Раздел III. Воспитательный потенциал

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особенности воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом как раздел педагогики спорта

План

1. Воспитательные возможности занятий физической культурой и спортом.

2. Воспитательная работа в процессе учебно-тренировочного занятия.

3. Воспитательные возможности средств массовой информации в пропаганде занятий физической культурой и спортом.

В педагогике понятие воспитание рассматривается в широком и узком смысле.

Воспитание в широком смысле - это процесс и результат усво­ения и активного воспроизводства социальными субъектами общественного опыта, который охватывает их широкое, многосто­роннее взаимодействие между собой, с социальной средой и ок­ружающей природой. Его сущность проявляется как процесс це­ленаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех его участников на субъектно-субъектных отношениях, обес­печивающего их гармоничное развитие и эффективное решение социально значимых задач.

Воспитание в узком смысле - это целенаправленное и система­тическое взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Оно охватывает деятельность воспитателей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих по­требностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других фак­торов.

Главная цель воспитания в современных условиях состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса со­циально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечива­ющих его успешное развитие.

Одним из важнейших факторов всестороннего развития человека являются физическая культура и спорт. Спорт предоставляет обширные возможности для формирования личности человека.

Это становится возможным и ре­альным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами вос­питания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и др.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным прояв­ляется непосредственно и опосредованно.

Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физи­ческого воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладе­нием приемами практических действий и пр. (как выполнить дви­жения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распреде­лить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).

Педагог по физической культуре и спорту, тренер в зависимости от квалификации и возраста занимающихся намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной сте­пени сложности. Занимающиеся должны сами принимать реше­ния, действовать активно и творчески подходить к решению по­ставленных перед ними задач. Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогаще­нию и способствуют развитию умственных способностей, позво­ляют более эффективно использовать средства физического вос­питания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания со­ставляют необходимое условие для нормального умственного раз­вития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф.Лесгафт. В результате осуществления оздоровительных задач физическо­го воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным. С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание спо­собствует формированию положительных черт морального обли­ка человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются мо­ральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приоб­ретается опыт нравственного поведения.

С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию (например, результативность уроков физической культуры в общеобразовательной школе, средних спе­циальных учебных заведениях, результативность тренировочного процесса в ДЮСШ и др.).

На нравственной основе осуществляется воспитание спортив­ного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, силь­ной воли и других личностных качеств.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Занятия фи­зическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм тело­сложения, воспитывается понимание красоты и изящества дви­жений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмо­ций, жизнерадостности, оптимизма.

Взаимосвязь физического воспитания с трудовым. Систематичес­кие занятия физическими упражнениями формируют организо­ванность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспи­тывают трудолюбие. Кроме того, выполнение занимающимися различных поручений педагога, тренера по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных трудо­вых навыков. Результаты трудового воспитания по формированию опреде­ленных качеств личности непосредственно положительно отра­жаются и на эффективности процесса физического воспитания.

В процессе воспитания необходимо сочетать организацию разнообразной деятельности детей, подростков, юношей с целенаправленным формированием их сознания посредством слова и в различных формах нравственного просвещения. Эмоциональность, коллективный характер общения, двигательное разнообразие физических упражнений и видов спорта делают практически неисчерпаемыми воспитательные возможности физической культуры.

В тренировочном процессе, организованном с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, занимающийся учится преодолевать трудности. Для достижения спортивных результатов необходима настойчивость, товарищеская поддержка. Поэтому участие молодежи в спортивной деятельности является хорошей школой воспитания инициативы, самостоятельности, организаторских навыков, активности и коллективизма. В условиях напряженной борьбы спортивных соревнований спортсмен проявляет мужество и волю. Сочетание учебы, труда со спортом – нелегкое дело. Поэтому воспитание организованности, дисциплины приучение к режиму порядка занимает важное место в воспитательной работе со спортсменами.

Однако в спорте могут возникать и отрицательные явления. Это происходит тогда, когда спорт превращается в самоцель, а учебные, трудовые, общественные обязанности уходят на второй план.

В та­ких случаях воспитательное значение спорта резко снижается. Не­честность, нарушение норм спортивной этики, грубость и недис­циплинированность в быту и на тренировках, зазнайство, иждивенческие настроения появляются у спортсменов при условии, если в спортивной деятельности ослаблено воспитательное воздействие, если к спортсменам не предъявляются необходимые требования. Без целеустремленной повседневной воспитательной работы со сторо­ны тренера и коллектива, без требовательности и внимания к спорт­смену ощутимых успехов в воспитании добиться нельзя.

Средства массовой информации (СМИ) на сегодняшний день представляют собой сложившийся социальный институт, который значительно влияет как на развитие самого общества, так и на формирование личности каждого его члена. В связи с этим очень важно научиться пользоваться возможностями СМИ для решения насущных проблем отрасли «Физическая культура и спорт».

Как отмечает Л.И. Лубышева преобразования в деятельности СМИ по пропаганде ценностей физической культуры и спорта должны идти по пути развития двух взаимообусловленных функций:

· образовательной, направленной на формирование у населения необходимых и прочных знаний в сфере физической культуры и спорта;

· воспитательной, призванной формировать у людей определенные качества, черты характера, привычку заниматься физическими упражнениями и спортом.

Пропагандистское воздействие зависит от ряда условий:

· от того, насколько информация дает прибавку к уже имеющимся у человека знаниям;

· от степени близости информации к образу жизни и мыслей аудитории;

· от степени необычности подачи информации, которая может привлечь внимание аудитории, но это еще не будет означать, что к ней возникает позитивное отношение;

· от эффекта соучастия;

· от эмоционального настроя аудитории.

 
 


Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Какие основные характеристики воспитания в физкультурно-спортивной деятельности Вы знаете?

2. Попробуйте проанализировать воспитательные возможности различных видов спорта (индивидуальные и командные виды спорта).

3. Проанализируйте воспитательные возможности оздоровительной физической культуры, массового спорта, спорта высших достижений, реабилитационных занятий и т.д.

4. Какой комплекс мер, по Вашему мнению, необходим для повышения воспитательных возможностей СМИ в пропаганде физической культуры и спорта?

5. Какова роль СМИ в создании молодежной спортивной моды?

Структура и содержание воспитательного процесса

План


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow