заказов, наилучшим вариан-
юм стратегии для компании будет соответствие плановым
ппраметрам времени и сокращение общих затрат за счет
гпижения запасов и транспортных издержек. Сокращение
чругих логистических издержек скорее всего будет сопро-
пождаться ростом затрат на коммуникации, перекрываю-
щим это сокращение.
Электронный обмен данными (electronic data inter-
< hange, EDI) можно определить как обмен документацией
между организациями в структурированной форме с ма-
IIIИННОЙ обработкой или как непосредственное соединение
одного компьютера с другим. При этом передачи проис-
ходят в виде стандартизированных деловых документов
П.ДИ форм. Передачи в режиме EDI позволяют получате-
ію непосредственно обрабатывать документ и действовать
на основе его содержания.
Электронный обмен данными — сложный процесс,
но после того, как он внедрен, наблюдается обратное: ока-
імвается, что это очень простая система, позволяющая опе-
ра гивно устанавливать контакты и взаимодействовать. По-
кчіциальными выгодами EDI являются:
— сокращение объема бумажной документации;
— повышение точности благодаря сокращению числа
ручных операций;
— повышение скорости передачи заказов и других
данных;
— сокращение объема канцелярской и административ-
ной работы, связанной с получением данных, их обработ-
кой, отправкой и решением сопутствующих этому задач;
Глава 7. Функциональные области логистики
— расширение возможностей для активизации функций
работников, поскольку им приходится затрачивать меньше
времени на канцелярские работы;
— сокраш;ение издержек на размещение заказа и связан-
ных с этим процессов;
— лучший доступ к информации благодаря высокой
скорости подтверждения и рекомендаций по отгрузке;
— снижение рабочей нагрузки и более высокая точность
работы других подразделений за счет стыковки EDI с дру-
гими системами, такими как управление запасами с помо-
щью штрих-кодирования и электронный перевод денежных
средств (electronic funds transfers, EFTs);
— сокращение запасов за счет повышенной точности
и снижения общего времени выполнения заказов.
Система обработки заказов задействует такие логисти-
ческие виды деятельности, как:
— определение способа транспортировки, выбор пере-
возчика и расчет последовательности загрузки;
— распределение запасов и подготовка комплектовоч-
ных и упаковочных листов;
— осуществление комплектации и упаковывания на
складе;
— внесение изменений в файл о запасах с учетом факти-
чески выданной продукции;
— автоматическая печать списков пополнения;
— подготовка отгрузочной документации (коносамента,
если используется общественный перевозчик);
— отправка продукции потребителю.
К другим компьютеризированным направлениям, свя-
занным с обработкой заказа, относятся управление уров-
нями запасов (maintaining inventory levels) и подготовка
отчетов о производительности, финансовые отчеты и спе-
циальные отчеты для управляющего персонала (special
management reports).
Обработка заказов вызывает поток информации из
одного подразделения в другое, а также создание раз-
личных материалов реферативного или оценочного ха-
рактера в нескольких базах данных, таких как кредитное
положение потребителя, наличие запаса, графики транс-
портировки. Информационная система может быть как
полностью автоматизированной, так и ручного типа; хотя
большинство таких систем представляют собой те или
иные комбинации обоих вариантов. В зависимости от сте-
7.10. Управление качеством логистического сервиса
іи пи совершенствования системы обработки заказов
и іа)|)поративных информационно-управляющих систем
(in;magement information system, MIS) скорость информаци-
"Hiiioro потока и качество передаваемой информации меня-
мігся, что влияет на способность производителя консолиди-
рпмать небольшие грузовые отправки в транзитные партии
и обеспечивать минимально возможные уровни запасов.
під('ржки с получением информации тормозят выполнение
«к іальных видов деятельности, участвующих в процессе.
\п г()матизация и интеграция процесса выполнения заказов
< окращает время и снижает вероятность задержек в предо-
гіаилении информации.
Автоматизация помогает интегрировать логистическую
I ис гему и позволяет сокращать общие расходы за счет сни-
Дч(мтя запасов и затрат на перевозки. Коммуникационная
(г I ь — ключевой фактор для достижения минимизации об-
щих логистических издержек.