Транспортные тарифы

На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности. Так, на железнодорожном транспорте грузовые тарифы подразделяются на: общие, исключительные, льготные и местные тарифы (рис. 5.2)

Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

 
 


 
 


Рис. 5.2. Классификация железнодорожных тарифов

Исключительными тарифы называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов.

Исключительные тарифы устанавливаются на перевозку одного или нескольких видов грузов на определенное расстояние или в направление между определенными пунктами, а также в некоторые периоды времени. Данные тарифы могут быть пониженные (поощрительные) и повышенные (запреты). Исключительные тарифы имеют форму процентных скидок и надбавок. Цель исключительные тарифов заключается в стимулировании использовании местного сырья, топлива, развитии перевозок грузов в смешанном сообщении, ограничении перевозок грузов на излишне дальние расстояния и короткопробежных, которые выгоднее передать на автотранспорт, и др.

Льготные (понижение против общих тарифов) тарифы – устанавливаются на перевозки в определенных направлениях грузов, предназначенных для определенных целей, принадлежащих определенным предприятиям и организациям. Кроме того, эти тарифы используются для самих железных дорог. Эти тарифы имеют форму процентных скидок с общего тарифа.

Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах действующие в пределах данной железной дороги.

Основные факторы, влияющие на размер платы при перевозке грузов по железной дороге:

§ скорость перевозки;

§ вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная, мелкая (до 10 т));

§ расстояние перевозки;

§ тип вагона, в котором осуществляется перевозка (универсальные вагоны, изотермические, специализированные, цистерны, платформы);

§ принадлежность вагона или контейнера (кто является собственником);

§ количество перевозимого груза.

По родам отправок грузовые тарифы бывают[3]:

· повагонные тарифы – устанавливаются на перевозку грузов целыми вагонами (кроме наливных);

· тарифы на перевозку грузов мелкими и малолитражными отправками – исчисляются за фактическую массу отправки;

· контейнерные тарифы – устанавливаются на перевозку грузов в контейнерах;

· потонные тарифы – применяются к наливным грузам в цистернах и бункерах полувагонах.

Для этих отправок провозная плата взыскивается за действительную массу груза, который указан в перевозочном документе – накладной. По тарифу на рельсовый подвижной состав, перевозимый как груз на своих осях, провозная плата взимается за пробег каждой оси.

Методика расчета грузовых тарифов на железнодорожном транспорте зависит от массы транспортируемого груза.

1. Повагонная отправка.

1.1 Масса груза равна грузоподъемности вагона. В этом случае по соответствующему тарифному руководству и соответствующей схеме находят массу вагона например 70 т, и тарифный пояс, т. е графу, соответствующую необходимому расстоянию транспортировки. На пересечении строки «Масса вагона» и тарифного пояса находится размер провозной платы.

1.2 Масса груза немного больше грузоподъемности вагона. Тариф определяется как сумма платы за отправку вагона и платы по строке «При массе свыше массы вагона за 1 т» за каждую дополнительную тонну.

2. Масса отправки меньше грузоподъемности самого малого вагона. Например, масса отправки от 1 до 10 т. В этом случае плата рассчитывается следующим образом. По расчетной таблице определяют плату за массу отправки в целых тоннах. Затем определяют количество сотен килограммов сверх массы отправки в целых тоннах. После этого число сотен килограммов умножают на ставку по строке «За 100 кг при массе свыше 1 т» и полученное значение суммируют с платой за целое число тон.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время размер провозной платы можно рассчитать самостоятельно в режиме «on-line» на Интернет-сайте Белорусской железной дороги (БЖД). Более того, для юридических лиц такая услуга осуществляется сотрудниками БЖД бесплатно в течение суток.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие услуги определяются пароходствами самостоятельно, но с учетом конъюнктуры рынка. В тариф закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие; предельный уровень рентабельности, установленный законодательством.

На морском транспорте плата за перевозку грузов осуществляется по тарифу по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется по объявленному тарифу. В этом случае, когда перевозка несвязанна с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, она оплачивается по фрахтовой ставке, устанавливаемой от конъюнктуры фрахтового рынка и зависящей от характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

Тарифы на воздушную перевозку также определяются авиакомпаниями самостоятельно. Оплата может и в этом случае определяться по фрахтовым ставкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: