ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ
В Римской империи термин «логистика» обозначал свод правил распределения продовольствия. В Византии в конце IX в. логистика определялась как искусство снабжения армии материальными ресурсами (боеприпасами, горючим, продовольствием, обмундированием) и управления ее перемещениями. Можно считать, что с тех пор одним из основных значений этого слова в разных языках стала сфера снабжения армии. С английского «1оgisics» переводится как тыл и снабжение, материально-техническое обеспечение, организация работы тыла. В армии Наполеона маршал по логистике отвечал за организацию службы материально-технического обеспечения.
Первым автором научных трудов по логистике считают французского генерала барона Antoine Henri Jomini (1779-1869), определившего логистику как «практическое искусство движения войсками» и впервые в 1812 г. применившего эту науку на практике при планировании боеприпасов, продуктов питания, квартирного обеспечения в армии Наполеона. Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и более широкий круг вопросов: планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д.
В советский период термин «логистика» не имел отношения ни к экономике, ни к общественным наукам в целом. В современном русскоязычном лексиконе это понятие впервые было зафиксировано в «Словаре русского литературного языка» (1949 г.) и постепенно закрепилось в других словарях и научных изданиях, а в 1980-е гг. термин стал общепринятым.
Похожие тенденции наблюдаются и в США. Логистический подход к материально-техническому обеспечению боевых операций применялся американцами в годы второй мировой войны. Американская энциклопедия толкует логистику как «управление перемещением и материально-техническим обеспечением» армии, однако оговаривается, что это понятие может означать снабженческо-сбытовую деятельность и гражданских предприятий.
В 1948 г. Американская ассоциация маркетологов охарактеризовала логистику как «физическое распределение, грузопереработку и транспортировку товаров от места производства к месту потребления». Под «физическим распределением» здесь следует понимать в том числе складирование. Данное определение указывает на связь логистики и маркетинга.
В начале 1970-х гг. Общество инженеров-логистов США определяло логистику как «искусство и науку управления, технику и технические приемы и методы», предусматривающие планирование, снабжение и применение средств перемещения товаров.
Итак, можно отметить, что после второй мировой войны логистика стала постепенно переходить из военной области в хозяйственную практику. В сфере экономической и хозяйственной деятельности ее начали широко использовать в 1960—1970-е гг.
Одной из основных причин бурного развития логистики является переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
В последние 25 лет развитию логистики способствовали следующие основные факторы:
● превращение рынка продавцов в рынок покупателей;
• технологические изменения в транспортных средствах и коммуникациях;
• появление и распространение современных ЭВМ;
• изменение структуры (усложнение состава) продуктов, увеличение числа ступеней их обработки до получения готовых изделий и соответственное усиление интеграции производства;
• расширение международного разделения труда и кооперирования;
• развитие теории систем и применение количественных математических методов к решению экономических задач.
В США и многих других странах Запада логистический метод возник в хозяйственной сфере и стремительно развивался на практике в связи с переходом к научно-производственным системам, концернам, объединяющим функции снабжения, производства и распределения. В США 25% фирм используют в своей производственной и коммерческой деятельности принципы логистики. По прогнозам ученых в ближайшее время число их возрастет до 75%.
В отличие от старых методов и форм управления логистика позволяет осуществлять скоординированное управление материальными и информационными потоками, обеспечивая их синхронность и высокие конечные результаты деятельности всех участников товародвижения. С логистической «революцией» связывают повышение эффективности производства и качества жизни в этих странах в 70-90-х годах.
Влияние логистики на успешную деятельность фирм было подтверждено анализом, проведенным в 80-х гг. в США и Канаде. Он выявил, что рост прибылей фирм основывается на целом ряде принципов совершенствования деятельности в области товародвижения и улучшения технологии перевозок. По результатам анализа были сделаны выводы о возрастающей роли логистики в разработке стратегии фирм и о том, что она является одним из главных источников роста прибыли.
На сегодняшний день логистика рассматривается как научное направление (Рис.1).
|
|
|
|
|
Рис.1.Логистика
Э – экономика; М – математика; И – информационные технологии; Т - техника (инфраструктура тр-та и складов); Л - логистика
Логистика — наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Под логистикой как научным управлением понимается наука об управлении потоками и процессами.
На сегодняшний день считается, что маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует.
Логистика, связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика)
Логистика, связанная с распределением товаров (распределительная логистика), на постсоветском пространстве её называли сбытовой.
Выделяется также транспортная логистика.
Деятельность по управлению материальными потоками, так же как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистики заключается в усилении значимости деятельности по управлению материальными потоками. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике.
Управление материальными потоками многогранно. Оно включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Принципиальная новизна логистического подхода состоит во взаимной связи, интеграции перечисленных областей в единую систему со сквозным управлением материальными потоками.
Практически это означает, концепция логистики состоит в интеграции производства, материально-технического обеспечения, транспортировки, информатики и коммуникаций.
Значительные изменения логистик внесла также и в экономику предприятия:
• задача полной загрузки мощностей заменяется задачей минимизации сроков прохождения оборотных средств через предприятие;
• изначально предусматриваются свободные мощности для быстрого реагирования при изменении рыночного спроса;
• ориентация на снижение себестоимости заменяется стремлением к наиболее быстрому удовлетворению спроса;
• приоритет выпуска больших партий изделий уступает требованию высшего качества выпускаемой продукции.
Исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70 % составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока.