Методика обучения пению

Певческие возможности дошколь­ников (певческие диапазоны, особенности певческого дыхания, артикуляционного аппарата) в каждой возрастной группе раз­личны.

Можно выделить три возрастных периода в соответствии с общим и музыкальным развитием детей: до 3 лет, от 3 до 5 и от 5 до 6 (7) лет. В первом возрастном периоде малыши накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечат­ления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Во втором возрастном периоде происходят координация слуха и голоса, музыки и движений, со­единение знаний и умений. В возрасте от 5 до 6 (7) лет практичес­кие действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими, формируются и зримо проявляются элементы эстетического отно­шения к пению и музыке вообще.

На занятиях с самыми маленькими детьми используются по- невки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). С их помощью развивается слух, формируется дикция и артикуляция. Желательно, чтобы в тексте были звуки ж, ш, ч, р. Мелодии должны быть простые, построен­ные на 2—4 звуках, в диапазоне кварты (ре'—соль'), ритмиче­ский рисунок должен состоять из четвертных и восьмых длитель­ностей, темп и сила звучания средние, дыхание кратковременное.

У детей 3—4 лет, как правило, диапазон пения ре—ля первой октавы, дыхание еще неравномерное, короткое, не у всех разви­та артикуляция, дикция, некоторые затрудняются в произнесе­нии отдельных звуков. В 4—5 лет диапазон пения расширяется: ре — си первой октавы, дыхание становится более устойчивым,
дети могут петь более протяженные фразы (два такта в среднем темпе), лучше произносят слова. В этом возрастном периоде под­бираются песни и хороводы о природе, окружающей действи­тельности, певческие упражнения строятся на тексте, посиль­ном для ребят. Они помогают формированию дикции, артикуля­ции, певческого дыхания, ансамбля. Для развития координации слуха и Голоса, певческого дыхания важно выбирать песни, имеющие не только равномерные, но и протяжные звуки. Дети к 5 годам уже используют разные типы дыхания (ключичное, груд­ное, нижнереберное, а также смешанное). Мелодии поются бо­лее сложные, в медленном и среднем темпе, динамика тихая и умеренно громкая.

В 5—6 (7) лет диапазон еще шире: ре первой октавы — до второй октавы (иногда даж ере первой октавы — ре второй окта­вы). Дети лучше владеют певческим дыха] шем—могут петь фра­зы из двух тактов в медленном темпе. В эти годы проявляются музыкально одаренные дети, они заметно опережают своих свер­стников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации, звонкий голос, художественно выразительное пение, артистич­ность, интерес к музыке.
В возрасте от 5 до 6 (7) лет используется более разнообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвижного, динами­ка от тихой до умеренно громкой. Петь громко не рекомендуется. Сила звучания детских голосов умеренная, так как голосовые связки еще не сформированы.

Самый подходящий материал для занятий с детьми всех возра­стов — народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Они чаще исполняются без сопровож­дения, способствуют развитию слуха, формируют вкус, могут применяться в различных жизненных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: