Обучение игре на детских музыкальных инструментах

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Взрослый играет на инструментах, кон­трастных по тембру (например, дудочка и колокольчик), привле­кает внимание малышей к различной окраске звучания. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в за­нимательной игровой форме.
Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку (первая младшая группа), воспитатель может сопровож­дать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчерк­нуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать иг­рой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. Танцеваль­ную музыку обогащают звуки бубна, румбы и других инструмен­тов, соответствующих характеру произведения.
По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизво­дить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными.
Обучение начинается с группы ударных инструментов, не име­ющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкаль­ные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ре­бят' появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразитель­ности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми, на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удо­бен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты, соче­тания разных действий, как на духовых (вдувания воздуха и на­жатия на клапаны или клавиши). Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Дети уже знакомы с тембром этого инстру­мента, приемами игры (стаккато, глиссандо).

Существует несколько способов обучения игре на мелодиче­ских музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или циф­ровым обозначениям, по слуху. Рассмотрим каждый из них.

Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется в практике. Далеко не все дошкольники овладева­ют нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определен- I юе цветовое обоз! гачение (цветные клавиши, пластины металло­фона) закрепляется за каждым звуком, например нота ля обозна­чается красным цветом, соль — зеленым. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружоч­ки или цветное изображение пот, с ритмическим обозначением и без него. (В последнем случае ритмический рисунок мелодии за­поминается на слух.) Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты—нажимаю па зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мело­дии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, накле­енным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении (например, до— 1, ре —2, ми —3 и т.д.).

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слу­ха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возрас­та важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слухо­вой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются ди­дактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цвет­ка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соот­ношениям звуков. Можно также показывать рукой движение зву­ков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на ин­струменте). В «Музыкальном букваре» H.A. Ветлугиной упраж­нения на развитие слуха пред лагаются в системе, в виде попевок, подобранных по принципу постепенного сужения различаемых интервалов (от октавы до примы).
Для подбора по слуху используются лишь хорошо знакомые мелодии, поэтому игре предшествует этап слушания попевок, их запоминания и пропевания.

19. ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

В детском саду дошкольники не только обучаются практичес­ким музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходи­мые знания о музыке, способах музыкальной деятельности. Задачи музыкального воспитания детей (развитие музыкальных способно­стей, формирование основ музыкальной культуры) можно решить с помощью различных видов музыкальной деятельности. Какое же место занимает музыкально-образовательная деятельность?
Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.
Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окрас­ки музыки — характера всего произведения, отдельных частей, фраз, интонаций) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображе- I гие в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда име­ет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкаль­ной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика, интонация и т. д.) создают определенное на­строение -— нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) опреде­ляют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характе­ра интонаций в отдельных частях и т. д.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важ­ны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высо­ту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.
Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музы­кальные звуки имеют различную протяженность — бывают дол­гими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным, спокойным или более активным, скачкообразным, с рез­кой сменой коротких и длинных нот, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры (благодаря ритму мы можем отличить вальс от польки, полонеза и т. д.).

Решение второй задачи музыкального воспитания—развитие основ музыкальной культуры — предполагает формирование у детей музыкально-эстетического сознания (потребностей, уста­новок, интересов, чувств, оценок) в различных видах музыкаль­ной деятельности.

Увлекательные рассказы педагога о музыке различных сти­лей, эпох, о жизненном укладе, вкусах, обычаях людей, живших в разные времена, сопровождающиеся музыкой, показом иллюст­раций, репродукций картин, заинтересовывают ребят, создают установку на восприятие музыки, углубляют чувства, эмоцио­нальные реакции на музыку.
Формирование мотивированной оценки музыкальных произ­ведений помимо накопления слухового опыта предполагает оп­ределенные знания о музыке, ее видах (народной, классической; вокальной, инструментальной), композиторах, музыкальных ин­струментах, средствах музыкальной выразительности, музыкаль­ных жанрах, формах, накопление «словаря эмоций» (для харак­теристики настроений, выраженных в произведении, отдельных частях), владение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть, вступление и т. д.).
Музыкально-эстетическое сознание формируется в различных видах музыкальной деятельности—восприятии, исполнительстве, творчестве, образовательной деятельности. Музыкально-образо­вательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту.

Каждый вид музыкальной деятельности (как и развитие музы­кальных способностей) требует определенных знаний. Для разви- I ня музыкального восприятия нужны знания общего плана (о са­мой музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и т. д.). Дети слушают разную по характеру музыку (веселую, I рустную, нежную, спокойную и т. д.). Педагог объясняет, с по­мощью каких средств передается каждое настроение музыки, ка­ково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики и т. д.

Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, ансамбль). Детям объясняют, как надо правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (напевно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выразительно и отчетливо произносить текст песни, с какими динамическими оттенками, нюансами, в каком темпе песня про­звучит наиболее ярко и т. д.

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осва­ивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают назва­ния танцевальных шагов (поскоки, шаг польки, переменный шаг, галоп и т. д.), усваивают названия танцев, хороводов.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети также по­лучают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах. Например, на металлофоне это при­емы стаккато, глиссандо; на бубне — удары руки, пальцев в зависимости от характера музыки. Ребята узнают, как правиль­но держать молоточек для металлофона, медиатор для цитры или арфы и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: