Наука в XIX – XX веках. Особенности современной науки

19 век – позиция науки существенно упрочняется. Увеличение социальной потребности в ней, что связано с промышленной революцией, которая началась с последней трети 18 века. В этом отношении лидером оказалась Англия.

Протестантизм – То сочетание науки и религии, которое позволяло развитие первой.

Англия: начало промышленной революции, становление капитализма. Это система представлений, которая сильно отличается от предыдущих. Центральный момент – понятие частной собственности, наряду с социальным равенством и свободой предпринимательства; главный двигатель в этом экономическом устройстве – стремление к получению прибыли. Вообще это в некотором роде идеализация, т.к. капиталистического общества никогда не существовало.

Здесь начинается переустроение жизни общества, активная урбанизация, активное развитие промышленности. Следовательно, на этом фоне социальный запрос и соц. статус ученых начинает существенным образом меняться. В 19 веке можно видеть, что наука уже конституционализирована привычным образом.

Наряду с Академиями начинают играть важную роль университеты. Образ ученого, который сочетает научную деятельность с преподаванием в высшей школе, становится основным образом, помимо этого возникает связь науки с военным делом и оборонными проблемами, потребностью вести войны (французская политехническая школа). Если говорить о наследовании и преемственности от эпохи Просвещения, то в 19 веке сохраняется оптимистическая вера в науку, вера в научный прогресс, в то, что жизнь становится лучше под воздействием науки. На рубеже 19 и 20 веков ситуация изменится, надломится. Продолжается победное шествие и развитие наук, но постепенно возникают некоторые тревожные симптомы. Рассмотрим это на примере разных областей наук. Промышленная революция вызвала большой подъем, так что ученых становится больше, и как следствие самой науки.

Математика:

Продолжают развиваться те области, которые были начаты в 17-18 веках. Развиваются абстрактные области (раньше (вплоть до 18 века) математика привязана к реальности, приложениям (с устройством мира): производная имеет очевидное приложение – скорость изменения процесса, функции также описывают некий процесс; немного другое дело с алгеброй, но в те века алгебра была наукой для решения систем уравнений, которые тоже практически всегда имеют наглядную интерпретацию), которые не находят аналога в реальности. Появление мнимых чисел (еще в 18 веке). Какое-то время в математике они не несли смысла определенного, но они были необходимы при абстрактных преобразованиях. Но наряду с этим дается геометрическая интерпретация комплексного числа, и они помогают в решении многих задач, в том числе в гидродинамике. В 19 веке математика превращается в набор подобных фикций: то есть, возникает все больше и больше построений, для которых нет прозрачного приложения. Гамильтон строит кватернионы изначально как чисто абстрактную конструкцию, которые потом используются в векторных представлениях в физике с конца 19. Но если в алгебре легче воспринимать такие построения, то геометрия ведь описывает мир вокруг нас. Если в начале 19 века была известна только геометрия Евклида, то к концу появляются неевклидовые геометрии — чисто математические построения и геометрия воспринимается как спектр, охватывающий бесконечномерные пространства и пространства нулевой кривизны. Пока еще не было концепции чисто формальных математических теорий. Представление о математики, как о наборе формальных теорий возникают благодаря Гильберту в конце 19 века. К этому его подведет все развитие математики этого века, потому что математика будет трансформироваться в эту сторону. Тут возникает вопрос, какая геометрия описывает наш мир?

Внешне 19 век более религиозный, чем 18век, который являлся веком атеизма и бунта против церкви, как и религии вообще. Но в конце 19 века Ницше утверждает, что Бог умер, то есть внешняя оболочка есть, а внутреннее наполнение отсутствует; здесь он ставит диагноз не кому-то конкретному, а эпохе в целом. За внешним благополучным видом Викторианской эпохи обнаруживались жуткие бездны и пробелы. На самом деле, реального присутствия Бога в этой эпохе становится все меньше. Именно в 19 веке скажут, что человек придумал Бога и наделил его своими лучшими свойствами, а не Бог создал человека. (эта идея давно носилась в воздухе, но впервые была сформулирована Фейербахом в 19 веке) Постепенно появляются теории Дарвина: естественный отбор показывает, что человек может выжить в мире и теория эволюции. Раз человек выжил в этом мире, то значит, что он может выживать и может эффективно действовать, потому что если бы его способ познания плохо соотносился с миром, то он просто бы не выжил.

Постепенно формируется мнение, что наука лишь строит модели мира (описания), которые лучше или хуже соответствуют реальности — разрушение треугольника. Исчезла связь между человеком и миром (исчезли гарантии существования связи). (Декарт был ярым фанатом ТКА- треугольника, он считал, что Бог, который не является обманщиком – это главное связующее звено, и его существование можно доказать)

В конце 18 века классический представитель позднего Просвещения шотландский философ Томас Рид говорит «если мы обмануты своим Творцом, то этому нельзя помочь». Возникает вопрос – а если Творца вообще нет? То мы не можем быть обмануты и можем обманываться, сколько угодно, то есть никаких гарантий нет.

В 19 веке возникает стремление подвести фундамент под методы, используемые в естествознании. В первую очередь это весь процесс обоснования анализа, начиная с построения теории пределов Коши и Вейерштрассом, попытки построения строгой теории действительного числа, которое лежит в основе теории предела и других. К концу 19 века появляется теория множеств, изначально рассматриваемая Кантором как универсальная основа математики, в том числе и понятия действительных чисел. По мере усовершенствования математического анализа в нем появляются странные объекты (непрерывная, но нигде не дифференцируемая функция, что нельзя представить наглядно). С помощью способов рассуждения, используемых в теории множеств, можно было строить парадоксальные утверждения (парадоксы теории множеств), что привело к спорам об основаниях математики. Был целый ряд школ, которые понятия множества и даже действительного числа воспринимали по-разному. Вместо единой математики, получилась запутанная картина.

20е года 20го века. Часть алгебры окончательно превращается в абстрактную структуру. Хотя на протяжении 19 века усилиями Галуа, Гамильтона алгебра уже перестала быть наукой только для поиска решений СЛУ.

Именно в 19 веке происходит сильное развитие логики, в результате чего она полностью поменяет свой облик:

Нельзя не упомянуть такого ученого, как Буль. К концу 19- началу 20 веков формулируется так называемая аксиоматическая логика. Математическая логика описывает классическую логику, но и не только ее, но и другие логические конструкции. Оказывается, также есть много всяких логик, всяких логических исчислений разной степени сложности, из которых выводится классическая Аристотелевская логика. Эта ситуация слегка напоминает ситуацию с гильбертовой геометрией (появляется целый спектр сильно отличающийся от аристотелевской).

Физика:

Связанные с изучением электромагнитными явлениями вплоть до открытий Максвелла и Герца (конец 19 века). Далее физики пришли к выводу, что все возможные задачи решены. Но была создана теория относительности, квантовая механика (начало 20 века).

Физика становится ненаглядной, сильно математизированной, использующей сложную математику. Многие теории очень ненаглядны (например, теория струн).

Биология:

Теория эволюции Дарвина (19 века).

Генетика (20 век). Классическая генетика  Молекулярная генетика, соединение с эволюционными учениями.

Особенности науки:

наука становится узкоспециализированной. Исчезают ученые-универсалы. Нет ученого, который бы понимал, что происходит в его науке в целом, тем более, во всей науке. Наука ранее восхищала, теперь она беспокоит. Знаковое явление 20-го века – научная фантастика (попытка осмыслить воздействие науки).

потребность в технических достижениях

наличие нерешенных проблем

Социальные моменты:

Ученый в 19 веке не профессия, нет социального статуса.

Статья Элвин Вайнберг в журнале “Science”, появляется термин «Большая Наука». В статье показывается, что рост науки за 2 века превосходит рост остальных сфер. Лавинообразный рост ученых. При увеличении населения в 2 раза, кол-во ученых в 3 раза. И так до насыщения. Наука перестает быть индивидуальной, это уже социум, занимающийся совместной деятельностью. Наука начинает иметь экономический и политический смыслы. Исчезают ученые универсалы. Ученые и инженеры начинают строить грандиозные вещи (космические аппараты, ядерные реакторы). Уже никто не может понять в целом, что происходит в одной сфере. Фантастика появляется, как попытка осмыслить происходящее. Непонятны последствия такого роста.

Знаковое явление – появление компьютеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: