double arrow

Характеристика музыкальных инструментов

Первые музыкальные инструменты изготавливались из кос­тей животных — в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Также были широко распространены различные удар­ные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высу­шенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан).

Появление барабана свидетельствовало о том, что люди от­крыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натяшвая ее на пустой сосуд.

Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизв- лечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стеб­ли тростника, камыша, даже раковины, а позже—дерево и ме­талл.

В настоящее время существует два типа музыкальных инстру­ментов — народные и возникшие на их основе инструменты сим­фонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколь­ко основных групп: духовые, ударные, струнные.

Народные духовые музыкальные инструменты делятся на несколько разновидностей. Одна из них — свистулька, свирель (продольные или поперечные, в зависимости от того, где распо­ложены отверстия для вдувания воздуха). Эти инструменты ста­ли прообразами продольных и поперечных флейт. Другая разно­видность — язычковые инструменты: жалейка, волынка. На ос­нове их устройства родились позже кларнет, гобой. Если звук извлекается с помощью вибрации губ (русский рог, пастуший рожок), такие инструменты называются мундштучные.
Современные духовые музыкальные инструменты симфониче­ского оркестра делятся на две группы: деревянные (флейта, клар­нет, фагот, гобой) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

Ударные музыкальные инструменты имеют различное устрой­ство. Их выразительные возможности зависят от способа звуко- извлечения: удар по натянутой коже, дереву, металлу. К народ­ным ударным инструментам относятся барабан, бубен, деревян­ные ложки, трещотка, колотушка, бубенцы, маракасы, кастанье­ты. В группу ударных инструментов симфонического оркестра входят барабан, литавры, колокольчик, тамтам, треугольник, тарелки, ксилофон и т. д. Среди ударных инструментов можно выделить те, которые имеют мелодический звукоряд (ксилофон) и не имеют его (барабан, тарелки).

Струнная группа инструментов возникла позже. Прообразом струнных музыкальных инструментов стал охотничий лук. Ме­лодичное звучание натянутой струны человек воспринял как му­зыкальный звук. Так лук стал предком арфы, лиры, изображения которых имеются на фресках Древнего Египта, Древней Греции. Через много веков были изобретены струнные музыкальные инст­рументы с резонирующим корпусом—лютня, гусли. Это щипко­вые музыкальные инструменты. Среди народных щипковых му­зыкальных инструментов можно назвать гусли, цитру, домру, балалайку, гитару, мандолину и т. д. Арфа является одним из ин­струментов симфонического оркестра.
Другой способ звукоизвлечения—смычком—положил нача­ло возникновению струнных смычковых инструментов. Это на­родные инструменты: древнерусский гудок, скрипка. Струнные смычковые составляют основную группу инструментов современ­ного симфонического оркестра: это скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Особая группа инструментов — клавишные: клавесин, клави- корд, челеста, пианино, рояль. Они часто используются как со­лирующие инструменты, но также звучат и в ансамблях, и в орке­страх.

Существуют инструменты клавишпо-язычковые: аккордеон, гармонь, баян.

Поистине королем всех инструментов является орган. Он был изобретен еще в Древнем Риме. Орган имеет несколько тысяч труб различной длины, в которые вдувается воздух. Этот инструмент, обладая огромными возможностями тембровых красок, заменяет целый оркестр.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инст­рументы и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие—по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкаль­ных инструментов и игрушек есть все основные группы: удар­ные, духовые, струнные, клавишные, клавишпо-язычковые.
Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксило­фон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, со­зданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Име­ются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам,— с деревяш 1ыми или резиновыми шариками на концах. Это позво­ляет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук; резиновой •— более приглушенный, мягкий.

Выразительные возможности ударных инструментов, не име­ющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструмен­тов. Одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные лож­ки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части)—«звенящим» тембром: треуголь­ник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу по­гремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирую­щим звучанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: