1. Транспортная логистика — это управление транспортировкой грузов, т. е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Транспортную логистику можно разделить на две большие части:
→ внутреннюю, занимающуюся внутрипроизводственными перевозками;
→ внешнюю, которая занимается снабжением предприятия и сбытом его продукции.
Транспорт — объект транспортной логистики, занимается перевозками людей и грузов. Его можно разделить на две большие группы:
→ транспорт общего пользования — удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае в системе путей сообщения).
Понятие транспорта общего пользования охватывает:
• железнодорожный;
• водный транспорт (морской и речной);
• автомобильный
|
|
• воздушный;
• трубопроводный транспорт;
→ транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем. Логистический подход к организации транспортировки грузов существенно отличается от традиционного. Он позволяет реализовать "шесть правил" логистики и тем самым добиться максимальной экономической эффективности. Проиллюстрируем различия между традиционным и логистическим подходами на примере смешанной перевозки в традиционном варианте, которая при применении логистического подхода трансформируется в интермодальную.
Смешанная перевозка — перевозка грузов последовательно несколькими видами транспорта. В первом случае информационный поток движется вместе с материальным от грузоотправителя через экспедитора к транспортным средствам, а далее через экспедитора к получателю груза. В логистическом подходе к системе добавляется еще один участник — единый оператор интермодальной перевозки, который управляет информационным потоком и тем самым координирует действия остальных звеньев.
2. При организации логистической системы следует обращать внимание на обеспечение ее целостности. Это относится и к транспортным логистическим системам. Их основная задача1- обеспечение таких видов сопряженности участников транспортного процесса. как:
→ техническая сопряженность — в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами;
|
|
→ технологическая сопряженность — подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение;
→ э кономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
Кроме обеспечения сопряжения к задачам транспортной логистики относят:
→ создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей. Транспортный коридор — это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами; транспортная цепь — этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта;
→ совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
→ обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
→ совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
→ выбор вида транспортного средства;
→ выбор muna транспортного средства;
→ определение рациональных маршрутов доставки.
3. Основная цель транспортной логистики, как и логистики в целом, — минимизация издержек. Она достигается путем соблюдения следующих основополагающих принципов транспортной ло гистики1:
→ максимально полное использование грузоподъемности подвижного состава и организация поставок без складов;
→ кратность транспортной партии груза единицам заказа, отправки и складирования;
→ стандартизация тары;
→ экономия от масштаба и дальности перевозки грузов, так как в этих случаях расходы на 1 т груза и 1 км пути минимальны;
→ концентрация грузопотоков на отдельных каналах распределения товаров и отказ от неэкономичных каналов;
→ доставка грузов "точно в срок" на основе разработки и реализации единого технологического транспортно-производственного процесса и интеграции транспорта, производства и потребления.
Реализация этих принципов на практике позволяет добиться максимальной экономической эффективности.