Три этапа развития позитивизма. Позитивизм I: О. Конт

Термин «философия науки» применяется к взглядам, сформированным в XIX-XX века. Только с этого момента слово наука начинает обозначать специфический род деятельности, отличный от других форм познания, в частности отличный от философского познания. До конца XVIII века наука обозначала достоверное знание.

Позитивизм - явная реакция на произошедшие изменения в социальном статусе науки, которая, во-первых, приобрела существенно больший социальный вес и назначение, а во-вторых, стала отчетливо отличаться от философии именно в XIX веке. По википедии позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Обычно выделяют три различных этапа позитивизма:

· первый позитивизм (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер) 30-60е года XIX века

· второй позитивизм (Э. Мах, Р. Авенариус) до 10-х годов XX века

· третий позитивизм (М. Шлик, Л. Карнап) 20-30е годы, вплоть до 50-60х годов XX века

Первый позитивизм.

Родоначальник – французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857гг). Именно он вводит термин «позитивная философия». Его главные произведения:

«Курс позитивной философии» (6 томов, 1830-1842гг),

«Система позитивной политики» (4 тома, 1851-1854гг).

Биография О. Конта поражает безумием этого человека. Вскоре после того, как он начинает читать лекции по позитивной философии для узкого круга слушателей в 1826 году, он быстро заболевает тяжелым умственным расстройством и следующие десять лет проходит серьезное лечение. Затем он поправляется и издает «курс позитивной философии». Но трудно сказать, был ли он вменяем в последний год своей жизни. В своих идеях он, в общем-то, не везде оригинален. Часть идей на самом деле Конт заимствовал у создателя утопического социализма Анри Сен-Симона, будучи несколько лет его учеником и секретарем. Затем между ними обнаружилось существенное разногласие.

Закон трех стадий

Речь идет о стадиях развития, в первую очередь о стадиях интеллектуального и культурного развития человечества. С одной стороны закон предельно простой и очень схематичный. Изучив весь ход развития человеческой мысли, Конт сделал вывод, что есть некий великий закон, согласно которому каждое из наших главных познаний проходит последовательно через три различных теоретических стадии:

Теологическая [с древности до 1300 г.] (фиктивная, состояние вымысла) — необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явления объясняются на основе религиозных представлений; человек вводит сверхъестественных существ, которые ответственны за наблюдаемое им в природе.

Метафизическая [1300-1800 гг.] (абстрактная, состояние отвлечённое) — стадия, на которой человек перерастает эти представления, он деантрополизирует этих существ, лишает явного человекоподобного облика, превращая их в некоторые абстрактные сущности. Переход от религии богословия к абстрактной метафизике.
Также на этой стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию.

Научная [XIX в.] (положительная, состояние позитивное) — на этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений (не «почему?» а «как?»).

Феноменализм

Конт предлагает в качестве единственно правильной позиции то, что иногда называют феноменализмом. Мы имеем дело исключительно с явлениями, описываем их взаимоотношения, но никоим образом не претендуем на открытие некоторого окончательного объяснения, почему эти явления происходят так, а не иначе. Главная особенность этого закона – как только мы дошли до следующей ступени развития, предыдущее становится для нас не нужным. Как только мы доросли до уровня абстрактной метафизики, нам не нужно богословие. Как только доросли до этапа позитивной науки, которая может пониматься без использования скрытых сущностей, то нам уже не нужна метафизика. У нас остается только позитивная наука. Но тогда в чем же состоит функция философии?

Задача философии

Задачей философии на основании данных, полученных науками, выстроить целостное научное миросозерцание и адекватно оценить место конкретной науки.

· Объединить науки;

· Классифицировать науки, разделить области;

· Обобщить то, что является общим для всех наук.

Проблема классификации наук

О. Конт предлагает классификацию наук, а дальше пытается дать обзор того позитивного содержания каждой конкретной науки, которое важно для построения целостной картины мира. Он начнет с самых общих и наиболее простых наук и перейдет к более узко применимым и более сложным. По его мнению, также происходило историческое развитие наук. Также Он выделяет 2 периода наук:

· Догматический

· Исторический

Конт отмечает шесть основных наук:

1) Математика

2) Астрономия

3) Физика

4) Химия

5) Биология

6) Социология

В основе всего стоит математика, состоящая из 3 частей: исчисление, геометрия и механика. Затем астрономия, которая описывает устройство мира в целом. После химия с физикой, как более конкретные науки. И завершается все биологией и социологией. Конт считается создателем термина «социология», которая является наукой о человеке. Любопытно, что во времена Конта социология как наука вообще не существовала. Именно он вводит термин «социальная физика». Фактически здесь идет речь о том, что должно быть, чем о том, что реально развито. Сторонники этой идеи Конта позже к концу XIX века выделят психологию как отдельную науку.

Наука и религия человечества.

Наука – высшее достижение человека, она противопоставляется и метафизике, и религии.

Конт сошел с ума, придумал религию, где вместо Бога взял человечество.

В апреле 1845 года Конт познакомился с Клотильдой де Во, женой одного лишённого прав преступника, и вступил с ней в тесную связь. Это была 30-летняя женщина, обладавшая всеми теми качествами, которых недоставало госпоже Конт. Близкие сношения Конта с Клотильдой продолжались ровно год, до её смерти, после чего восторженная любовь Конта к этой женщине перешла в мистический культ, сделавшийся настоящей основой новой «позитивной» религии. Душевный переворот, произошедший в Конте под влиянием знакомства с ней, а потом — её смерти, выразился, главным образом, в перемещении центра тяжести его жизни и мыслей из научной сферы в религиозную. Такой характер имеет второе его большое сочинение, которое он сам считал главнейшим своим трудом — «Система позитивной политики» (4 тома, 1851—54). Он приходит к выводу, что без религии общество невозможно. Роль новой религии должна некоторым образом выполнять наука. Самого себя он начинает считать как первосвященника новой религии человечества, разрабатывает детали соответствующего культа. Это позитивная версия христианской религии, правда, уже без Христа. Это религия человечества в целом, которое воспринимается как единое «великое существо». Был и аналог Богородицы – культ Клотильды де Во.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: