В условиях, когда рост объёма производства и расширение внутринациональных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, предприниматели начали искать новые формы оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат.
Этому способствовал ряд факторов:
- переход к распределению товаров на рынке на основе концепции маркетинга;
- снижение прибыльности предприятий;
- признание системного подхода как метода управления;
- появление ЭВМ, позволяющих обрабатывать большие объемы информации;
- развитие оптимизационных математических методов;
- опыт успешного применения логистических принципов в материально-техническом снабжении войск и организации тыловых работ.
До этого времени управление функциями логистики (транспортировка, хранение, управление запасами) обычно осуществлялось обособленными организациями. Это не давало возможности объединять усилия. Первые попытки по преодолению такой разобщенности были сделаны еще в конце 40-х годов XX века рядом крупных промышленных фирм. В результате путем рационализации распределения произведенной продукции они смогли снизить ее себестоимость бездополнительных капитальных вложений.
В западных странах 93% времени движение товаров от источника сырья до потребителя приходится на материально-техническое обеспечение.
Соответственно производство занимает лишь 2% времени, а транспортировка - 5%.
Структура этих издержек:
-содержание запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции (44%);
- на складирование и экспедирование (16%);
- магистральные и технологические перевозки грузов (23%) (9%);
- расходы на обеспечение сбыта готовой продукции(8%);
Развитие логистики кроме сокращения времени и денежных затрат, выявило следующие 2 фактора:
1) усложнились рыночные отношения и повысились требования к качеству продукции;
2) созданы были ГПС.
ГПС - такие системы производства, которые способны осуществлять запуск и производство товара в автоматическом режиме.
Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателей.
Развитие логистики было ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов.
Были приняты меры по регулированию международного товародвижения с целью упрощения, минимизации или устранения факторов, усложняющих движение товаропотоков (таможенные барьеры, сфера контроля, и т.д.).
В части эволюции логистики существует два научных подхода.
Первый выделяет четыре периода развития логистики:
1. Дологостический период или период «фрагментаризации» (1920-1950) характеризуется становлением логистической концепции также инструментов управления материальными потоками и снижением общих затрат. Однако принципы логистики не были востребованы в полной мере, применялись отдельные логистические функции, позволяющие снизить только некоторые составляющие затрат, например, в производстве, транспортировке или складировании.
Управление материальным распределением носила фрагментарный характер, транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривалось как 2 не связанные одна с другой сферы деятельности. Быстрое развитие нерельсового транспорта, особенно автотранспорта, предпочтение стало отдаваться оптимизации перевозок. В качестве критерия эффективности перевозок выступали минимальная цена за перевозку грузов транспортом общего пользования и минимальные транспортные затраты за перевозку собственным подвижным составом.
В этот период начали возрастать запасы, транспортные издержеки, получила распространение концепция маркетинга и теория военной логистики.
2. Период классической логистики. Период становления концепции распределения как составной части маркетинга (1950-1970) характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитием компьютерных информационных технологий.
Главная черта периода классической логистики состоит в том, что вместо организации оптимальных перевозок фирмы стали уделять внимание развитию логистической системы с применением компромиссов и критериев. Компромисс и первом случае состоял и том, что критерием был минимум общих затрат на материальное распределение.
1)
где - суммарные затраты фирмы в сфере логистики,
- затраты по i-той логистической операции,
n – количество логистических операций.
При втором подходе критерий – это извлечение максимальной прибыли компании от логистических операций.
2) R = D - C max
В конце периода классической логистики сформулирован новый критерий - максимальная прибыль от логистических операций всех фирм участвующих в цепи поставок. Акцент был перенесен на межфирменные компромиссы.
3) ,
где - прибыль от реализации общелогистических стратегий,
j – компоненты, участвующие в цепи поставок,
m – количество фирм, участвующих в цепи поставок.
Одним из ключевых факторов развития логистики явилось возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, чтобы их общий уровень при продвижении товаров от производителя к потребителю уменьшится.
Одним из важных факторов, способствовавших развитию логистики было применение в бизнесе вычислительной техники и информационных технологий. Научно-технический прогресс в экономике индустриально развитых стран привел к необходимости решения задач по выбору вида транспорта, оптимизации размещения производства и складов, прогнозированию спроса и потребностей в ресурсах и т. п.
В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистики, как интегрального инструмента менеджмента.
Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика - это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время».
3. Период неологистики. Период развития (1970-1980) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции (распределении) на основе концепции бизнес-логистики и всеобщего управления качеством.
Поэтому внимание начало фокусироваться на межфункциональных компромиссах. Однако для большинства фирм, заинтересованных в повышении прибыли, логистический подход к контролю и уменьшению затрат еще не стал очевидным. Попытки внедрить логистическую координацию встретили во многих западных фирмах противодействие среднего и высшего звена менеджмента. Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции (например, закупки, транспортировку, грузопереработки), часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальным потоками на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали существовавшие в то время системы бухгалтерского учета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических операций фирм.
Отличительной чертой этого времени стало усиление конкуренции; на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов. В то же время значительно выросли общие логистические затраты. Основной задачей большинства фирм стало снижение себестоимости продукции и рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. В этот период руководители фирм вплотную занялись поиском путей снижения затрат в производстве и дистрибь- юции на основе концепции бизнес-логистики. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал одни из основных в конкурентной борьбе. Акцент в логистике несколько сместился на производство, чему способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ технологическими процессами и производственными подразделениями.
К концу 1970-х годов на Западе большое развитие получило производство транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки, стали формироваться современные автоматизированные складские комплексы, активно начала внедряться контейнерная перевозка грузов. Значительный экономический эффект дало применение в логистических системах стандартной тары и упаковки.
С середины 80-ых гг. наметился новый подход к развитию логистики, концепция общей ответственности, суть которой состояла не только в учете экономической составляющей и социальных, экологических положений и др.
4. Период интеграции (1980-1990) характеризуется объединением фирмы и ее партнеров в так называемую логистическую цепь (т.е. закупка - производство - дистрибьюция и продажа), а так же управлением материальными и сопутствующими потоками, создание международных логистических систем.
В этот период произошли следующие изменения в мировой экономике: революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК); изменения в государственном регулировании экономики; было уделено внимание управлению качеством; произошли изменения в бизнесе.
Этот период можно назвать эпохой персональных компьютеров, т.к. их использование и создание на базе ПК локальных вычислительных и телекоммуникационных сетей, а также автоматизированных рабочих мест (АРМ), открыло новые горизонты для логистики. Современное программное обеспечение позволило использовать ПК в логистическо менеджменте от закупок материалов до распределения и продаж готовой продукции.
Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений стала широко распространившаяся зарубежная концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Эта концепция взятая на вооружение подавляющим большинством ведущих компаний мира, произвела переворот в теории и практике менеджмента.
Концепция всеобщего управления качеством (ТQМ) (1970) предполагает участие всех работников предприятия (организации) в решении задачи повышения качества на всех стадиях производства и распределения продукции. Ее реализация позволяет достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и на основе выгоды как каждого работника предприятия, так и общества в целом.
Качество признано важнейшим фактором в конкурентной борьбе. Показателен опыт управления качеством в японских компаниях. В их системах ответственность за качество распространяется на всех сотрудников. Работники обязаны не только обеспечивать поддержание системы качества, но и совершенствовать ее. Чем выше поднялся работник (менеджер) по служебной лестнице, тем меньше его ответственность за поддержание системы и больше — за ее совершенствование. Менеджмент самого высокого уровня управления ориентирован на качественный прорыв. Эффективность всеобщего управления качеством в японских компаниях обеспечивается различными практическими приемами и мероприятиями, как то: небольшими размерами выпускаемых партий товаров, минимальными запасами незавершенного производства, ежедневной проверкой состояния оборудования, четкой административно-хозяйственной работой, функционированием кружков качества.
Восьмидесятые годы XX столетия отмечены бурным ростом союзов и альянсов в бизнесе, которые сменили предшествующую практику недоверия, подозрительности и ожесточенной конкуренции. Благодаря концепции логистики партнеры по бизнесу начали искать пути продуктивной координации в планировании и управлении запасами готовой продукции, транспортировке, грузопереработке, организации продаж. Кооперация развивалось в направлении совершенствования планирования, управления с целью максимального сокращения издержек и улучшения качества обслуживания потребителей.
Эволюция логистики за рубежом показывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций и фирм, и те, кто использовал концепцию интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке