Системы MRP, MRP-II, dbf, err, CSRP

Первой системой, оставшейся по своей сети толкающей,

но уже использовавшей принципы логистики, была систе-

ма MRP (планирование потребности в материалах). В тол-

кающей системе формулируется перечень необходимых

материалов для производства определенного количества


8.4. Концепция «Планирование потребностей/ресурсов».



I(НОВОЙ продукции в соответствии с прогнозом рыночной

іѵоиъюнктуры, затем производится формирование заказов

поставщикам. MRP располагает широким набором машин-

ных программ, которые обеспечивают согласование и опе-

ра гивное регулирование снабженческих, производственных

II сбытовых функций в масштабе фирмы в режиме реально-

го времени.

Для осуш:ествления этих функций в системе MRP ис-

іюльзуются:

— данные плана производства (в специфицированной

номенклатуре на определенный момент времени);

— файл материалов (формируется на основании плана

производства и включает специфицированные наименова-

ния необходимых материалов, их количество в расчете на еди-

ницу готовой продукции, классификацию по зфовням);

— файл запасов (данные по материальным ресур-

сам, необходимым для реализации графика производства,

как по уже имеющимся, так и по заказанным, но еще не по-

ставленным, по страховым запасам).

Формализация процессов принятия решений в систе-

ме MRP производится с помощью различных методов ис-

следования операций. Имеется возможность рассчитывать

потребность в сырье и материалах, формировать график

производства, выдавать на печать или дисплей выходные

формы. Использование системы MRP позволяет снизить

уровни запасов, ускорить их оборачиваемость, сократить

количество случаев нарушения сроков поставок.

Система MRP-II рассматривается как второе поколение

системы MRP. Поколения систем различаются не по уров-

ню развития технологии, как поколения вычислительной

техники, а по гибкости управления и широте функций.

MRP-II включает в себя функции системы MRP в части

определения потребности в материалах, а также функции

управления технологическими процессами (рис. 8.3).

Чтобы определить потребность в материалах, необходи-

мо решить ряд задач, в их числе прогнозирование, управле-

ние запасами, управление закупками и пр. Решение задач

прогнозирования предполагает разработку прогноза по-

требности в сырье и материалах раздельно по приоритет-

ным и неприоритетным заказам, анализ возможных сроков

выполнения заказов и уровней страховых запасов с учетом

затрат на их содержание и качества обслуживания заказчи-

ков, ретроспективный анализ хозяйственных ситуаций для



Глава 8. Логистические концепции и системы


Рис, 83. Функциональная схема системы MRP-II

выбора стратегии прогнозирования по каждому виду сырья

и материалов.

При решении задач управления запасами производятся:

обработка и корректировка всей информации о приходе,

движении и расходе сырья, материалов, комплектующих

изделии; учет запасов по месту их хранения; выбор инди-

видуальных стратегий пополнения и контроля уровня за-

пасов по каждой позиции номенклатуры сырья и материа-


8.4. Концепция «Планирование потребностей/ресурсов».



юн; контроль скорости оборачиваемости запасов; анализ

ппіасов по методу ABC; выдача сообщений о приближении

пиіасов к критической точке, о наличии сверхнормативных

іл пасов и т.д.

Для решения задач управления закупками используется

файл заказов, в который вводится информация о заказах

и их выполнении. Выдача информации может производить-

<'я с различной периодичностью. Она может выдаваться

и (разрезе поставщика, заказчика, вида сырья и материалов

с указанием дополнительных данных.

Система ОРТ (оптимизированная производственная

ісхнологая) широко применяется в США и других странах

с 1980-х гг. В этой системе на качественно новой основе по-

./I учили дальнейшее развитие идеи, заложенные в таких си-

стемах, как КапЬап и MRP. Основной принцип ОРТ состоит

и выявлении «узких» мест или, по терминологии создателей

системы, критических ресурсов, в качестве которых могут

выступать запасы сырья и материалов, машины и оборудо-

вание, технологические процессы, персонал предприятия.

От эффективности использования критических ресзфсов

зависят темпы развития производственной системы, в то вре-

мя как повышение эффективности использования остальных

ресурсов, называемых некритическими, на развитии систе-

мы практически не. сказывается. Потери критических ресзф-

сов крайне негативно сказываются на производстве в целом,

в то время как экономия некритических ресурсов реальной

выгоды производству с точки зрения конечных результатов

не приносит. Опыт применения системы ОРТ показывает,

что количество критических ресурсов для каждого произ-

водства в среднем не превышает пяти групп.

Фирмы, использующие ОРТ, не стремятся обеспечить

стопроцентную загрузку рабочих, занятых на некритиче-

ских операциях, поскольку интенсификация труда этих

рабочих приводит к росту незавершенного производства

и другим нежелательным последствиям. Фирмы поощря-

ют использование резерва рабочего времени таких рабочих

на повышение квалификации, проведение кружков каче-

ства.

В системе ОРТ в автоматизированном режиме решает-

ся ряд задач оперативного и краткосрочного управления

производством, в том числе формирование графика про-

изводства на день, неделю и т.д. При формировании близ-

кого к оптимальному графика производства используются



Глава 8. Логистические концепции и системы


критерии обеспеченности заказов сырьем и материалами,

эффективности использования ресурсов, минимума обо-

ротных средств в запасах, гибкости.

Для формирования на компьютерной основе графиков

из базы данных системы ОРТ используются массивы «За-

казы», «Технологические карты» и «Ресурсы». В результа-

те обработки данных на печать выдается ряд машинограмм,

в том числе «График производства», «Потребность в сырье

и материалах», «Состояние складского запаса» и пр.

Система управления и планирования дистрибьюции

продукции (DRP-I) позволяет не только учитывать конъ-

юнктуру, но и активно воздействовать на нее. Эта систе-

ма обеспечивает устойчивые связи снабжения, производ-

ства и сбыта, используя элементы MRP. Первоначально

в DRP-I осуществляется агрегированное планирование

с использованием прогнозов и данных о фактически посту-

пивших заказах. Далее формируется график производства,

дезагрегируется план производства, составляется специфи-

цированный план с указанием конкретных дат, количества

комплектующих изделий и готовой продукции. И наконец,

с помощью системы MRP производится расчет потребности

в материальных ресурсах и производственных мощностях

под график производства. Характер взаимодействия систем

MRP и DRP-I показан на рис. 8.4.

Рис. 84, Взаимодействие систем MRP и DRP-I


8.4. Концепция «Планирование потребностей/ресурсов».



DRP-I, являясь базой для интегрального планирования

логистических и маркетинговых функций и их увязки, по-

.пюляет прогнозировать с определенной степенью достовер-

ности рыночную конъюнктуру, оптимизировать логистиче-

ские издержки за счет сокращения транспортных расходов

II затрат на товародвижение. С помощью DRP-I можно

{(.ланировать поставки и запасы на различных уровнях цепи

распределения, осуществлять информационное обеспече-

ние различных уровней цепи распределения по проблемам

рыночной конъюнктуры.

Конечная функция системы DRP-I — планирование

гранспортных перевозок. В системе обрабатываются заявки

на транспортное обслуживание, составляются и корректиру-

ются графики перевозок в реальном масштабе времени. Дол-

госрочные планы работы складов служат основой для расчета

потребности в транспортных средствах; корректировка по-

грешности осуществляется с j�eTOM оперативной обстановки.

Основой базы данных системы DRP-I являются информа-

ция о перевозимой и складируемой продукции, получаемая

от фирмы-изготовителя, и информация со складов.

Итак, рассмотрение действующих логистических систем

демонстрирует их многочисленные преимущества, значи-

тельно повышающие конкурентоспособность фирмы, одна-

ко использование методов логистики предполагает выпол-

нение целого ряда условий, среди которых:

— комплексный и системный подход к решению рассма-

триваемой проблемы;

— научная обоснованность границ анализируемой

и синтезируемой систем;

— адекватность модели реальной системе, объективный

учет взаимосвязи подсистем, высокая надежность;

— гибкая многовариантность, т.е. согласование ритмов

материальных, транспортных, информационных и других

потоков;

— формирование и оптимизация модели системы

во взаимосвязи технической, технологической, информа-

ционной, экономической сторон и методов оперативного

управления;

— непрерывность процесса внедрения модели и ее опти-

мизации.

Только в этом случае внедрение логистических методов

управления и использование логистических систем окажут-

ся эффективными.



Глава 8. Логистические концепции и системы


Развитие рынка породило потребность в широко функ-

циональных интегрированных корпоративных информа-

ционных системах ERP-класса, в которых совмещаются

базы для хранения данных, аналитические инструменты

и системы документооборота. В современных условиях во-

прос о выборе корпоративной информационной системы

зачастую является ключевым стратегическим решением,

во многом определяющим эффективность деятельности

компании, особенно в области логистики.

Существует множество факторов и критериев, влияю-

щих на принятие решения о выборе корпоративной инфор-

мационной системы для поддержки логистики компании.

Наиболее важными из них являются:

— специализация в области интегрированной логистики;

— опыт проведения аналогичных проектов в сопостави-

мых областях бизнеса;

— наличие локализованной версии системы, а также

возможности оказывать локальную поддержку;

— наличие команды, способной внедрить предлагаемое

решение с учетом российской специфики ведения бизнеса.

Системы ERP-класса являются результатом эволюции

MRP/MRP-II систем в направлении интеграции функций

производственного и финансового планирования и управ-

ления. Они обладают более развитыми техническими, тех-

нологическими и вычислительными возможностями, имеют

удобный графический интерфейс, мощные инструменталь-

ные средства разработки и моделирования, позволяющие

настраивать систему на особенности бизнес-процессов

и разрабатывать специализированные отраслевые реше-

ния. Современные планирующие системы ERP-класса яв-

ляются многофункциональными, состоящими из большого

количества специализированных программных модулей,

объединенных в контуры. Контур «Логистика» являет-

ся неотъемлемой составляющей современных ERP-систем

(см. табл. 8.4).

Системы CSRP-класса предназначены для расширен-

ного планирования, синхронизированного с потребите-

лем. Практически, это расширенные ERP для решения

задач межпроизводственной кооперации и дистрибьюции

(SCM), а также реализации технологий, ориентирован-

ных на клиентов, в планировании (CRM) путем точного

персонифицированного учета внешних потенциальных

ресурсов сбыта. Иными словами, CSRP-системы обеспе-


8.4. Концепция «Планирование потребностей/ресурсов».



чивают формирование единого, интегрированного инфор-

мационного пространства для групп компаний и потре-

бителей в сложных распределенных структурах и цепях

поставок.

Таблица 8А

Базовая фз�кциональность контура «Логистика�

ERP SAP R/3

CSRP — это путь от интеграции внутренних ресурсов

компании к сотрудничеству на активных рынках потре-

бителя. С технической стороны CSRP представляет собой

корпоративную информационную систему ERP-класса

с дополнительной функциональностью. При расширен-

ном толковании понятия «ресурсы предприятия», управ-

ляемые на основе технологии CRM и SCM, ресурсы сбыта,

определение ERP полностью отвечает требованиям CSRP-

Модуль Функциональность
SD ИС менеджера по продажам. Фактурирование. Обра- ботка возвратов. Отгрузка и транспортировка. Внешняя торговля. Поставки. Аренда. Ценообразование. Заказы. Кредитование. Контакты
РР Планирование продаж, потребности в материалах и в производственных мощностях. Прогнозирование спроса. ИС производственного менеджера. Диспет- черское управление. Калькуляция производственных затрат. Управление производством
ММ Закупки. Управление запасами. Управление складами. Инвентаризация. Аттестация поставщиков. ИС менед- жера по закупкам
РМ ИС менеджера по обслуживанию и ремонту оборудова- ния. Заказы на обслуживание и ремонт. Планирование предупредительных ремонтов. Управление ремонтными подразделениями
QM ИС менеджера по качеству. Планирование и контроль качества. Сертификаты качества. Рекламации
SM Управление сервисными процедурами и договорами. Услуги. Заявки на услуги. Планирование обслужива- ния клиентов. Учет объектов сервиса. Отчеты. Типовые сервисные решения
 



Глава 8. Логистические концепции и системы


функциональности корпоративных информационных си-

стем. Поэтому на практике современные технологии плани-

рования и управления бизнесом компании часто называют

просто ERP-планированием и ERP-управлением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: