Девиантное поведение работника и его профилактика

В менеджменте термин«девиация» обозначает помимо действий, которые не вписываются в рамки закона, любое недозволенное поведение работника на рабочем месте. Сюда можно отнести воровство и обман на всех уровнях, кража рабочего времени, уклонения, избегания налогов, подделки ведомостей заработной платы, саботажа и так далее. Таким образом, девиантное поведение – это любое поведение, официально не одобряемое руководством организации и включающее недозволенные перемещения ресурсов кработникам и руководителям.

Для предупреждения экономических преступлений на предприятии специалисты рекомендуют:

-совершенствование систем отбора и оценки персонала, сбор информации о потенциальных сотрудниках, оценка не только деловых, но и моральных качеств;

- упрощение организационных структур;

- совершенствование систем учета;

- дублирование и контроль бухгалтерских операций;

- организацию систем внутреннего аудита.

Девиантное поведение на предприятии

1. Понятие девиации

Девиация – это нарушение норм, ценностей, культурных традиций того сообщества, в котором существует (работает) индивид. Формами девиаций могут выступать и алкоголизм, и наркомания, и воровство, пока эти явления не переходят грань с делинквентностью – прямым законодательно зафиксированным противоправным действием, обычно подпадающим под действие Административного кодекса РФ.

2. Алкоголизм

Алкоголизм – это тяжелое заболевание, которое может сформироваться в результате употребления спиртных напитков на протяжении периода от полугода до нескольких лет. Основной ущерб от алкоголизма:

1) прогулы;

2) опоздания;

3) ошибки и несчастные случаи;

4) низкая производительность труда;

5) неэффективность труда;

6) потерянные деньги на обучение.

Управляющий-алкоголик приносит гораздо больший вред, чем рабочий или мастер, страдающие алкогольной зависимостью. Ущерб от его действий зачастую прикрывается подчиненными, но его действия уже не обладают той ясностью и четкостью, трудовое управление нарушается, существует вероятность больших производственных потерь. Основная проблема – большой период времени до выявления заболевания и в связи с этим трудность излечения. Кроме того, руководителя сложнее уволить, но ущерб от его действий больше.

3. Наркомания

Наркомания и работа

Наркомания – огромная проблема всего человечества, сформировавшаяся в ХХ в. Основной вред употребления наркотиков – нарушение здоровья и деградация личности наркозависимого человека. Работа под действием наркотических веществ мало возможна в силу нарушения волевой сферы наркомана, отсутствия желания и мотивации к труду, нарушения его психического состояния и потери профессиональных навыков.

Особую опасность на производстве наркозависимый человек может представлять в плане несоблюдения техники безопасности, галлюцинаторных явлений и в силу этого формируется неадекватное отношение к коллегам и возможно нанесение телесного вреда сотрудникам. Кроме того, в случае наркозависимости человек может практиковать воровство как один из способов добывания денег на наркотики.

Влияние на результативность и качество труда наркозависимого человека негативно. Один человек может нарушить производственный процесс и привести к необратимым изменениям продукции, разрушить трудовой процесс.

Разные наркотики по-разному влияют на поведение работника, но в общем можно говорить о деградации личности.

Признаки, определяющие наркомана:

1) наркозависимый человек перестает следить за собой, за одеждой и не соблюдает личную гигиену, т. е. становится неаккуратным;

2) эмоциональная несдержанность;

3) нарушение логики;

4) вялость в движениях;

5) кожный зуд;

6) следы уколов;

7) воровство как возможность обеспечения наркотиками.

4. Воровство

Воровство на предприятии может обусловливаться несколькими причинами:

1) высокой должностью и нечестностью индивида – ощущение вседозволенности управленца и желание обогатиться за счет предприятия;

2) низкой зарплатой работников – в качестве приработка, дополнительного дохода от продажи украденной продукции;

5. Невыполнение обязанностей

Невыполнение обязанностей объясняется либо нежеланием работать, либо самоуверенным и вседозволенным отношением к работе. Обычно практикуется у управленцев высшего звена и неквалифицированных работников, имеющих зависимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: