В Европе и Беларуси

Основной тенденцией развития рынка транспортных услуг сегодня является расширение перечня услуг, предлагаемых транспортно-экспедиторскими компаниями. В связи с этим появляются структуры, обеспечивающие качественное комплексную доставку товаров от производителя или продавца конечному получателю. Речь идет о так называемых «логистических центрах», получивших широкое распространение на Западе и призванных стать, согласно программе развития логистической системы республики до 2015 г., главным звеном коридорной системы грузопотоков в Республике Беларусь.

Несмотря на то, что в Беларуси первые логистические структуры появились еще в 2003 году, все же следует отметить, что до последнего времени транзитные логистические услуги в республике не стали ведущей сферой инвестиционного развития[1]. По различным оценкам, мировой спрос на рынке аутсорсинговых услуг, оказываемых ТЛЦ в сфере международного транзита составляет около 450 млрд. USD, из которых в настоящее время реализовано только 18 %.

В целом, по оценкам экспертов, белорусский рынок логистических услуг растет ежегодно на 5 – 6 %. При этом темпы роста транспортных и грузоперевалочных услуг составляют от двух до пяти процентов, а в контрактной логистике – 10 – 15 % в год.

Расходы на транспортировку грузов составляют более 15 % в их стоимости.

По экспертным оценкам специалистов Минтранса Республики Беларусь, при средневзвешенной тарифной ставке в 2,8 – 3,0 тыс. USD за кругорейс белорусский перевозчик перечисляет в бюджет республики в среднем 350 – 370 USD, а объем валютных поступлений от проезда каждого иностранного грузового автомобиля по территории республики колеблется с 119 до 185 USD, что составляет в годовом исчислении, при существующей интенсивности транзитных поездок иностранных грузоперевозчиков около 65 млн. USD

Следует признать, что удельная площадь складских помещений на 1000 жителей Минска составляет менее 100 м2, в то время как в столицах стран Восточной Европы она превышает 250 м2 (г. Будапешт – более 280 м2, г. Прага – около 475 м2, г. Варшава – более 550 м2), т. е. выше в 2,5 раза.

Создание и дальнейшее развитие логистических центров у нас в стране происходит как на основе действующих крупных грузовых терминалов, обладающих потенциальными возможностями по оказанию всего перечня услуг по доставке грузов в международном сообщении, так и строительством новых (ТЛЦ в районе аэропорта Минск – 2, ТЛЦ «Прилесье» в СЭЗ Минск, ТЛУ в районе «Новинки» и д. Ракова). При этом в своей работе они изначально должны ориентироваться на высокий уровень требований, предъявляемых клиентами к качеству услуг логистического центра, полноте и скорости их выполнения, стоимости.

Происходящая в Европе интеграция стран в Европейский Союз привела к необходимости создания и развития международных транспортных коридоров (МТК), охватывающих основные грузопотоки. МТК позволяют обеспечить гибкость и устойчивость различных транспортных систем, их сбалансированную эксплуатацию и развитие, сближение национальных транспортных систем в мировую, развитие межгосударственной транспортной логистической инфраструктуры.

В Европе концепция создания единой сети трансъевропейских коридоров была принята на 2-й Панъевропейской конференции по транспорту в 1994 г. Программа развития МТК охватывает большинство стран Западной и Восточной Европы и ее реализация должна быть завершена в текущем году. На территории республики будут развиваться МТК № 2 (Париж – Брест – Минск – Москва – Екатеринбург), № 9 (Ст.-Петербург – Минск – Гомель – Киев) и № 9в (Гомель – Минск – Вильнюс – Клайпеда – Калининград).

Схематично описание современного представления об основных провайдерах логистики (PL), сведено в единую таблицу в соответствии с возрастаю- щим характером системности и ростом добавленной стоимости (табл. 5.6).

В настоящее время на рынке логистических услуг работают узкофункциональные логистические посредники. Это транспортные компании, экспедиторы, грузовые терминалы, склады общего пользования, таможенные брокеры, агенты, стивидорные и страховые компании, фирмы по оказанию информационно - консалтинговых услуг в области логистики и т. д. Часто многофункциональные логистические операторы формируются на основе таких узкоспециализированных компаний, которые решают освоить смежные сферы бизнеса.

В развитых странах 3PL-провайдеры– это фирмы, оказывающие клиентам (промышленным, торговым или сервисным компаниям) комплексный логистический сервис. Такие компании берут под свой контроль несколько или все логистические функции.

Табл. 5.6. Характеристика логистических операторов

Параметр Традиционный лог. посредник 3PL-провайдер 4PL-провайдер
Услуги Единственная функция Многофункциональность Интегрированная многофункциональность. Комплексность услуг
Доступ к рынкам сбыта Местный, региональный Межрегиональный Глобальный. Доставка «от двери до двери»
Взаимоотношение в цепи поставок Разовые сделки (контракт на год) Долговременные отношения (3 – 5 лет) Стратегическое партнерство
Конкурентоспособность Разрозненная Кооперация логистических посредников, формирование альянсов Несколько крупных альянсов на рынке
Компетентность компании Много активов, выполнение отдельных операций Смещение от владения активами к владению информацией Акцент на управлении информацией, интеграция на основе IT-решений
Ценность компании для клиентов Снижение издержек благодаря оптимизации отдельных функций Снижение издержек благодаря комплексной оптимизации бизнес-процессов Снижение издержек и оптимизация всех бизнес-процессов благодаря интеграции цепи поставок

Представляя широкий спектр услуг, логистический провайдер становится тесно интегрированным партнером заказчика, поэтому его работа с клиентами обычно строится на основе средне- и долгосрочных контрактов. Зачастую контрактами закрепляется материальная ответственность таких провайдеров за качество обслуживания определенной части логистической цепи, что создает атмосферу индивидуализации логистического сервиса и оказывает положительное влияние на рынок контрактной логистики в целом.

На основе анализа зарубежных источников можно отметить, что аутсорсингом логистических услуг определяется передача части или всех логических функций, в основном непроизводственного характера, сторонним логистическим организациям или провайдерам логистических услуг (3PL провайдерам).

Концепция логистического аутсорсинга заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для организации логистических операций, которые компания может доверить внешнему партнеру. Однако при передаче на аутсорсинг функций логистической цепочки предприятия такие опасения необоснованны, так как обычно логистика не является для предприятий профильной деятельностью, и ее с большей эффективностью может выполнить специализированная сервисная организация.

Логистические провайдеры, они же провайдеры логистических услуг, они же 3PL провайдеры – коммерческие организации, осуществляющие оказание услуг в сфере логистики, выполняющие отдельные операции или комплексные логистические функции (складирование, транспортировка, управление заказами, физическое распределение и пр.), а также осуществляющие интегрированное управление логистическими цепочками предприятия-клиента.

В основном 3PL провайдеры являются дочерними компаниями, которые выделились из бизнеса основной родительской организации (компании-экспедитора, компании, оказывающей услуги складирования, и т.п.), чтобы удовлетворять возросшие потребности покупателей и предоставлять им более широкий спектр услуг.

Мировой опыт свидетельствует, что для эффективного функционирования МТК необходима стройная система их стыковочных звеньев или так называемых логистических провайдеров. Данный вид провайдеров могут оказывать не все, а ряд услуг, связанных с логистикой. В международной практике достаточно широко используется терминология 4PL – провайдера как транспортно-логистический центр (ТЛЦ). 4PL – провайдер сочетает в себе функции консалтинговой компании и 3PL – провайдера. Как показывает мировой опыт, создание национальной логистической организации, обладающей всеми характеристиками 4PL – провайдера, практически невозможно без поддержки государства, в том числе взаимодействия с госорганами, включая таможню, партнерства с грузоперевозчиками и другими участниками, обеспечивающими логистические процессы.

В большинстве стран ЕС создание ТЛЦ осуществляется в рамках соответствующих государственных программ, предусматривающих государственное содействие и стимулирование развития современных технологий организации перевозок и устранение помех на пути внедрения инноваций в транспортную сферу. В этом случае управлением транспортно – логистическими центрами Европы занимаются как государство, так и частные компании. Ряд таких центров действуют по принципу партнерства, объединяя деятельность нескольких заинтересованных компаний в одном центре.

Составными частями ТЛЦ являются станции, аэропорты, терминалы, подвижной состав, средства перевалки и управления, обеспечивающие комплексное решение задач с применением современных логистических технологий и оказанием всего комплекса сопутствующих услуг. Создание ТЛЦ позволяет осуществлять перевозки грузов в международном и внутриреспубликанском сообщении с меньшими сроками и транспортными затратами, благодаря применению современных методов обработки информации под управлением транснационально-логистических систем[2].

В настоящее время ТЛЦ стран ЕС объединены в ряд ассоциаций так называемых «европлатформ». На базе таких центров базируются центральные и распределительные склады ведущих товаропроизводящих компаний. Опыт этих стран показывает огромную роль таких транзитных логистических центров. Так, в Голландии деятельность транзитных логистических центров приносит 40 % дохода транспортного комплекса, во Франции – 31 %, в Германии – 25 %. В странах Центральной и Восточной Европы эта доля составляет 30 %.

В Республике Беларусь в настоящее время на рынке логистических услуг функционирует около 1200 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако, несмотря на довольно большое количество экспедиторов, комплекс транспортно-логистических услуг по доставке грузов при международном сообщении, предлагаемый ими клиентуре, все еще недостаточно широк и ограничивается кроме непосредственно перевозок, услугами по сопровождению груза в пути, организации перевозочного процесса, оформлению таможенных, товарно-транспортных и других перевозочных документов, а также посредническими услугами по поиску груза для перевозчиков или наоборот поиску перевозчиков для грузовладельцев (от 85 до 95 %). Вместе с тем за время, которое минуло с 2003 г., когда произошли существенные изменения в национальном законодательстве, регулирующем сферу международных перевозок, республика потеряла почти третью часть субъектов хозяйствования, которые выполняли доставку грузов по процедуре МДП. Около 350 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей покинули этот сегмент рынка. Вместе с ними ушло 30 % парка подвижного состава. Потери бюджета Республики Беларусь от вывода из эксплуатации такого количества транспортных средств составили десятки миллионов долларов.

Таким образом, для Республики Беларусь, находящейся на перекрестке международных транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг», все более актуальной становится проблема создания комплексной логистической системы до 2015 года с целью усиления позиции на рынке транспортно-логистических услуг. Развитие логистической системы в Беларуси позволит коренным образом изменить ситуацию на рынке услуг страны и получить значительные валютные средства в бюджет республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: