Ценообразование и основы формирования тарифов на транспорте

Тариф является ценой на транспортную продукцию. Тариф — это система ставок, по которым взимается плата за пользование чем-нибудь, в том числе за оказание транспортных услуг.

Цена в любой экономической системе выполняет измерительную, регулирующую, стимулирующую и ориентирующую функции.

Сущность ценовой тарифной политики состоит в обеспечении возмещения транспортному предприятию необходимых затрат и укреплении транспортного потенциала экономики, а также в сокращении транспортных затрат в конечной цене производимого продукта (в этом проявляется социальное значение транспорта). Ценовое решение — основная проблема любого предприятия, так как от цены зависит объем продаж, конкурентоспособность предприятия, его доход, положение на рынке, финансовая и деловая устойчивость.

Опыт формирования и применения транспортных тарифов в развитых странах показывает, что тарифная политика рассматривается как единая ценовая политика экономики страны, как важнейший фактор стабильного развития всей социальной и экономической сферы в связи с особой ролью транспорта, заключающейся в том, что увеличение транспортной составляющей может привести к неконкурентности продукта на рынке.

В зависимости от объемов перевозок тарифы устанавливаются таким образом, что большие объемы, практически обеспечивают перевозчику общее снижение суммарных транспортных затрат. Они построены так, что изменяются пропорционально объему перевозок. С другой стороны, при малых поставках, нижеперечисленного условия на них установлен соответствующий тариф.

С учетом расстояния перевозки, тарифы делятся на единые, пропорциональные и сужающиеся.

Единые тарифы устанавливаются независимо от расстояния перевозки для грузов, транспортные расходы на которые в общих затратах занимают малый удельный вес.

Пропорциональные тарифы устанавливаются для транспорта, издержки которого, как и рентабельность, зависят напрямую от объема перевезенного груза и выполненной транспортной.

При назначении цен на транспортные услуги рассчитывается, прежде всего, их себестоимость (затраты на производство единицы продукции), которая должна рассматриваться как нижняя граница цены, а также средние цены на рынке подобных услуг и предельная платежеспособность потребителя, которые определяют верхнюю границу цены. Тарифное соглашение будет заключено внутри этих рамок.

Основу тарифной платы составляет расстояние перевозки, размер единовременной отправки, транспортная характеристика груза (класс груза), специализация подвижного состава, территориальные условия выполнения перевозок. Каждый из этих факторов обладает объективным характером и оказывает существенное влияние на уровень тарифов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: