Первой системой, оставшейся по своей сети толкающей,
но уже использовавшей принципы логистики, была систе-
ма MRP (планирование потребности в материалах). В тол-
кающей системе формулируется перечень необходимых
материалов для производства определенного количества
8.4. Концепция «Планирование потребностей/ресурсов».
I(НОВОЙ продукции в соответствии с прогнозом рыночной
іѵоиъюнктуры, затем производится формирование заказов
поставщикам. MRP располагает широким набором машин-
ных программ, которые обеспечивают согласование и опе-
ра гивное регулирование снабженческих, производственных
II сбытовых функций в масштабе фирмы в режиме реально-
го времени.
Для осуш:ествления этих функций в системе MRP ис-
іюльзуются:
— данные плана производства (в специфицированной
номенклатуре на определенный момент времени);
— файл материалов (формируется на основании плана
производства и включает специфицированные наименова-
ния необходимых материалов, их количество в расчете на еди-
|
|
ницу готовой продукции, классификацию по зфовням);
— файл запасов (данные по материальным ресур-
сам, необходимым для реализации графика производства,
как по уже имеющимся, так и по заказанным, но еще не по-
ставленным, по страховым запасам).
Формализация процессов принятия решений в систе-
ме MRP производится с помощью различных методов ис-
следования операций. Имеется возможность рассчитывать
потребность в сырье и материалах, формировать график
производства, выдавать на печать или дисплей выходные
формы. Использование системы MRP позволяет снизить
уровни запасов, ускорить их оборачиваемость, сократить
количество случаев нарушения сроков поставок.
Система MRP-II рассматривается как второе поколение
системы MRP. Поколения систем различаются не по уров-
ню развития технологии, как поколения вычислительной
техники, а по гибкости управления и широте функций.
MRP-II включает в себя функции системы MRP в части
определения потребности в материалах, а также функции
управления технологическими процессами (рис. 8.3).
Чтобы определить потребность в материалах, необходи-
мо решить ряд задач, в их числе прогнозирование, управле-
ние запасами, управление закупками и пр. Решение задач
прогнозирования предполагает разработку прогноза по-
требности в сырье и материалах раздельно по приоритет-
ным и неприоритетным заказам, анализ возможных сроков
выполнения заказов и уровней страховых запасов с учетом
затрат на их содержание и качества обслуживания заказчи-
ков, ретроспективный анализ хозяйственных ситуаций для
|
|
Глава 8. Логистические концепции и системы
Рис, 83. Функциональная схема системы MRP-II
выбора стратегии прогнозирования по каждому виду сырья
и материалов.
При решении задач управления запасами производятся:
обработка и корректировка всей информации о приходе,
движении и расходе сырья, материалов, комплектующих
изделии; учет запасов по месту их хранения; выбор инди-
видуальных стратегий пополнения и контроля уровня за-
пасов по каждой позиции номенклатуры сырья и материа-
8.4. Концепция «Планирование потребностей/ресурсов».
юн; контроль скорости оборачиваемости запасов; анализ
ппіасов по методу ABC; выдача сообщений о приближении
пиіасов к критической точке, о наличии сверхнормативных
іл пасов и т.д.
Для решения задач управления закупками используется
файл заказов, в который вводится информация о заказах
и их выполнении. Выдача информации может производить-
<'я с различной периодичностью. Она может выдаваться
и (разрезе поставщика, заказчика, вида сырья и материалов
с указанием дополнительных данных.
Система ОРТ (оптимизированная производственная
ісхнологая) широко применяется в США и других странах
с 1980-х гг. В этой системе на качественно новой основе по-
./I учили дальнейшее развитие идеи, заложенные в таких си-
стемах, как КапЬап и MRP. Основной принцип ОРТ состоит
и выявлении «узких» мест или, по терминологии создателей
системы, критических ресурсов, в качестве которых могут
выступать запасы сырья и материалов, машины и оборудо-
вание, технологические процессы, персонал предприятия.
От эффективности использования критических ресзфсов
зависят темпы развития производственной системы, в то вре-
мя как повышение эффективности использования остальных
ресурсов, называемых некритическими, на развитии систе-
мы практически не. сказывается. Потери критических ресзф-
сов крайне негативно сказываются на производстве в целом,
в то время как экономия некритических ресурсов реальной
выгоды производству с точки зрения конечных результатов
не приносит. Опыт применения системы ОРТ показывает,
что количество критических ресурсов для каждого произ-
водства в среднем не превышает пяти групп.
Фирмы, использующие ОРТ, не стремятся обеспечить
стопроцентную загрузку рабочих, занятых на некритиче-
ских операциях, поскольку интенсификация труда этих
рабочих приводит к росту незавершенного производства
и другим нежелательным последствиям. Фирмы поощря-
ют использование резерва рабочего времени таких рабочих
на повышение квалификации, проведение кружков каче-
ства.
В системе ОРТ в автоматизированном режиме решает-
ся ряд задач оперативного и краткосрочного управления
производством, в том числе формирование графика про-
изводства на день, неделю и т.д. При формировании близ-
кого к оптимальному графика производства используются
Глава 8. Логистические концепции и системы
критерии обеспеченности заказов сырьем и материалами,
эффективности использования ресурсов, минимума обо-
ротных средств в запасах, гибкости.
Для формирования на компьютерной основе графиков
из базы данных системы ОРТ используются массивы «За-
казы», «Технологические карты» и «Ресурсы». В результа-
те обработки данных на печать выдается ряд машинограмм,
в том числе «График производства», «Потребность в сырье
и материалах», «Состояние складского запаса» и пр.
Система управления и планирования дистрибьюции
продукции (DRP-I) позволяет не только учитывать конъ-
юнктуру, но и активно воздействовать на нее. Эта систе-
ма обеспечивает устойчивые связи снабжения, производ-
ства и сбыта, используя элементы MRP. Первоначально
|
|
в DRP-I осуществляется агрегированное планирование
с использованием прогнозов и данных о фактически посту-
пивших заказах. Далее формируется график производства,
дезагрегируется план производства, составляется специфи-
цированный план с указанием конкретных дат, количества
комплектующих изделий и готовой продукции. И наконец,
с помощью системы MRP производится расчет потребности
в материальных ресурсах и производственных мощностях
под график производства. Характер взаимодействия систем
MRP и DRP-I показан на рис. 8.4.
Рис. 84, Взаимодействие систем MRP и DRP-I
8.4. Концепция «Планирование потребностей/ресурсов».
DRP-I, являясь базой для интегрального планирования
логистических и маркетинговых функций и их увязки, по-
.пюляет прогнозировать с определенной степенью достовер-
ности рыночную конъюнктуру, оптимизировать логистиче-
ские издержки за счет сокращения транспортных расходов
II затрат на товародвижение. С помощью DRP-I можно
{(.ланировать поставки и запасы на различных уровнях цепи
распределения, осуществлять информационное обеспече-
ние различных уровней цепи распределения по проблемам
рыночной конъюнктуры.
Конечная функция системы DRP-I — планирование
гранспортных перевозок. В системе обрабатываются заявки
на транспортное обслуживание, составляются и корректиру-
ются графики перевозок в реальном масштабе времени. Дол-
госрочные планы работы складов служат основой для расчета
потребности в транспортных средствах; корректировка по-
грешности осуществляется с j�eTOM оперативной обстановки.
Основой базы данных системы DRP-I являются информа-
ция о перевозимой и складируемой продукции, получаемая
от фирмы-изготовителя, и информация со складов.
Итак, рассмотрение действующих логистических систем
демонстрирует их многочисленные преимущества, значи-
тельно повышающие конкурентоспособность фирмы, одна-
ко использование методов логистики предполагает выпол-
нение целого ряда условий, среди которых:
|
|
— комплексный и системный подход к решению рассма-
триваемой проблемы;
— научная обоснованность границ анализируемой
и синтезируемой систем;
— адекватность модели реальной системе, объективный
учет взаимосвязи подсистем, высокая надежность;
— гибкая многовариантность, т.е. согласование ритмов
материальных, транспортных, информационных и других
потоков;
— формирование и оптимизация модели системы
во взаимосвязи технической, технологической, информа-
ционной, экономической сторон и методов оперативного
управления;
— непрерывность процесса внедрения модели и ее опти-
мизации.
Только в этом случае внедрение логистических методов
управления и использование логистических систем окажут-
ся эффективными.
Глава 8. Логистические концепции и системы
Развитие рынка породило потребность в широко функ-
циональных интегрированных корпоративных информа-
ционных системах ERP-класса, в которых совмещаются
базы для хранения данных, аналитические инструменты
и системы документооборота. В современных условиях во-
прос о выборе корпоративной информационной системы
зачастую является ключевым стратегическим решением,
во многом определяющим эффективность деятельности
компании, особенно в области логистики.
Существует множество факторов и критериев, влияю-
щих на принятие решения о выборе корпоративной инфор-
мационной системы для поддержки логистики компании.
Наиболее важными из них являются:
— специализация в области интегрированной логистики;
— опыт проведения аналогичных проектов в сопостави-
мых областях бизнеса;
— наличие локализованной версии системы, а также
возможности оказывать локальную поддержку;
— наличие команды, способной внедрить предлагаемое
решение с учетом российской специфики ведения бизнеса.
Системы ERP-класса являются результатом эволюции
MRP/MRP-II систем в направлении интеграции функций
производственного и финансового планирования и управ-
ления. Они обладают более развитыми техническими, тех-
нологическими и вычислительными возможностями, имеют
удобный графический интерфейс, мощные инструменталь-
ные средства разработки и моделирования, позволяющие
настраивать систему на особенности бизнес-процессов
и разрабатывать специализированные отраслевые реше-
ния. Современные планирующие системы ERP-класса яв-
ляются многофункциональными, состоящими из большого
количества специализированных программных модулей,
объединенных в контуры. Контур «Логистика» являет-
ся неотъемлемой составляющей современных ERP-систем
(см. табл. 8.4).
Системы CSRP-класса предназначены для расширен-
ного планирования, синхронизированного с потребите-
лем. Практически, это расширенные ERP для решения
задач межпроизводственной кооперации и дистрибьюции
(SCM), а также реализации технологий, ориентирован-
ных на клиентов, в планировании (CRM) путем точного
персонифицированного учета внешних потенциальных
ресурсов сбыта. Иными словами, CSRP-системы обеспе-
8.4. Концепция «Планирование потребностей/ресурсов».
чивают формирование единого, интегрированного инфор-
мационного пространства для групп компаний и потре-
бителей в сложных распределенных структурах и цепях
поставок.
Таблица 8А
Базовая фз�кциональность контура «Логистика�
ERP SAP R/3
CSRP — это путь от интеграции внутренних ресурсов
компании к сотрудничеству на активных рынках потре-
бителя. С технической стороны CSRP представляет собой
корпоративную информационную систему ERP-класса
с дополнительной функциональностью. При расширен-
ном толковании понятия «ресурсы предприятия», управ-
ляемые на основе технологии CRM и SCM, ресурсы сбыта,
определение ERP полностью отвечает требованиям CSRP-
|
Глава 8. Логистические концепции и системы
функциональности корпоративных информационных си-
стем. Поэтому на практике современные технологии плани-
рования и управления бизнесом компании часто называют
просто ERP-планированием и ERP-управлением.