Эпоха Просвещения и наука. Романтизм и наука

18 век Эпоха Просвещения (конец 18 — начало 19 века).

Представители:

· в Англии — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд;

· во Франции — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах;

· в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете;

· в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев.

Обычно следует за сильным интеллектуальным рывком, сделанным группой ученых. Широкая пропаганда неизбежно упрощает данные идеи.

Следует за взлетом культуры 17 века.

Характерно:

· был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общества

· стремление распространять знание, популяризировать его (самый яркий пример - издание Дидро и др. «Энциклопедии»)

· переход на национальные языки, отказ от латыни (доступность)

· стремление найти естественные принципы человеческой жизни (естественную религию, естественное право, естественный порядок экономической жизни и т. п.)

· обращение к разуму как к единственному критерию познания

· подвергается сомнению положительное влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь

· деизм

Сциентизм проявляется в восхищении наукой, культ науки и человеческого знания. Человек гордится своим знанием и разумностью, свободой, уверен в своей способности решить все возникающие задачи.

18 век — эпоха, когда главные центры научной деятельности, - Академии (находились на государственном содержании).

Англия: после Ньютона намечается застой в науке.

Германия: 30-тилетняя война, включается в научную жизнь во второй половине 18 века.

Франция: Вольтер — связующее звено между философией науки и широкими массами.

Парижская Академия наук (1666 г) До возникновения: научная жизнь заключалась в научной переписке через Францисканского монаха Марена Мерсенна. После его смерти возникла Академия наук.

Лондонское королевское общество (1660 г.)

В Россию идет Просвещения проникают с Петровскими реформами Петербургская Академия наук (1724 г.).

Классическая механика:

Используя основания, которые заложил Ньютон, удалось решить многие задачи.

Механика освобождается от геометризма, характерного для Ньютона. Механика становится аналитической (геометрия Лагранжа). Удается описание движение жидкости и газа (Эйлер).

Физика.

Развивается электричество и магнетизм.

Механика воспринимается как эталон науки. Все явления должны объясняться с механической точки зрения.

Математика.

Разработка идей 17 века. Развитие математического анализа (дифференциальное и интегральное исчисление). Использованные методы были необоснованными. Даламбер: «Идите вперед, и уверенность придёт к вам».

Механицизм: всё есть механизм, то есть предмет механики.

Германия: возникновение романтизма. Романтическое движение противопоставляет разуму некоторое чувство, рациональному — интуитивное. Интерес к загадочному, иррациональному, таинственному. Математику противопоставляется образ поэта — того, кто может постигнуть природу Романтики. Делают акцент на конкретном человеке. Примеры: Э. Гофман «Песочный человек» (если мир представить как автомат, то в нем можно сойти с ума), «Повелитель блох» (карикатура на естествоиспытателя). Также романтик Гёте. Романтизм — реакция на крайности эпохи Просвещения.

Основной эпистемический треугольник

Ученый может построить мир, потому что за ним стоит следующая схема:

Бог

Сотворил человека, способного постигать мир и действовать в нем

Сотворил мир, вложил законы (устроил мир математическим способом)

1 -> 2, 1 -> 3, 2 -> 3

Или тео-космо-антропологический треугольник.

Бог

Человек

Мир

1->2,1->3,2->3.

Бог устраивает человеческий разум таким образом, что человек может постигать этот мир. На этом основании оптимизм ученых 18 века, они верили в «предустановленную гармонию». Именно поэтому развивают новые области, необоснованно пользуются дифференциальным и интегральным исчислением, смело оперируют с бесконечными величинами.

Широкое использование дифференциальных уравнений, развитие алгебры, теории вероятности.

Выделение геологии как самостоятельной науки связано с появлением горных школ, в которых подготавливали специалистов по работе с полезными ископаемыми. Авраам Готрих Вернер - «отец геологии» - возглавил школу геологии в Германии в 1775 г.

Спор о возникновении пород:

Нептунисты: связано со всемирным потом (водой)

Плутонисты: связано с вулканической породой.

Выделение биологии:

Карл Линней, Шорт Бюфон: систематизация в областях ботаники и зоологии. К концу 18 века за словом «биология» закрепляется современное понимание.

Становление химии:

Вторая половина 17 века (Д. Бойль) — конец 18 века (отказ от теории флогистона в пользу кислородной теории Лавуазье).

Эпоха Просвещения — эпоха веры в научный разум, в способность разума преобразовывать жизнь.

В 18 век активно занимались вопросами истории. История - непрерывный и постепенный процесс.

Вера в прогресс на основании научного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: