Типы экспериментов (для опытно-экспериментальной работы)

Классификация психолого-педагогического эксперимента возможна по следующим признакам: по длительности во времени, по структуре, по целям, по организации проведения, по степени гласности и др.

По целям различают формирующие и констатирующие эксперименты.

Констатирующий эксперимент – один из видов эксперимента, целью которого является измерение одной или нескольких независимых переменных и определение их влияния на зависимые переменные. Констатирующий эксперимент отличается от эксперимента формирующего главным образом целями проведения. Целью констатирующего эксперимента выступает фиксация измерений зависимых переменных, а не влияние на последние, как в формирующем эксперименте.

Примером констатирующего эксперимента может быть выявление взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости младших школьников.

Констатирующий эксперимент позволяет проверять гипотезы о наличии взаимосвязей (корреляций) между переменными, их вероятности и статистической значимости.

Формирующий эксперимент – один из видов эксперимента, состоящий в целенаправленном воздействии на определенные характеристики для их изменения в нужном направлении. Примером формирующего эксперимента может быть такое исследование: выявляются учащиеся с низким уровнем развития познавательных процессов. Затем с ними проводится серия коррекционно-развивающих занятий. После завершения занятий снова с помощью тех же тестов оцениваются изменения в уровне развития познавательных процессов.

По логической структуре доказательства гипотезы различают линейный и параллельный эксперимент.

Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной, и экспериментальной. В этом случае еще до начала эксперимента четко фиксируется все контрольные, факторные и нейтральные характеристики группы (или условия ее функционирования), и по истечении определенного, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.

В параллельном эксперименте участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики нейтральной группы остаются постоянными на протяжении всего эксперимента, а экспериментальной – изменяются. Потом контрольные характеристики сравниваются и делаются выводы о причинах произошедших изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: