Социально-психологические условия профилактики конфликтов

· Социально-психологические условия профилактики конфликтов представляет большой интерес для конфликтолога. В интересах предупреждения возникновения конфликтов необходимо учитывать, что социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Рассмотрим пять основных балансов, сознательное или несознательное нарушение которых может привести к конфликтам.

· Поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей. Каждый из партнеров может играть по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по своему психологическому статусу. Психологически наиболее комфортной ролью человека нередко является роль старшего. Но эта роль потенциально наиболее конфликтна, поскольку именно она не устраивает партнера. Он не хочет играть роль младшего. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими на равных.

· Поддержание баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждый в идеале стремится делать то, что он хочет и когда хочет. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. Слишком большая зависимость человека от партнера ограничивает его свободу и может спровоцировать конфликт. В ходе общения необходимо поддерживать комфортный баланс взаимозависимости.

· Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии диады людей чревато напряженностью в их взаимоотношениях и возможным конфликтом. Если человек оказал сослуживцу ненормативную услугу, а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается.

· Поддержание баланса ущерба. Если человеку нанесен ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.

· Пятый баланс, сохранение которого способствует профилактике конфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки.

· В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Человеку свойственна самооценка своего поведения, и он в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности. При оценке работы подчиненного начальником он чаще оценивает по тому, что подчиненному не удалось сделать по сравнению с нормативными требованиями.

Психология конструктивной критики.

Категорическая форма высказываемых суждений способствует обострению ситуации общения. Во-первых, категоричность суждений - признак незрелости ума. Во-вторых, крайние оценки часто ошибочны несправедливы. В-третьих, безапелляционное мнение вызывает у собеседника желание оспорить его, даже если оно по существу правильное. В процессе общения желательно избегать крайних, жестких, категоричных по форме оценок любых аспектов обсуждаемых проблем, тем более позиции и личности партнера. Поэтому важно, чтобы критика носила позитивный, конструктивный характер. Критикуя другого, необходимо соблюдать ряд правил.

Что нужно сделать, прежде чем критиковать?

- Выяснить, нельзя ли исправить дело без критики.

- Определить цели критики. (Критика – не самоцель, а средство улучшения жизни.)

- Для критического анализа не должно быть закрытых зон и неприкосновенных лиц.

- Выслушать позицию критикуемого до конца.

- Выяснение психологических причин, приведших человека к тому, что он допустил промахи в работе.

- Прогнозирование последствий, вытекающих из критикуемого события (для коллектива, для критикуемого и т.д.).

Конкретные предложения о путях ликвидации недостатков.

Критикующий несет моральную, а иногда и юридическую ответственность за сознательное искажение фактов;

· предоставлять критикуемому право на защиту;

· доброжелательность: задача критики – помочь сотруднику, а не задеть его самолюбие;

· учить сотрудников самокритичности на своем примере;

· перед критикой вспомнить свои собственные ошибки;

Необходимо знать следующее:

· всякий зажим критики вреден, так как затрудняет преодоление недостатков;

· умный человек может выявить критическое отношение к своим действиям даже тогда, когда прямая критика отсутствует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: