C. Выготский

«Осознать какую-нибудь операцию, значит перевести ее из плоскости действий в плоскость языка».

«Осознание — акт сознания, предметом которого является самосознание», «обыденное (комплексное, предпонятийное) мышление … не нуждается в рефлексии».

«Рефлексия появляется только в школе, при усвоении научных знаний» (Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2, с. 17).

П. Тейяр де Шарден. Феномен человека

«Рефлексия — это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, …способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь» (с. 53).

Ж. Пиаже

«Основой возникновения рефлексии у ребенка является общение со сверстниками, где приходится обосновывать и оправдывать свои мысли и мнения».

«В плане интеллекта кооперация является … объективно ведущейся дискуссией, … из неё и на основе её возникает позднее та интериоризованная дискуссия, какую представляет собой размышление или рефлексия», «рефлексия необходима для проверки хода мысли и доказательства» (Избранные психологические труды, с. 217).

Ж.-П. Сартр. Бытие и ничто

«Непосредственное сознание восприятия … не знает моего восприятия, оно не полагает его, … всякое полагающее сознание объекта есть не полагающее сознание самого себя». «Именно нерефлексивное сознание делает рефлексию возможной. Есть дорефлексивное cogito, которое и составляет условие картезианского cogito» (с.27).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: