3.1. Общая оценка качества и состояния автомобильной дороги
Общую оценку качества и состояния автомобильной дороги выполняют:
- после завершения работ по диагностике для выявления степени соответствия фактического состояния дороги нормативным требованиям по потребительским свойствам и назначения мероприятий по ремонту или реконструкции дороги;
- после разработки плана мероприятий по ремонту или реконструкции дороги или сети дорог для определения ожидаемого уровня транспортно-эксплуатационного состояния, сравнения его с нормативами и расчёта ожидаемой эффективности намеченных мероприятий;
- ежегодно после окончания ремонтно-строительного сезона или сразу после окончания работ по ремонту или реконструкции для оценки фактического состояния и фактической динамики его изменения в результате выполненных работ, а также оценки их эффективности и составления плана дальнейших действий.
3.2. Величину обобщённого показателя качества и состояния каждой дороги (участка дороги) определяют по формуле 3.1. Степень соответствия фактически обеспеченных всей дорогой транспортно – эксплуатационных показателей или потребительских свойств (ПД) нормативным требованиям оценивают по относительному показателю качества дороги:
. (3.1)
Дорога полностью соответствует нормативным требованиям, когда КД > 1.
ПД – обобщенный показатель качества и состояния дороги;
ПД = КПД × КОБ × КЭ, (3.2)
В целом для участка дороги показатель качества определяется как средневзвешенная величина по всем характерным участкам:
ПД = Пi × Li /Li (3.3)
3.3. На основании анализа оценки качества и состояния, автомобильных дорог и дорожной сети намечают основные пути повышения транспортно – эксплуатационных свойств дорог, последовательность и очередность выполнения работ по реконструкции, ремонту и содержанию.
Динамика изменения показателей качества дорог во времени характеризует эффективность деятельности дорожных организаций по содержанию и ремонту дорог.
При назначении видов работ на каждом участке дороги необходимо учитывать то, что во многих случаях один вид работы позволяет одновременно улучшить несколько показателей. Например укладка выравнивающего слоя и дополнительного слоя асфальтобетона для улучшения ровности (повышения величины Крс6) позволяет одновременно повысить сцепные качества покрытия (значение Крс7) и нет необходимости назначать другие виды работ на этом участке для повышения коэффициента сцепления. Укрупненный перечень основных взаимовлияющих видов работ приведен в таблице 3.3.1
Таблица 3.3.1
Перечень основных взаимовлияющих видов работ
Частный коэффициент КРСi, по которому назначается вид работы | Виды работ по ремонту участка дороги при КРСi < КПН | Одновременно повышаются следующие показатели |
КРС2 | Укрепление обочин | КРС10 |
КРС3 | Уширение проезжей части, устройство укрепительных полос, укрепление обочин | КРС2, КРС4, КРС8, КРС10 |
КРС4 | Смягчение продольного уклона увеличение видимости поверхности дороги | КРС2, КРС5, КРС8, КРС10 |
КРС5 | Увеличение радиусов кривых в плане, устройство виражей, спрямление участка | КРС2, КРС4, Крс6 КРС8, КРС10 |
КРС6 | Устройство выравнивающего слоя поверхностной обработкой, восстановление верхнего слоя методами термопрофилирования и регенерации или укладка нового слоя | КРС7, КРС8, КРС10 |
КРС7 | Устройство шероховатой поверхности методом поверхностной обработки, втапливанием щебня, укладки верхнего слоя из многощебенистого асфальтобетона | КРС8, КРС10 |
КРС8 | Усиление дорожной одежды | КРС6, КРС7, КРС10 |
КРС9 | Усиление и уширение мостов | КРС10 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Исходная информация транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Автомобильная дорога метраж начала а/д 25.000; метраж конца а/д 27.000. Участок дороги 5 км (Варианты определяются по порядковому номеру в экзаменационной ведомости)
Варианты | ||||||||||||||||||||||||
Интенсивность движения | ||||||||||||||||||||||||
25000÷27500 | ||||||||||||||||||||||||
Ширина проезжей части | ||||||||||||||||||||||||
25000÷27500 | 6,5 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,5 | 7,5 | 7,5 | 8,0 | 8,0 | 8,5 | 8,5 | 9,5 | 6,5 | 7,0 | 7,5 | 7,5 | 7,5 | 7,0 | 7,5 | 7,0 | 7,5 | 8,0 | 8,5 | 9,0 |
Число полос движения | ||||||||||||||||||||||||
25000÷27500 | ||||||||||||||||||||||||
Разделительная полоса | ||||||||||||||||||||||||
25000÷27500 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Ширина обочины | ||||||||||||||||||||||||
25000÷26000 | 1,5 | 1,0 | 1,5 | 1,0 | 2,0 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 2,5 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 1,5 | 1,0 | 2,5 | 1,5 | 2,5 |
26000÷27500 | 1,0 | 2,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 1,5 | 2,5 | 1,5 | 2,0 | 1,0 | 1,5 | 1,0 | 1,5 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,0 |
Укрепление обочин (засевом трав) | ||||||||||||||||||||||||
25000÷26000 | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 0,5 | - | - | 0,5 | 0.5 | - | - | 0.5 | - | 0.5 | - | 1.5 | 0,5 | 1,0 | - | 1,0 | - | 0,5 | 1,0 | 0,5 | - |
26000÷27500 | 1,0 | 0,5 | 0,5 | - | 0,5 | 1,0 | 0,5 | 0.5 | - | - | - | 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1.0 | 0,5 | - | - | - | - | 0,5 | - | 1,0 | 0,5 |
Кривые в плане без виража | ||||||||||||||||||||||||
25000÷25380 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||||
25380÷27500 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Продольные уклоны, в ‰ | ||||||||||||||||||||||||
Варианты | ||||||||||||||||||||||||
25000÷25300 | -10 | -20 | -30 | -40 | -15 | -10 | -10 | -20 | -10 | -5 | -15 | |||||||||||||
25300÷25400 | -20 | -30 | -40 | -50 | -30 | -20 | -20 | -35 | -20 | -20 | -10 | |||||||||||||
25400÷26000 | -30 | -45 | -50 | -40 | -45 | -30 | -30 | -50 | -35 | -10 | -35 | -5 | ||||||||||||
26000÷26300 | -40 | -60 | -40 | -30 | -30 | -40 | -40 | -35 | -50 | -5 | -20 | -50 | ||||||||||||
26300÷26500 | -50 | -45 | -30 | -20 | -20 | -50 | -50 | -20 | -35 | -5 | -20 | -35 | -35 | |||||||||||
26500÷26800 | -40 | -30 | -20 | -10 | -10 | -40 | -35 | -5 | -20 | -10 | -15 | -35 | -40 | -20 | ||||||||||
26800÷27000 | -30 | -15 | -10 | -25 | -10 | -20 | -5 | -5 | -5 | -25 | -25 | -50 | -35 | -5 | ||||||||||
27000÷27500 | -20 | -10 | -10 | -20 | -5 | -20 | -10 | -35 | -35 | -35 | -20 | |||||||||||||
варианты: | ||||||||||||||||||||||||
25000÷25600 | -10 | -5 | -10 | -15 | -30 | -5 | -60 | -25 | -45 | -60 | -15 | |||||||||||||
25600÷25900 | -10 | -20 | -30 | -40 | -15 | -50 | -40 | -35 | -50 | -5 | ||||||||||||||
25900÷26200 | -25 | -30 | -40 | -50 | -30 | -15 | -35 | -50 | -25 | -35 | -15 | |||||||||||||
26200÷26500 | -40 | -40 | -50 | -35 | -45 | -30 | -20 | -35 | -10 | -20 | -10 | -30 | ||||||||||||
26500÷26800 | -30 | -30 | -40 | -20 | -60 | -45 | -5 | -20 | -5 | -20 | -45 |
Продолжение приложения 3
26800÷27000 | -20 | -20 | -30 | -5 | -45 | -30 | -5 | -30 | -30 | |||||||||||||||
27000÷27300 | -10 | -10 | -20 | -30 | -15 | -5 | -40 | -15 | ||||||||||||||||
27300÷27500 | -10 | -15 | -20 | -5 | -40 | |||||||||||||||||||
Видимость в плане | ||||||||||||||||||||||||
Варианты | ||||||||||||||||||||||||
25000÷26000 | ||||||||||||||||||||||||
26000÷27000 | ||||||||||||||||||||||||
27000÷27500 |