Понятие запаса пронизывает все области материального производства, так как материальный поток на пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке. Причем, управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику.
Запасы в снабжении - это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до складов материальных ресурсов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции.
Производственные запасы - формируются в организациях-потребителях, это запасы материальных ресурсов и незавершенного производства, поступившие к потребителям и не подвергнутые переработке, находящиеся на предприятиях сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления и позволяющие обеспечить бесперебойность производственного процесса.
Сбытовые (товарные) запасы находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения, это запасы готовой продукции, транспортные запасы, находящиеся на складах ГП фирмы производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для продажи.
Складские запасы - запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы, как внутрифирменных, так и логистических посредников.
Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) - это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного ЗЛС к другому или в пределах одного ЗЛС.
Грузопереработка - это специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения (например, перегрузка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и т.д.).
Затраты на содержание запаса представляют собой расходы материальных, финансовых, информационных, трудовых и других видов ресурсов, необходимых для обеспечения сохранности и поддержания качества товарно-материальных ценностей, находящихся в запасе на определенной территории или на транспортном средстве.
Затраты на содержание запаса в общем случае прямо пропорционально зависят от размера заказа: чем большими партиями пополняется запас, тем дороже стоит содержание запаса.
К затратам на содержание единицы запаса могут быть отнесены:
1. Затраты на содержание склада:
амортизационные отчисления на машины, оборудование и технические средства;
основная и дополнительная заработная плата работников склада и отдела снабжения, связанных с работой склада;
стоимость аренды складского помещения;
коммунальные платежи;
расходы на оплату управленческого персонала;
затраты на регламентные работы с хранимыми товарно-материальными ценностями;
затраты на инвентаризацию запаса и пр.
2. Затраты на обеспечение движения запаса:
оплата труда работников, задействованных в приемке;
стоимость израсходованных при приемке материалов;
расходы на подачу транспорта;
расходы на погрузоразгрузочные работы;
затраты на транспортировку из зоны приемки к месту хранения;
затраты на упаковку и затаривание;
оплата труда работников, задействованных в отгрузке запаса со склада, и пр.
3. Расходы на обслуживание запаса:
стоимость страхования;
процент за полученные кредиты;
налоги и пр.
4. Стоимость рисков, связанных с содержанием запаса:
порча товарно-материальных ценностей в результате хранения;
потери от естественной убыли;
моральное старение;
кражи.
5. Альтернативные затраты.
Планирование запасов.
Создание качественных и комплексных запасов – важнейшая предпосылка и гарантия ритмичности работы предприятия. Запасы материалов на складе принято делить на текущие (переходящие) и страховые (резервные).
К текущим запасам относится норма расхода партии материалов, достаточная для бесперебойной работы предприятия в период между двумя очередными их поступлениями. Они могут пополняться путем поступления новых партий материалов взамен израсходованных. К текущим запасам относятся также запасы, находящиеся на операциях по их подготовке к использованию в производстве (раскрой, нарезка и т.п.). В серийном и массовом производствах, где материалы расходуются равномерно (по суткам и сменам), максимальный текущий запас материала (равный величине поставляемой партии) определяется умножением величины среднесуточного расхода материала на количество дней между двумя очередными поставками материала. Средняя величина расхода материала в сутки определяется делением общей величины потребности в материале на количество дней в планируемом периоде. Промежуток времени между очередными поставками зависит от потребности в материалах, расстоянии между поставщиками и потребителем, способа транспортировки груза (вид транспорта, грузоподъемность, транзитная норма и т.д.).
Страховые запасы предназначены для нестандартных ситуаций, например опоздание поступления очередной партии материалов. Они создаются, как правило, для трудновосполнимых материалов. Величина страхового запаса определяется как произведение среднесуточного расхода материала на среднюю величину отклонений от нормальных условий поставки в днях. Максимальный запас материалов равен максимальной величине текущего запаса плюс страховой запас. Его величина используется при определении плановой величины оборотных средств.