Физическое развитие в дошкольном возрасте

В течение дошкольного возраста происходит быстрое увеличение роста и массы тела детей: здоровые дети прибавляют ежегодно в весе в среднем 2 кг, а в росте – 8 см. К 6-летнему возрасту рост среднего ребенка в развитых странах составляет 116 см, а вес – 21 кг.

Изменения пропорций тела приводят также к смещению его центра тяжести. У детей он расположен выше, чем у взрослых, так как у них на верхнюю часть тела приходится большая часть веса. Это особенно характерно для мальчиков, поскольку у них центр тяжести находится несколько выше, чем у девочек. В силу названной причины маленьким детям сложней управлять движениями своего тела. Они быстрее теряют равновесие, им трудней остановиться на бегу не упав, а также поймать большой мяч, не завалившись на спину, или же помешать другому отобрать мяч и остаться при этом на ногах.

По мере развития костной системы детей увеличивается и растет их физическая сила. Кости развиваются и делаются твердыми благодаря процессу оссификации, превращающему мягкие ткани или хрящи в кости.

Скелетный возраст, определяемый тем, в какой стадии созревания находятся кости, оценива-ется, как правило, с помощью рентгеновского снимка костей кисти. Рентгеновские снимки пока-зывают степень оссификации (или зрелости) костей. У детей-одногодков скелетный возраст может разниться на 4 года. Например, скелетный возраст 6-летних детей может варьировать от 4 до 8 лет.

Стремительные изменения размеров и пропорций тела являются зримым свидетельством роста ребенка, но параллельно происходят невидимые физиологические изменения в головном мозге. Когда дети достигают 5-летнего возраста, их головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека. Развитие мозга способствует все более сложным видам деятельности ребенка, которые, в свою очередь, вносят свой вклад в образование и усиление межнейронных связей.

В дошкольном возрасте дети совершенствуют свои двигательные навыки и качества. Развитие двигательных навыков происходит в основных видах деятельности дошкольников (см. рисунок 2).

Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику – способность совершать движения большой амплитуды, требующие участия всего тела, такие как бег, прыжки, бросание предметов.

Тонкая моторика – способность совершать точные движения малой амплитуды, такие как письмо, пользование вилкой и ложкой. Эти трудности связаны, с одной стороны, с незрелостью ЦНС ребенка (еще продолжается процесс миелинизации), а с другой – с отсутствием у них терпения, необходимого для выполнения этих действий. По мере того, как у детей развивается тонкая моторика, они становятся все более самостоятельными при выполнении повседневных действий. Например, к 3 годам дети научаются надевать и снимать с себя простую одежду, они могут управляться с большими молниями и правильно пользоваться ложкой. 3–4-летний ребенок может застегнуть и расстегнуть большие пуговицы и “обслужить себя” за столом – хотя и допускает при этом время от времени незначительные оплошности. Когда детям исполняется
4–5 лет, они способны одеться и раздеться без посторонней помощи и умело обращаются с вилкой. 5–6-летние могут разрезать ножом мягкую пищу и завязать простой узел. К 6-летнему возрасту дети научаются завязывать шнурки – правда, многие из них считают эту задачу очень трудной (таблица 5).

Таблица 5. Моторное развитие в дошкольном возрасте

2 года 3 года 4 года 5–6 лет
Ходят широко рас-ставляя ноги и раска-чиваясь из стороны в сторону При ходьбе и беге ставят ноги гораздо ближе, чем раньше Могут менять ритм бега Могут ходить по гим-настическому бревну
Могут карабкаться вверх, толкать и тянуть, бегать, крепко держа-ться двумя руками за опору. Обладают малой выносливостью Лучше удерживают равновесие при ходьбе и беге; пере-двигаются более плавно и ловко Неуклюже передвига-ются скачками; пры-гают Ловко скачут; стоят на одной ноге
Берут предметы двумя руками Берут предметы од-ной рукой Демонстрируют боль-шую силу, выносли-вость и координацию движений Могут застегивать пу-говицы и молнии, за-вязывать шнурки
  Рисуют на бумаге разводы и каракули; складывают в кучу кубики Рисуют карандашом простые формы и фи-гуры; рисуют крас-ками; делают из ку-биков постройки Умеют пользоваться письменными принад-лежностями, посудой и другими предметами домашнего обихода

Для исследования уровня моторного развития разработана метрическая шкала, которая состоит из ряда тестов для детей разного возраста.

Года

Тест 1. Стояние в течение 15 секунд с закрытыми глазами; руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги; стопы должны быть расположены по прямой линии.

Схождение с места и балансирование учитываются как минус. При неудаче допускается повторение теста.

Тест 2. Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами правой и левой руки (поочередно) кончика носа.

Тест считается невыполненным, если испытуемый коснулся не кончика носа, а какого-нибудь другого места; невыполненным считается тест также и тогда, когда испытуемый сначала коснулся другого места и только потом кончика носа. При неудаче допускается повторение теста, но не более 3 раз для каждой руки в отдельности; из трех проб две должны быть положительные.

Тест 3. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги, слегка согнутые в коленных суставах. Высота, на которую подпрыгивает испытуемый, не учитывается.

Тест считается невыполненным, если испытуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, становится при подпрыгивании на пятки, а не на носки, и в течение 5 секунд производит меньше
7–8 подпрыгиваний. При неудаче допускается повторение теста.

Тест 4. Укладывание монет в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупредить о том, что уложить монеты необходимо с максимальной скоростью). Перед испытуемым ставится небольшая картонная коробка, причем на таком расстоянии, чтобы он, сидя, свободно мог достать до нее полусогнутой в локте правой рукой. Параллельно ближайшей к испытуемому стенке коробки (передняя стенка), на расстоянии в 5 см раскладываются в ряд 20 копеечных монет (диаметр монеты 2 см). По звуковому сигналу испытуемый как можно быстрее должен уложить в коробку по одной монете. Испытуемый должен решить сам, с чего начать. Монеты могут быть сложены беспорядочно одна на другую. Следят лишь за тем, чтобы испытуемый, взяв монету, укладывал ее в коробку, а не бросал.

Тест ограничивается временем в 25 секунд и считается невыполненным, если по истечении указанного срока осталась неуложенной хотя бы одна монета. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз. Левши проделывают задание левой рукой.

Тест 5. Испытуемому предлагается в течение 10 секунд указательными пальцами горизон-тально вытянутых рук описать в воздухе круги, размер которых определяется им самим, но должен быть одинаковым для обеих рук. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой рукой – в обратном направлении.

Тест считается невыполненным, если испытуемый вращал руки в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или один круг меньше другого. При неудаче тест повторяется, но не более 3 раз.

Тест 6. Экспериментатор подает испытуемому руку и просит крепко пожать ее сначала правой, потом левой рукой и обеими руками. Во время рукопожатия следят за тем, чтобы испытуемый не привлек к участию другие группы мышц (сжал в кулак свою другую руку, перекосил лицо, наморщил лоб, раскрыл рот, плотно сжал губы и т.д.).

При наличии излишних движений тест считается невыполненным.

Лет

Тест 1. Стояние в течение 10 секунд на пальцах ног (“на цыпочках”) с открытыми глазами. Испытуемый приподнимается на пальцах ног (становится “на цыпочки”), руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты; пятки и носки сомкнуты.

Тест считается невыполненным, если испытуемый сошел с первоначальной позиции, прикоснулся пятками к полу. Шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног за минус не засчитываются, но обязательно должны быть оговорены в протоколе. При неудаче допускается повторение теста, но не более 3 раз.

Тест 2. Испытуемому дают квадратный листок (размером 55 см) папиросной бумаги и предлагают как можно быстрее пальцами правой руки скатать его в шарик. Помогать другой рукой во время работы не разрешается. Задание выполняется при положении руки на весу. После 15-секундного перерыва предлагают скатать шарик другой рукой. Тест необходимо выполнить в течение 15 с для правой руки и 20 с – для левой (для левшей цифры обратные).

Тест считается невыполненным, если будет потрачено больше указанного времени и если шарики не будут достаточно компактно свернуты. Тест расценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания одной рукой ставится 1/2 балла; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой руки.

Тест 3. Прыжки с открытыми глазами попеременно то на правой, то на левой ноге на расстояние в 5 м. Испытуемый сгибает ногу в коленном суставе под прямым углом, руки на бедрах. По звуковому сигналу он начинает прыгать и, достигнув заранее указанного места, опускает подогнутую ногу; после перерыва в 30 с прыгает на другой ноге. Скорость не учитывается.

Тест считается невыполненным, если испытуемый отклонился от прямой линии больше, чем на 50 см, коснулся пола подогнутой ногой или размахивал руками. Тест расценивается плюсом, если задание выполнено для обеих ног; при выполнении задания для одной ноги ставится
1/2 балла; в протоколе указывается, для какой ноги выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой ноги.

Тест 4. Наматывание нитки на катушку. Испытуемый левой рукой держит за один конец катушку, с которой отмотана нитка длиной в 2 м; он берет нитку указательным и большим пальцами правой руки и по звуковому сигналу, делая правой рукой круговые вращательные движения, начинает с наибольшей скоростью наматывать нитку на катушку. Для испытания левой руки конец катушки удерживается правой рукой. Следят во время испытания за тем, чтобы рука, в которой зажата катушка, оставалась неподвижной и не делала круговых вращательных движений, при наличии которых прерывают испытание, чтобы повторить его снова, но не более 3 раз для каждой руки (экспериментатору разрешается поддерживать у умственно-отсталых детей руку, в которой зажата катушка).

Тест ограничивается временем и считается невыполненным, если испытуемый потратил на выполнение задания более 20 секунд для правой руки и более 15 секунд для левой руки (для левшей цифры обратные). Тест расценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания одной рукой ставится 1/2 балла; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание.

Тест 5. Испытуемый садится за стол, на который кладут раскрытый спичечный коробок (на расстоянии, достаточном для того, чтобы его легко можно было достать полусогнутой в локте рукой). Справа и слева от коробка (на расстоянии, равном длине спички) уложены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек. По звуковому сигналу испытуемому предлагают начать укладывание спичек в коробок, для чего он должен большими и указательными пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробок. Первыми следует брать спички, лежащие ближе к коробку. В течение 20 секунд с каждой стороны должно быть уложено не менее, чем по 5 спичек; если уложено меньшее, хотя и одинаковое с обеих сторон количество спичек, рекомендуется повторение теста; если при повторном выполнении задания снова возникнет такая же ситуация, задание расценивается минусом.

Тест считается невыполненным, если испытуемый производил движения разновременно (хотя бы и было уложено равное количество спичек с обеих сторон). В протоколе числителем отмечается количество спичек, оставшихся справа, знаменателем – количество оставшихся спичек слева. При правильном выполнении теста дробь равна единице. При неудаче допускается повторение теста не более 2 раз.

Тест 6. Испытуемому предлагают оскалить зубы. Следят за тем, чтобы не было излишних движений (наморщивания крыльев носа, лба, поднимания бровей и т.п.).

При наличии лишних движений тест считается невыполненным.

Лет

Тест 1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 секунд (попеременно то на правой, то на левой ноге). При опускании приподнятой ноги необходимо предложить испытуемому немедленно согнуть ногу до прямого угла. После 30-секундного перерыва то же упражнение повторяется для другой ноги.

Тест считается невыполненным, если испытуемый после трехкратного напоминания все же опустил приподнятую ногу; тест также считается невыполненным, если испытуемый хотя бы один раз коснулся подогнутой ногой земли, сошел с места, подпрыгивал, приподнимался на пальцах ноги, балансировал. Полный плюс ставится за выполнение задания для обеих ног; при неустойчивости на одной ноге ставится 1/2 балла; в протоколе отмечается, какая нога более устойчива. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой ноги.

Тест 2. Попадание мячом в цель на расстоянии 1,5 м. На уровне груди испытуемого вешается квадратная доска (25 × 25 см). Ему дают в правую руку мяч (8 см в диаметре) и предлагают, кинув его с “развернутого плеча” (а не броском и не снизу), попасть в цель. При бросании правой рукой испытуемый должен выставить вперед левую ногу и наоборот; стойка – пятки вместе.

Тест считается выполненным, если из 3 метаний мяча правой рукой мальчики 2 раза (девочки из 4 метаний – 2 раза) попадут в цель, неважно, будет это центр или край доски; если из 3 метаний левой рукой мальчики попадут в цель I раз (девочки из 4 метаний – 1 раз). Тест расценивается плюсом, если задание будет выполнено для обеих рук; при выполнении задания одной рукой ставится 1/2 плюса; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание. Тест при неудаче не повторяется.

Тест 3. Прыжки с места (разбег не допускается) через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги в коленных суставах и одновременно отделять их от земли (перепрыгивание, а не перешагивание). Из 3 проб испытуемый должен дважды перепрыгнуть, не задев веревку.

Тест считается невыполненным, если испытуемый перепрыгнул, не задев веревку, но упал или коснулся руками пола. В протоколе отмечается, встал ли испытуемый на носки или на пятки.

Во избежание ушибов, фиксируется только один конец веревки, другой конец укрепляется небольшой тяжестью, чтобы при задевании веревка свободно падала.

Тест 4. Начертание вертикальных линий. Испытуемый садится за стол, на который кладут лист белой линованной бумаги. Правой рукой, лежащей на столе совершенно свободно, он берет карандаш. По звуковому сигналу испытуемый должен как можно скорее начать чертить карандашом между двумя линейками вертикальные линии. Промежутки между линиями могут быть неодинаковыми, но по своим размерам вертикальные линии не должны выходить за пределы двух параллельных линий. По истечении 10 с дается звуковой сигнал о прекращении работы. После 30-секундного перерыва повторить тест левой рукой.

Тест считается невыполненным, если испытуемый в течение 15 с начертил меньше 20 линий правой рукой и меньше 12 – левой (для левшей цифры обратные). Линии, выходящие за горизонтальные линейки или не доходящие до них больше, чем на 3 мм, не подсчитываются. Тест расценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания одной рукой ставится 1/2 балла. В протоколе указывается для какой руки выполнено задание, а также отмечаются перемены скорости начертания. При неудаче допускается повторение теста не более
2 раз для каждой руки.

Тест 5. Испытуемый в удобном ему темпе марширует по комнате. Одновременно с маршировкой он должен, взяв в левую руку катушку, смотать с нее нитку и намотать ее на указательный палец правой руки. По истечении 15 с дается сигнал о прекращении работы, после чего через 5–10 с испытуемому предлагают снова начать маршировать, взяв на этот раз катушку в правую руку, и намотать нитку на левый указательный палец. Через 15 с дается сигнал о прекращении работы.

Тест считается невыполненным, если испытуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал движения разновременно: останавливался и тогда сматывал нитку или маршировал, но нитку не сматывал. Если задание выполнено частично (для одной руки), то тест в целом считается невыполненным и расценивается минусом; в протоколе должно быть указано, для какой руки сматывание нитки и маршировка были одновременными. При неудаче допускается повторение теста не более 2 раз.

Тест 6. Испытуемому предлагают, взяв перкуссионный молоток, несколько раз сильно ударить им по столу; задание сначала проделывается для правой руки, потом для левой.

Следят за тем, чтобы не было лишних движений (оскаливания зубов, наморщивания лба, сжимания губ и т.п.), при наличии которых тест считается невыполненным. При частичном выполнении (для одной руки) тест в целом расценивается минусом. При неудаче тест повторяется не более 2 раз для каждой руки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: