Психодиагностика

В работе детского практического психолога психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного и школьного детства в контексте семьи и образовательно-развивающей среды образовательного учреждения.

В психодиагностике необходимо умение выделять психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от воспитателей, учителей, родителей, детей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий практическую направленность на анализ конкретного, единичного случая. Л.С. Выготский предупреждал: “Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности лежит в основе всех наблюдаемых признаков. Таким образом, в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но и исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития”. Симптом – характерные проявления определенных состояний.

Психодиагностическое исследование обусловлено спецификой возраста обследуемого ребенка. Каждый возраст требует своих приемов и методов. Ребенок исследуется в деятельности, общении с учетом специфики программ обучения и воспитания. Исследование объективируется данными в поведении, успеваемости, реальных отношениях ребенка.

Задачи психодиагностического обследования детей и подростков.

1. Изучение проявлений отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования.

2. Получение данных о динамике развития, влиянии вида обучения, технологии методов, микросоциального окружения на личностное развитие.

3. Исследование характера психического развития, его темпов.

4. Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития.

Психодиагностика располагает богатым арсеналом малоформализованных (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, анализ продуктов деятельности, дидактические тесты или тесты учителя) и строго формализованных методов (опросники, психологические тесты).

Процедура психодиагностического исследования включает ряд этапов.

1. Подготовка к исследованию, определение целей и задач, подбор методик, их освоение.

2. Беседа с ребенком (подростком), установление положительного эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий.

3. Психодиагностический эксперимент.

Выводы психодиагностического исследования используются как в широком плане (диагноз личности, прогноз развития, использование выявленных особенностей в учебно-воспитательной работе), так и в узком (индивидуальная работа).

Психологический диагноз – заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик.

Термин “диагноз” употребляется в двух значениях. В широком смысле – это углубленный и всесторонний анализ личности, направленный на выявление присущих ей качественно-количественных особенностей, связанный с раскрытием определенных причинно-следственных связей и, в конечном итоге, направленный на решение практических задач преодоления обнаруженных недостатков, обеспечения гармонического развития всех психических свойств данного ребенка. В узком смысле под психологическим диагнозом подразумевается выявление конкретных причин недостатков или отклонений в развитии с целью устранения этих причин путем соответствующих коррекционных воздействий психолого-педагогического характера.

Для того, чтобы решение задач взаимодействия с клиентом было корректно, психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Практик-диагност должен уметь учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на полученные индивидуальные результаты и сопоставлять эти индивидуальные результаты с нормативами.

Возрастная норма развития есть средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе. Однако уровень и количество вариаций вокруг нее весьма значительны.

Недостатки в развитии – это отсутствие положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста.

Отклонения в развитии – появление отрицательных качеств, свойств, привычек в характере ребенка.

Дисгармонии развития – несбалансированность психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию.

Аномалии развития (дизонтогенез) – ограничение, сужение границ психологических возможностей ребенка в силу функциональной недостаточности, грубого дефекта или распада психологических функций.

Деформация развития – отклонения, нарушения в развитии, вытекающие из подавленности самореализации личности и приводящие к извращению самой сути развития.

Существенными признаками психодиагностики детей выступает ориентированность на исследование личности (или группы), в поведении, деятельности которой наблюдаются отклонения, недостатки, с целью осуществления коррекции, оказания помощи в их преодолении.

В работе детского психолога речь не может идти отдельно о диагностике, отдельно о развитии или коррекции, здесь существует диагностико-коррекционное, диагностико-воспитательное
(или развивающее) направление работы, единое по самой своей сути. Д.Б. Эльконин отмечает, что необходима специальная диагностика, направленная не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось возможно раньше. Более того, детский психолог не только ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или других сторон личности, способностей учащегося, но и следит за выполнением данных им рекомендаций и в значительной мере сам осуществляет часть коррекционной, воспитательной (развивающей) работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: