Управление качеством логистического сервиса

Одним из самых сложных вопросов в сервисной ло-

гистике является определение качества услуг. Качество

услуг в Международном стандарте системы качества ISO

!)()()0 трактуется как «совокупность свойств и характери-

) гик услуги, которые придают ей способность удовлетво-

рить обусловленные или предполагаемые потребности».

В данном стандарте также приводятся общие методы по-

< гроения системы качества, гарантирующей удовлетворе-

ние потребностей клиента, и дается определение понятия

система качества — это «совокупность организационной

1 I руктуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых

цпя осуществления административного управления каче-

<гіюм».

Поскольку качество услуг определяется как соответствие

их требованиям потребителей, то эти требования должны

(іьггь сформулированы и измерены с помощью системы по-

казателей. Тогда их отклонение в худшую сторону от тре-

буемых значений будет означать, что сервис имеет ненад-

к'жащее качество.

В методическом смысле основная трудность контроля

качества процесса оказания услуги кроется в том, что по-

іребление услуги происходит в момент ее оказания.



Глава 7. Функциональные области логистики


Для логистической оптимизации сервиса необходимо

по возможности точно оценивать качество услуг с помощью

системы показателей, ранжированных в соответствии с их

значимостью для потребителей, и сводить к минимуму отри-

цательные расхождения между ожидаемым потребителями

и фактическим значениями показателей качества услуг.

Оценка качества услуг включает следующие этапы: фор-

мирование перечня показателей качества услуг, определе-

ние относительной значимости каждого показателя для

формирования общей оценки уровня качества услуг и при-

дание им соответствующих коэффициентов, определение

интегральной оценки качества услуг. Считается, что на всех

этапах оценки качества услуг целесообразно применять ме-

тод экспертных оценок.

Среди показателей качества услуг есть такие, которые

с трудом объективно оцениваются количественным образом,

например, компетентность, взаимопонимание, осязаемость,

это создает большую сложность при оценке качества услуг.

Основными обобщенными показателями качества услуг

являются: надежность, доступность, компетентность, взаи-

мопонимание, гибкость, осязаемость.

В общем случае под надежностью предоставления сер-

виса понимают свойство сервисной системы выполнять

заданные функции, сохраняя свои характеристики в уста-

новленных пределах. Данный показатель рассчитывают

как вероятность безотказного выполнения принятого за-

каза на услугу в требуемый срок, в нужном месте и нуж-

ного качества. Считается, что сегодня в конкурентоспособ-

ных системах этот показатель не должен падать ниже 95%.

То есть при большой выборке событий только в пяти случа-

ях из 100 может быть допущено несоблюдение требований

договорных обязательств на оказание услуг.

Доступность характеризуется наличием условий для

оказания требуемых потребителем услуг в удобное для него

время, в удобном месте и по приемлемой цене. Часто оцени-

вается скоростью выполнения услуг в удобное для клиента

время. Зависит от продолжительности исполнения зака-

за на услугу, которая включает: время оформления заказа

и время оказания услуги. Часто зависит от желания персо-

нала помочь клиенту.

Компетентность — наличие у персонала сервисной

фирмы необходимых знаний и навыков, гарантирующих

отсутствие риска для клиента.


7.10. Управление качеством логистического сервиса



Взаимопонимание — искренний интерес к покупателю,

иіапие его потребностей.

Гибкость выполнения заказов на услуги, которая означа-

г і способность учитывать особые пожелания клиентов, на-

пример, изменение содержания заказа, способа его оформ-

ления, отмена заказа.

Осязаемость — та физическая среда, в которой оказы-

иаются услуги, в частности интерьер помещения, сопут-

г гиующие информационные материалы, внешний вид со-

трудников.

В качестве примера приведем некоторые из наиболее ча-

(*К) используемых на практике показателей, характеризую-

щих сервис предприятий сферы производства и обращения,

оии представлены в табл. 7.19.

Таблица 7.19

Отдельные показатели сервиса производственных

и торговых предприятий

При определении относительной значимости каждо-

го показателя для формирования общей оценки уровня

качества услуг, как правило, важнейшим показателем

Наименование показателя Функциональное назначение показателя
Уровень удовлетво- рения спроса Отражает способность удовлетворять за- просы потребителей по количеству и ассор- тименту заказываемой продукции в опреде- ленный период времени
/Іоставка к назна- ченному сроку Отражает долю поставок, осуществляе- мых к назначенному сроку в соответствии с установленными нормативами
Продолжительность цикла исполнения лаказа Определяет срок от момента размещения заказа до момента его доставки
Ошибки в поставках Отражает долю ошибок в поставках
Время реакции на претензии кли- ентов Определяет срок между поступлением ре- кламации и принятием решения по ней
Время удовлетво- рения претензии клиента Определяет срок между принятием реше- ния по удовлетворению рекламации до са- мого факта удовлетворения претензии
 



Глава 7. Функциональные области логистики


клиенты считают надежность. Далее идут отзывчивость,

компетентность, взаимопонимание, осязаемость. Однако

в каждой конкретной ситуации соотношение значимости

отдельных параметров может меняться. На основе коэф-

фициента значимости показателя и его фактического зна-

чения каждому показателю дается определенная оценка

в баллах.

Определение интегральной оценки качества услуг про-

исходит путем сложения значений всех показателей. По-

лученная оценка используется для сравнения достигнутого

организацией уровня сервиса с уровнем конкурентов, а так-

же для мониторинга уровня обслуживания в разные перио-

ды деятельности, например сезоны года.

Потребители оценивают качество услуги зачастую ин-

туитивно, сравнивая ожидаемый и полученный ими ре-

зультаты. Выявившиеся несовпадения между ними приня-

то называть в сервисной логистике «разрывом в качестве».

Основной причиной снижения эффективности в логистике

считают разрывы, (gaps) или несогласованности, нестыков-

ки в движении потоков. Оптимизация любых логистиче-

ских потоков, в том числе сервисных, и состоит в устране-

нии таких разрывов, возникающих на стыках логистических

звеньев.

В сервисной логистике выделяют несколько основ-

ных причин неудовлетворенности потребителей сервисом,

среди них: разрыв между ожиданиями и полученным ре-

зультатом, обусловленный психологическим состоянием

потребителя в момент получения услуги (субъективность

восприятия); разрыв между тем, что обещают потребителю,

и тем, что он фактически получает (неправильное инфор-

мирование); разрыв между ожиданиями клиентов и пони-

манием этих желаний поставщиком услуг (несовершенные

маркетинговые исследования); разрыв между ожиданиями

потребителей и возможностями поставщика услуг реализо-

вать их; разрыв между проводимой сервисной политикой

и действиями отдельных исполнителей.

Успех в устранении причин неудовлетворенности потре-

бителей сервисом зависит от того, как разработана услуга,

насколько обучен персонал, как он мотивирован к работе

и каким образом контролируется. Следует отметить, что

сегодня одной из центральных проблем в сервисной логи-

стике является необходимость эффективно обучать и моти-

вировать сотрудников.


7.10. Управление качеством логистического сервиса



Мажным критерием, позволяющим оценить систему об-

< іуживания как с позиции поставщика, так и с позиции по-

лучателя услуг, является уровень сервиса.

І�асчет данного показателя выполняют по формуле

ij[v и — уровень сервиса; М — количественная оценка тео-

1и гически возможного объема сервисных услуг; т — коли-

мсственная оценка фактически оказываемого объема сер-

тісных услуг.

Для оценки уровня сервиса выбирают наиболее значи-

мые виды услуг, т.е. услуги, оказание которых сопряжено

(существенными затратами, а неоказание — с потерями

ма рынке.

В настоящее время развитие передовых технологий при-

поло к тому, что стало возможным с учетом индивидуаль-

ных запросов потребителя произвести услугу практически

любого уровня сложности, поэтому в современной сервис-

ной логистике технологические ограничения играют все

меньшую роль в определении уровня сервиса.

Сегодня на уровень сервиса, прежде всего, влияют эко-

номические факторы. Это, с одной стороны, экономиче-

ские ресурсы предприятия, необходимые для того, чтобы

обеспечить высокий уровень сервиса, а с другой — фи-

нансовые возможности потребителей потреблять дорогие

пысококачественные услуги. Поэтому всегда актуальной

остается проблема нахождения оптимального уровня сер-

виса.

Связь уровня сервиса с затратами на него имеет нели-

нейный характер, а именно с повышением качества услуг

затраты растут быстрее (рис. 7.17).

Причина существования такой зависимости, в частно-

сти, состоит в том, что поставщик услуг в первую очередь

предлагает те из них, которые осуществляются с наимень-

шими затратами. В результате проведения многочисленных

исследований сложилось мнение, что начиная с уровня сер-

виса 70% и выше затраты растут экспоненциально в зависи-

мости от уровня обслуживания, а при уровне 90% и выше

они начинают опережать рост доходов от оказания услуг

и сервис становится невыгодным.


432 Глава 7. Функциональные области логистики

Затраты на сервис

70 100

Уровень сервиса, %

Рис, 7,17. Зависимость затрат на сервис от уровня сервиса

Принимая решение об уровне сервиса, следует помнить

о связи между доходом от реализации и уровнем обслужи-

вания. Известно, что снижение уровня обслуживания ведет

к отказу клиентов взаимодействовать с организацией, а сле-

довательно, к уменьшению дохода, и наоборот, повышение

уровня обслуживания может суш;ественно увеличить число

клиентов и объем сбыта (рис. 7.18).

Доход

Рис. 7,18. Зависимость между доходом от реализации

и уровнем обслуживания


7.10. Управление качеством логистического сервиса



Кривая, отражающая зависимость между доходом от реа-

�іизации и уровнем обслуживания, как правило, имеет S-образ-

пую форму. Это объясняется двумя основными причинами.

Во-первых, современный рынок требует наличия мини-

мального уровня сервиса, который принято называть «ми-

нимальный порог уровня сервиса». Деятельность в области

ниже такого порога не принесет ощутимого дохода, так как

не будет восприниматься потребителем и может принести

убытки ввиду наличия затрат на сервис и низкого дохода.

Во-вторых, после достижения определенного уровня

сервиса рынок становится нечувствителен к его дальней-

шему увеличению. На зависимости между доходом от реа-

лизации и уровнем обслуживания точка «максимального

порога уровня сервиса» указывает на уровень обслужива-

ния, после которого увеличение сервиса не сопровождается

увеличением продаж.

Таким образом, существует диапазон, в котором лежит

оптимальный уровень сервиса. Начальной точкой диапазона

является «минимальный порог уровня сервиса», конечной

точкой диапазона — «максимальный порог іфовня сервиса».

Графически оптимальный размер уровня сервиса можно

определить, построив суммарную кривую, отражающую по-

ведение затрат и дохода в зависимости от изменения уров-

ня сервиса (рис. 7.19).

Доход от реализации

и затраты на сервис

min opt Уровень

обслуживания, %

Рис. 7.19. Определение оптимального уровня сервиса

по критерию максимальной прибыли



Глава 7. Функциональные области логистики


В процессе конкурентной борьбы организации зачастую

приходится не только выдерживать оптимальный уровень

сервиса, но и быть готовой периодически превышать макси-

мальный порог уровня сервиса. Таким образом, в общеэко-

номическом смысле конкуренция обеспечивает повышение

качества сервиса.

Говоря о концепциях сервиса, в сервисной логистике

различают концепцию обеспечения базового уровня сервиса

и концепцию полного удовлетворения потребителе� другие

названия — концепция совершенного обслуживания, кон-

цепция «ноль дефектов».

В соответствии с первой концепцией, каждый клиент об-

служивается на установленном уровне, который называется

базовым.

В соответствии со второй осуш;ествляется полное об-

служивание потребителей, приносящих значительную

прибыль, которая оправдывает высокие затраты на сервис.

Это 20% потребителей, которые в соответствии правилом

Парето дают 80% прибыли и называются ключевыми. До-

полнительным условием применения к ним второй концеп-

ции является их готовность покупать больше при условии

повышения качества обслуживания. Оставшаяся часть по-

требителей, как правило, обслуживаются в соответс|гвии

с первой концепцией.

Необходимо учитывать, что даже при высоком уров-

не сервиса неизбежно возникновение ошибок в процессе

оказания услуг. Причем многие ошибки можно исправить

по мере их появления, для этого необходима обратная связь

с потребителем.

Существование такой связи позволяет, во-первых, про-

верить, насколько верно персонал выполняет в процессе об-

служивания клиента установленные сервисные стандарты

и нормативы, во-вторых, корректировать сами сервисные

стандарты и нормативы для приведения их в соответствие

с требованиями потребителей.

Наличие обратной связи дает возможность не только

исправить ошибку, но и превратить недовольного клиента

в искренне расположенного к организации. Гибкая и опера-

тивная обратная связь с потребителем способствует завое-

ванию дополнительного количества покупателей и создает

более благоприятный имидж организации.


7.10. Управление качеством логистического сервиса



Аутсорсинг как инструмент сервисной логастики

В современной мировой экономике одним из основных

направлений стратегии предприятия становится концен-

I рация на приоритетных видах бизнеса и операциях. Это

способствует рациональному распределению ресурсов пред-

приятия на те виды бизнеса, которые являются конкуренто-

способными и в которых у организации есть определенные

преимущества. Такой подход за рубежом часто называется

определением «ключевой компетенции» (core competence).

13 связи с этим все большее распространение приобретает

аутсорсинг (outsourcing).

Термин «аз�гсорсинг» обозначает сокращение или отказ

от собственного бизнес-процесса, обычно не профильно-

го и/или не прибыльного для предприятия и передачу его

специализированным организациям. Аутсорсинг позволяет

предприятию сконцентрироваться на его основной деятель-

ности. Сегодня за рубежом в аутсорсинг можно выделить

практически любую функцию, например, логистику, ин-

формационное обслуживание, управление людскими ре-

сурсами и даже производство.

Принято выделять следующие преимущества аутсорсинга:

возможность обеспечить концентрацию на профильной дея-

тельности, использовать наилучшие методы и опыт, сократить

затраты на применение передовых технологий, повысить кон-

курентоспособность. Рассмотрим их более подробно.

Концентрация на профильной деятельности. Аутсорсинг

позволяет предприятию сосредотачивать внимание и ре-

сурсы на основном конкурентоспособном бизнесе и предо-

ставить выполнение рутинных ежедневных задач внешней

организации, специализирующейся на выполнении этих

функций.

Использование наилучших методов и опыта. Предприя-

тия, которые предоставляют услуги аутсорсинга, постоянно

совершенствуют свои специализированные услуги и ищут

возможности применить лучшие технологии и решения,

чтобы выиграть в конкурентной борьбе. Это, в свою оче-

редь, помогает организации, использующей аутсорсинг, бы-

стрее достигать осуществления в своей повседневной дело-

вой жизни более эффективного бизнес-процесса.

Сокращение затрат на применение передовых техноло-

гий. Как упоминалось выше, поставщики услуг аутсорсинга



Глава 7. Функциональные области логистики


внедряют последние технологии в своей деятельности, при

этом они могут достигать существенной экономии за счет

масштабов внедрения. Вследствие этого потребители аут-

сорсинга могут в полной мере получать выгоды от исполь-

зования передовых технологий, не осуществляя самостоя-

тельные затраты на их полномасштабное внедрение. Это,

в свою очередь, помогает снизить общие затраты в системе

и добиваться повышения производительности и эффектив-

ности ключевого бизнеса,

Повышение конкурентоспособности. Аутсорсинг, вслед-

ствие выше перечисленных причин, помогает организации

более эффективно и быстро реагировать на изменяющиеся

запросы потребителей и, следовательно, иметь преимуще-

ства в конкурентной борьбе.

В результате применения аутсорсинга сокращается по-

требность в капиталовложениях, повышается качество

продукции, так как поставщиком становится специализи-

рованная организация, происходит концентрация управ-

ленческих ресурсов за счет уменьшения количества объек-

тов управления.

Однако при использовании механизма аутсорсинга не-

обходимо учитывать возможность возникновения опреде-

ленных негативных аспектов: уменьшение экспертных/зна-

ний в организации, повышение уязвимости организации,

изменение политики организации и самой организации,

ухудшение морального состояния персонала.

Уменьшение экспертных знаний. Аутсорсинг какой-либо

функции приводит к тому, что в этой области уменьшаются

или совсем исчезают внутренние экспертные знания в са-

мой организации.

Повышение уязвимости организации. Аутсорсинг повы-

шает уязвимость потребителя сервисных услуг, так как ои

становится частично или полностью зависимым от произ-

водителя сервисных услуг.

Изменение политики организации и самой организации.

Использование аутсорсинга приводит к изменению суще-

ствующей, как правило, достаточно эффективной полити-

ки предприятия и самой структуры организации. Требуется

разработать новую политику и организацию, в отношении

которых всегда существуют опасения в их состоятельности.

Для этого требуются время и деньги, а также готовность

пойти на изменения со стороны персонала. При этом сле-

дует также учитывать реакцию потребителей.


7.10. Управление качеством логистического сервиса



Моральное состояние персонала. Отношение персонала

к аутсорсингу играет очень важную роль в процессе его реа-

лилации. В общем случае действия, касающиеся персонала,

могут быть сведены к трем направлениям: перераспределе-

ние внутри организации, переподготовкэрдля использова-

ния в интересах организации, увольнение. Переподготов-

ка и повышение уровня образования персонала позволяет

і»[)ганизации быстрее приспособиться к новым методикам

и повысить свою рыночную эффективность.

За рубежом концепция аутсорсинга в сервисной логи-

с гике развивается уже довольно давно и сегодня рынок

аутсорсинга оценивается во многие миллиарды долларов.

()днако в нашей стране ему уделяется довольно мало вни-

мания.

Во всем мире особое значение имеет аутсорсинг в логи-

(· гике, там уже много лет наблюдается тенденция передачи

части или всех логистических функций специализирован-

ным организациям, и аутсорсингом логистических услуг

пользуются подавляющее большинство предприятий. Соче-

гание эффективности применения инструментов логистики

и тенденции концентрации предприятий на основных ви-

дах деятельности дает широкие возможности для развития

|)і>інка логистического аутсорсинга и специализированных

логистических посредников.

Компании, предоставляющие логистические услуги, со-

гласно принятой за рубежом классификации, подразделя-

ются в зависимости от степени интегрированности их дея-

I ельности с бизнесом заказчика, количества реализуемых

логистических функций, а также доступа к международным

и региональным рынкам сбыта на три основных группы:

градиционный логистический посредник, ЗРЬ-провайдер,

4 PL-провайдер (см. табл. 7.20).

Традиционный логистический посредник. Это узкофунк-

циональный логистический посредник, который работает

па рынке классических логистических услуг. Среди них

можно назвать транспортные компании, экспедиторы, скла-

ды общего пользования, грузовые терминалы, таможенные

Г)рокеры, агенты, стивидорные и страховые компании, фир-

мы по оказанию информационно-консалтинговых услуг

и области логистики и т.д.

ЗРІ-провайдеры, Аббревиатура 3PL является произво-

/июй от английского термина third party logistics providers,

и дословном переводе — поставщики логистических услуг,



Глава 7. Функциональные области логистики


Таблица 7.20

Фирмы — субъекты логистического сервиса

представляющие третью сторону. Часто их называют логи-

стическими провайдерами (ЛП), или же провайдерами ло-

гистических услуг (ПЛУ), что соответствует в английском

языке Logistic Service Providers и часто обозначается абре-

виатурами LSPs, 3PLs, TPLs. Это фирмы� оказывающие

клиентам — промышленным, торговым или сервисным

компаниям — комплексный логистический сервис. Такие

Параметр Традиционный логистический посредник ЗРЬ-провайдер 4РЬ-провайдер    
Услуги Единственная функция Многофункцио- нальность Интегрирован- ная многофунк- циональность. Комплексность услуг    
Доступ к рынкам сбыта Местный, ре- гиональный Межрегиональ- ный Глобальный. До- ставка «от двери до двери»    
Взаимоот- ношение в цепи поставок Разовые сдел- ки (контракт на год) Долговремен- ные отношения (3—5 лет) Стратегическое партнерство    
Конкурен- тоспособ- ность Разрозненная Кооперация логистических посредников, формирование альянсов Несколько круп- ных альянсов на рынке    
Компе- тентность компании Много акти- вов, выполне- ние отдельных операций Смещение от владения активами к вла- дению информа- цией Акцент на управ- лении информа- цией, интегра- ция на основе ІТ-решений    
Ценность компании для клиен- тов Снижение издержек благодаря оптимизации отдельных функций Снижение из- держек благода- ря комплексной оптимизации бизнес-процессов Снижение издер- жек и оптимиза- ция всех бизнес- процессов благодаря интеграции цепи поставок    
 


7.10. Управление качеством логистического сервиса



компании берут под свой контроль несколько или все логи-

гі ические функции. Предоставляя широкий спектр услуг,

юі истический провайдер становится тесно интегриро-

илппым партнером заказчика и обеспечивает функциони-

рпиание важнейших звеньев цепи распределения фирмы,

іюэтому его работа с клиентами обычно строится на основе

rptviHe- и долгосрочных контрактов. Зачастую контрактами

і;пс|)епляется материальная ответственность таких провай-

деров за качество обслуживания определенной части логи-

п ической цепи, что создает атмосферу индивидуализации

логистического сервиса и оказывает положительное влия-

ние на рынок контрактной логистики в целом.

В основном ЗРЬ-провайдеры являются дочерними ком-

паниями, которые выделились из бизнеса основной роди-

кѵіьской организации (компании-экспедитора, компании,

оказывающей услуги складирования и т.п.), чтобы удо-

и.летворять возросшие потребности покупателей и предо-

t* і авлять им более широкий спектр услуг.

Принято выделять пять основных типов логистических

провайдеров: ЛП на основе компаний-перевозчиков; ЛП

на основе складских операторов; ЛП на основе брокер-

ских/экспедиторских компаний; ЛП на основе компаний,

занимающихся оптимизацией транспортных услуг, форми-

рованием отправок и ЛП на основе компаний, разрабаты-

вающих программное обеспечение.

Эти компании, в свою очередь, можно разделить на две

основные категории: компании с реальными физическими

активами (asset based) и компании, использующие в своей

деятельности аутсорсинг (non-asset based).

Организации, владеющие реальными активами, имеют

и собственности или приобретают по лизингу транспортные

средства, складские помещения и пр. Фирмы, пользующие-

ся услугами аутсорсинга, заключают соглашения с другими

фирмами, предоставляющими все или часть услуг в сфере

физического распределения.

Фирмы, оказывающие информационные услуги пред-

ставляют собой разновидность «компаний без физических

активов», которые действуют как посредники при опти-

мизации логистических систем предприятий и взаимодей-

ствуют с другими владеющими активами фирмами на кон-

грактной основе.

Интересно отметить, что за рубежом уже в 1999 г., со-

іѵіасно исследованиям Armstrong & Associates более трети



Глава 7. Функциональные области логистики


доходов приходилось на логистических провайдеров, заня-

тых в сфере предоставления услуг добавленной стоимости

в области складирования и на компании по оптимизации

транспортировки, не имеющие собственных активов.

4Р1-провайдеры, Аббревиатура 4PL является произво-

дной от английского термина fourth party logistics providers.

Это логистические интеграторы полного цикла. Отличие

данного типа компаний от ЗРЬ-провайдеров заключается

в применении системного подхода к управлению всеми

логистическими бизнес-процессами заказчика, координа-

ции действий фокусной компании и ее ключевых контр-

агентов в цепи поставок, обеспечении их эффективного

взаимодействия и обмена данными в реальном масштабе

времени на основе современных информационных систем

и технологий.

Всех логистических интеграторов полного цикла также

можно разделить на две категории с учетом того, имеют

они реальные физические активы (asset based) или не име-

ют и действуют при оптимизации логистических систем

только как посредники (non-asset based).

Полный пакет логистических сервисов, который долж-

на быть в состоянии реализовать компания, претендующая

на статус 4РЬ-провайдера в развитых странах, включает

в себя следующий перечень услуг:

— прямая транспортировка;

— управление складированием;

— консолидация отправок;

— экспедирование;

— оформление платежей за перевозки;

— сопровождение грузов;

— услуги таможенного брокера;

— проектирование информационных систем;

— выбор информационного обеспечения;

— обеспечение функционирования информационных

систем;

— выбор перевозчиков;

— переговоры о тарифах;

— возврат товара;

— управление автотранспортом;

— переупаковка, маркировка;

— контрактное производство;

— управление выполнением заказов;

— консолидация отправок;


7.10. Управление качеством логистического сервиса



управление запасами;

формирование заказов;

обеспечение запчастями;

консультационные услуги;

снабжение материалами.

('ледует обратить внимание, что для достижения стату-

і л.ЧРЬ-провайдера достаточно только реализовать набор

\ 1'луг, который позволит комплексно управлять отдельным

опзпес-процессом, например обеспечением товародвиже-

ния от момента приема заявки клиента до сервисного об-

г луживания проданного товара.

Современный рынок логистических услуг характери-

іус�тся тем, что потребители требуют от логистических

пиораторов предоставления более широкого и исчерпыва-

ющего набора услуг, поскольку хотят сотрудничать толь-

ко с одним провайдером в роли ведущего логистического

мсчіеджера.

Сегодня в области логистики наиболее растущим сегмен-

том является ЗРЬ-провайдинг, который занимает в Европе

около 40% от общего объема рынка сервиса в логистике.

Формирование в России рынка 3PL, и тем более 4PL-

провайдинга, только начинается. Однако спрос на логи-

(· гические услуги у нас стабильно растет за счет выхода

на российский рынок иностранных ритейлеров, отлажен-

ные технологии которых предполагают специализацию их

партнеров на основных видах деятельности, прежде всего

на закупках и сбыте. Не имея достаточного опыта организа-

ции логистики в российских условиях, они стремятся пере-

дать складские, транспортные и прочие функции в управ-

ление сторонней организации, предъявляя при этом весьма

жесткие требования к качеству услуг.

Крупнейшие российские торговые сети, являющиеся

также потенциальными клиентами логистических ком-

паний, прекрасно осознают, что логистика не их бизнес.

Строить собственные распределительные центры и орга-

низовывать службы доставки их заставляет исключительно

отсутствие на рынке предложения, полностью отвечающего

их потребностям.

На рынке контрактной логистики, основой которо-

го в России, как и во всей Европе, являются услуги 3PL-

нровайдеров, имеется значительный объем неудовлетворен-

ного спроса. Основными целями сотрудничества торговых

и производственных компаний с логистическими посред-



Глава 7. Функциональные области логистики


никами данного класса является получение конкурентных

преимуществ за счет:

— сокращения операционных логистических издержек,

повышения эффективности функционирования ЛС и, как

следствие, снижения себестоимости продукции;

— повышения уровня гибкости фирмы и способности

адаптироваться к постоянным изменениям условий веде-

ния бизнеса;

— уменьшения рисков;

— уменьшения длительности операционных и логисти-

ческих циклов.

Приоритетными задачами логистических операторов

должны стать достижение высокого качества и комплекс-

ности предоставляемых услуг, расширение материально-

технической базы и организация слаженного взаимодей-

ствия с таможенными органами. Наличие спроса будет

стимулировать процесс формирования логистических по-

средников, соответствующих предъявляемым компаниями

требованиям.

При выборе внешнего логистического партнера же-

лательно найти такого провайдера, который помимо ее

собственных потребностей готов обсуждать потребности

клиентов организации-партнера. Необходимо установить

стандарты для ключевых параметров деятельности. Про-

фессиональные провайдеры могут поддерживать целый ряд

программ улучшения качества и обычно включают «метри-

ки исполнения» (performance metrics) в контракт. В случае

превышения ожиданий они готовы обсуждать соглашения

на основе участия в разделении прибыли и готовы запла-

тить штраф в случае, когда они не смогут справиться с по-

ставленной задачей.

Контрольные вопросы и задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: