Понятие и сущность логистики

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ

В Римской империи термин «логистика» обозначал свод правил распределения продовольствия. В Византии в кон­це IX в. логистика определялась как искусство снабжения ар­мии материальными ресурсами (боеприпасами, горючим, про­довольствием, обмундированием) и управления ее перемещени­ями. Можно считать, что с тех пор одним из основных значений этого слова в разных языках стала сфера снабжения армии. С английского «1оgisics» переводится как тыл и снабжение, ма­териально-техническое обеспечение, организация работы тыла. В армии Наполеона маршал по логистике отвечал за организа­цию службы материально-технического обеспечения.

Первым автором научных трудов по логистике считают фран­цузского генерала барона Antoine Henri Jomini (1779-1869), опреде­лившего логистику как «практическое искусство движения войска­ми» и впервые в 1812 г. применившего эту науку на практике при планировании боеприпасов, продуктов питания, квартирного обес­печения в армии Наполеона. Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и более широкий круг вопросов: планиро­вание, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д.

В советский период термин «логистика» не имел отношения ни к экономике, ни к общественным наукам в целом. В совре­менном русскоязычном лексиконе это понятие впервые было зафиксировано в «Словаре русского литературного языка» (1949 г.) и постепенно закрепилось в других словарях и науч­ных изданиях, а в 1980-е гг. термин стал общепринятым.

Похожие тенденции наблюдаются и в США. Логистический подход к материально-техническому обеспечению боевых опе­раций применялся американцами в годы второй мировой вой­ны. Американская энциклопедия толкует логистику как «уп­равление перемещением и материально-техническим обеспече­нием» армии, однако оговаривается, что это понятие может оз­начать снабженческо-сбытовую деятельность и гражданских предприятий.

В 1948 г. Американская ассоциация маркетологов охарак­теризовала логистику как «физическое распределение, грузопереработку и транспортировку товаров от места производства к месту потребления». Под «физическим распределением» здесь следует понимать в том числе складирование. Данное определе­ние указывает на связь логистики и маркетинга.

В начале 1970-х гг. Общество инженеров-логистов США оп­ределяло логистику как «искусство и науку управления, тех­нику и технические приемы и методы», предусматривающие планирование, снабжение и применение средств перемещения товаров.

Итак, можно отметить, что после второй мировой войны ло­гистика стала постепенно переходить из военной области в хо­зяйственную практику. В сфере экономической и хозяйственной деятельности ее начали широко использовать в 1960—1970-е гг.

Одной из основных причин бурного развития логистики является переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необхо­димость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

В последние 25 лет развитию логистики способствовали следующие основные факторы:

● превращение рынка продавцов в рынок покупателей;

• технологические изменения в транспортных средствах и ком­муникациях;

• появление и распространение современных ЭВМ;

• изменение структуры (усложнение состава) продуктов, увели­чение числа ступеней их обработки до получения готовых изделий и соответственное усиление интеграции производства;

• расширение международного разделения труда и кооперирования;

• развитие теории систем и применение количественных матема­тических методов к решению экономических задач.

В США и многих других странах Запада логистический метод возник в хозяйственной сфере и стреми­тельно развивался на практике в связи с переходом к научно-производственным системам, концернам, объединяющим функции снабжения, производства и распределения. В США 25% фирм используют в своей производственной и коммерческой дея­тельности принципы логистики. По прогнозам ученых в ближайшее время число их возрастет до 75%.

В отличие от старых методов и форм управления логистика позволяет осу­ществлять скоординированное управление материальными и ин­формационными потоками, обеспечивая их синхронность и высокие конечные результаты деятельности всех участников товародвиже­ния. С логистической «революцией» связывают повышение эффек­тивности производства и качества жизни в этих странах в 70-90-х годах.

Влияние логистики на успешную деятельность фирм было подтверждено анализом, проведенным в 80-х гг. в США и Канаде. Он выявил, что рост прибылей фирм основывается на целом ряде принципов совершенствования деятельности в области товародвижения и улучшения технологии перевозок. По результатам анализа были сделаны выводы о возрастающей роли логистики в разработке стратегии фирм и о том, что она является одним из главных источников роста прибыли.

На сегодняшний день логистика рассматривается как научное направление (Рис.1).

Л
И
Т
Э
М

Рис.1.Логистика

Э – экономика; М – математика; И – информационные технологии; Т - техника (инфраструктура тр-та и складов); Л - логистика

Логистика — наука о планировании, организации, управлении и кон­троле движения материальных и информационных потоков в про­странстве и во времени от их первичного источника до конечного по­требителя.

Под логистикой как научным управлением понимается наука об управлении потоками и процессами.

На сегодняшний день считается, что маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует.

Логистика, связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика)

Логистика, связанная с распределением товаров (распределительная логистика), на постсоветском пространстве её называли сбытовой.

Выделяется также транспортная логистика.

Деятельность по управлению материальными потоками, так же как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельно­сти, осуществлялась человеком начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистики заключается в уси­лении значимости деятельности по управлению материальными по­токами. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике.

Управление материальными потоками многогранно. Оно включает управление транспортом, складским хо­зяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Принципиальная новизна логистического подхода состоит во взаимной связи, интеграции перечисленных областей в единую систему со сквозным управлением материальными потоками.

Практически это означает, концепция логистики состоит в интеграции производства, материально-технического обеспечения, транспортировки, инфор­матики и коммуникаций.

Значительные изменения логистик внесла также и в экономику предприятия:

• задача полной загрузки мощностей заменяется задачей миними­зации сроков прохождения оборотных средств через предприятие;

• изначально предусматриваются свободные мощности для бы­строго реагирования при изменении рыночного спроса;

• ориентация на снижение себестоимости заменяется стремлением к наиболее быстрому удовлетворению спроса;

• приоритет выпуска больших партий изделий уступает требованию высшего качества выпускаемой продукции.

Исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70 % составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и дру­гими операциями, обеспечивающими продвижение матери­ального потока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: