Межличностные конфликты

Межличностные конфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми.

Первые теоретические описания и экспериментальные исследования, непосредственно посвященные интерперсональным конфликтам, были выполнены Куртом Левином. К межличностным конфликтам в концептуальных описаниях Левина относится случай, который он обозначает как "конфликт между собственными и вынуждающими силами", т. е. противоречие между собственными потребностями человека и внешней, объективной вынуждающей силой. На основе проведенных экспериментальных исследований Левин считает наиболее важным фактором частоты возникновения конфликтов общий уровень напряжения, в котором существует человек или группа. Неудовлетворенность потребностей создает напряжение. Условием удовлетворения индивидуальных потребностей является достаточное пространство свободного движения.

М. Дойч не использует термин "конфликт", но это вовсе не означает, что для него эти отношения не являются конфликтными. Для многих рассуждений М. Дойча характерно фактическое отождествление конфликта с конкуренцией. Большинство его работ посвящено сравнению типов взаимодействия, развивающихся в рамках кооперативного или конкурентного контекста, межгрупповых и внутригрупповых отношений.

Согласно М. Дойчу, выделяются следующие типы конфликтов:

* "подлинный" конфликт — существует объективно;

* "случайный" конфликт — не всегда осознается сторонами;

* "смешанный" конфликт — невидимый конфликт;

* "неверно приписанный" конфликт — неверно истолковывающийся проблемами;

* "латентный" — (скрытый) конфликт — которого нет и не осознается сторонами;

* "ложный" конфликт — когда отсутствуют объективные основания конфликта и последний существует только в силу восприятия и понимания.

Психологические исследования межличностных конфликтов являются в настоящее время наиболее распространенными. (Анцупов А.Я., Гришина Н.В., Крогиус Н.В., Моисеев Д.П., Шипилов А.Н. и многие другие).

Исследуя межличностные конфликты, А.В. Филиппов отмечал, что причины их возникновения неоднозначны и имеют различную природу. С одной стороны, как уже говорилось, причины эти могут быть сугубо психологические — антипатия, активная неприязнь на основе значимых личностных различий. С другой стороны, причина конфликта может иметь реальную производственную или организационную основу.

Однако недостаточность общей культуры, воспитание и низкий уровень культуры профессионального общения, организационного взаимодействия приводят к тому, что производственный или организационный конфликт достаточно быстро (а порою стремительно) приходит в межличностный. Отсутствие профессиональной и организационной культуры сказывается, и в неумении вести дискуссию, корректно спорить, убеждать, и в негативности, нежелании признать за другим сотрудником — особенно за подчиненным! — право на собственную точку зрения, на проблему, собственную позицию, и в восприятии чужого мнения, а тем более критики как личного выпада «подкопа» под авторитет и служебное положение. И наиболее часто низкая культура профессионального взаимодействия проявляется в нежелании или неспособности учесть интересы, стремления всех людей, участвующих в коллективной деятельности.

Возникновение межличностных конфликтов может быть спровоцировано объективными причинами. Так, созданию конфликтной ситуации может способствовать непродуманная организационная структура управления, например, наличие только одного объекта, предмета, в котором испытывают острую потребность разные люди (выделенная для распределения одна квартира, одна путевка). Здесь удовлетворить потребность всех заинтересованных лиц невозможно, необходимо изменение самой структуры острой ситуации.

Конфликт может начаться в связи каким-нибудь одним конкретным поводом, но затем постепенно разрастаться и захватить самые различные стороны отношений между людьми. При этом в межличностных конфликтах часто эмоциональная сторона затмевает содержательную. Так, нередко протекают, например, семейные конфликты.

Для практической работы с конфликтами целесообразно не только выделять причины, но и классифицировать конфликты по различным основаниям.

Это возможно сделать, например:

а) по сферам существования — делятся на деловые, семейные, имущественные, бытовые и др.;

б) по своему эффекту и функциональным последствиям: конструктивные (функциональные) и деструктивные дисфунк-циональные).;

в) по критерию реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: