Экономические метод

1) Сравнение

Сравнение - наиболее ранний и наиболее распространенный способ анализа. Начинается оно с соотношения явлений, т. е. с синтетического акта, посредством которого анализируются сравниваемые явления, выделяется в них общее и различное. Выступающее в результате анализа общее синтезирует обобщаемые явления. Сравнение как рабочий прием познания того или иного явления, понятия, соотношения применяется во многих учебных дисциплинах. В экономическом анализе способ сравнения считается одним из важнейших: с него и начинается анализ. Существует несколько форм сравнения: с планом, с прошлым, лучшим, средними данными. Важным условием сравнения показателей является их сопоставимость. В качестве базы для сравнения могут использоваться: показатели прошлых лет; бизнес-плановые и нормативные значения; достижения науки и передового опыта; уровни показателей ближайших конкурентов; средние показатели объектов исследования в территориальном разрезе; варианты управленческих решений; теоретически максимально возможные, потенциальные и прогнозируемые показатели. Весьма содержательными являются сравнения параллельных и динамических рядов, позволяющие выявить форму и особенности взаимосвязей между показателями. Познавательны вертикальные сравнения, позволяющие изучить структуру явлений и процессов и тенденции в их изменении. Интересны многомерные сравнения в анализе, когда сопоставляются несколько показателей (подчас широкий их круг) по нескольким объектам. Многомерные сравнения используются для комплексной оценки результатов деятельности при конкурентных сопоставлениях с целью установления финансовых рисков. Для таких сравнений разработаны и используются на практике специальные алгоритмы. Роль сравнений в экономическом анализе определяется тем, что этот способ позволяет достичь ряда важных целевых установок, например, таких, как оценка хода выполнения текущих и перспективных бизнес-планов, имеющихся возможностей экономии ресурсов, выбора оптимальных вариантов решения, оценка степени бизнес-рисков.

2) Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффек­тивности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимо­сти и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Методика маржинального анализа может быть: 1 - на основе информации об общем объеме продаж и затратах в целом по предприятию, 2 - на основе показателей маржинального дохода в расчете на ед. продукции.

маржинальный анализ, т. е. анализ дохода (выгоды) и издержек введения в оборот дополнительной единицы блага. Суть его в том, что в любой ситуации люди хотят максимизировать чистый доход, т. е. разницу между валовым доходом и валовыми издержками. Чтобы добиться этого, они могут изменять некий важнейший параметр своей деятельности. Его обычно называют контрольной переменной.

Например, если речь идет о процессе производства, то фирма может менять либо количество покупаемых ресурсов, либо объем продукции. Если речь идет о потребителе, то контрольной переменной может выступать какой-нибудь потребительский товар: продукты питания, одежда и т. д. Маржинальный анализ дает ответ на вопрос, стоит ли увеличивать контрольную переменную еще на одну единицу.

Главные принципы маржинального анализа заключаются в необходимости:

1.Определить контрольную переменную.

2.Рассчитать, насколько возрастет валовой доход при увеличении контрольной переменной на единицу. Этот прирост валового дохода называется предельным доходом (MR).

3.Рассчитать, каков будет прирост валовых издержек при увеличении контрольной переменной на единицу. Этот прирост называется предельными издержками (МС).

4. Сравнить эти два прироста.

91. Государственное управление охраной труда. Условия труда и их классификации

Государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда, сущность которой состоит в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей. Подробнее об этом - в представленном материале.

Государственное управление охраной труда заключается в формулировке и организации основных направлений государственной политики в этой области, разработке законодательных нормативных актов, требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующих работникам здоровые и безопасные условия труда, а также в обеспечении права работников на охрану труда.


Государственное управление охраной труда представляет собой комплекс мероприятий, которые проводят государственные органы исполнительной власти, на которые возложены исполнительные, регулирующие, разрешительные, координирующие, надзорные, контрольные и другие функции. Основная цель:


· формировать и проводить государственную политику по охране труда в областях их деятельности;


· разрабатывать и реализовывать федеральные отраслевые и региональные программы улучшения условий и охраны труда;


· содействовать разработке и выполнению находящимися в сферах их ведения организациями мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе труда;


· предупреждать и устранять нарушения требований охраны труда.


Структура органов государственного управления охраной труда формируется в соответствии с принципами федеративного устройства Российской Федерации, определенными Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство основано на государственной целостности Российской Федерации, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 110) возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.


Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.


Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации, которое их устанавливает в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти).


Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.


Осуществляя указанные функции, Минтруд РФ самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:


· порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;


· порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей;


· порядок направления на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников;


· перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;


· рекомендации о структуре и численности работников службы охраны труда в организации;


· правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда, стандарты безопасности труда;


методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;


· типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

Традиционно выделяют следующие группы условий труда.
1. Санитарно-гигиенические, определяющие внешнюю предметную среду (шум, освещение, микроклимат), а также санитарно-бытовое обслуживание на производстве.
2. Психофизиологические, обусловленные конкретным содержанием трудовой деятельности, размерами нагрузки на двигательный аппарат, на нервную систему и психику работника.
3. Условия безопасности труда, обусловленные состоянием техники безопасности и вероятностью получения травм.
4. Эстетические условия, воздействие которых определяет эмоциональный настрой и отношение к труду с учетом благоприятного восприятия действительности.
5. Социально-психологические условия, характеризующие взаимоотношения в трудовом коллективе, стиль руководства.
Совокупное воздействие всех элементов условий труда на работоспособность человека на его здоровье, жизнедеятельность, умственные способности, восстановление рабочей силы характеризует тяжесть труда. В зависимости от соответствия фактических значений факторов производственной среды их нормам выделяют шесть категорий тяжести труда.
• Первая категория — работы, выполняемые в оптимальных условиях внешней среды, при которых нагрузка соразмерна психофизиологическим возможностям человека, т. е. это работы, выполняемые в условиях, близких к комфортным, когда у практически здоровых людей утомление в конце рабочего дня незначительно или вообще отсутствует, а выполнение трудовых функций способствует росту трудоспособности и натренированности работника.
• Вторая категория — работы, выполняемые в условиях, соответствующих ПДУ и ПДК вредных производственных факторов, физиологическим нормативам. В результате небольшого утомления требуется совсем немного времени на восстановление сил.
• Третья категория — работы, выполняемые в не вполне благоприятных условиях, при повышенных нервной, мышечной, психической нагрузках. Поэтому у работников ухудшаются производственные показатели работы, затягивается восстановительный период.
• Четвертая категория — работы, выполняемые в неблагоприятных (вредных и опасных) условиях. В результате у работников наблюдается резкое падение трудоспособности, формирование и рост числа профессиональных заболеваний, наблюдается рост и тяжесть травматизма. В целом у человека наблюдается предпатологическое состояние, явно отличающееся от нормального.
• Пятая категория — работы, выполняемые в очень неблагоприятных (экстремальных) условиях труда, когда в конце рабочего дня, недели у работников наблюдаются патологические реакции, которые могут стать и необратимым и. В целом у работников наблюдается значительный рост числа профессиональных заболеваний, неявок в связи с временной нетрудоспособностью.
• Шестая категория — работы, выполняемые в особо неблагоприятных, экстремальных, критических условиях труда. При этом патологические реакции развиваются быстро (может, и мгновенно при единовременном воздействии), что может привести к тяжелым последствиям и полностью необратимым нарушениям здоровья.
Несмотря на то что границы категорий тяжести труда регламентированы, продолжается рост числа профессиональных заболеваний (отравлений), обусловленных неблагоприятными условиями труда на предприятиях России.
Кроме того, в зависимости от уровня вредности и опасности воздействия на работника все условия труда подразделяются на четыре класса, определяемые в ходе сертификации.
Первый класс — оптимальные условия труда, при которых не только сохраняется здоровье работника, но и создаются условия для поддержания и развития высокого уровня работоспособности в течение всего рабочего дня.
Второй класс — допустимые условия труда, уровень которых не превышает установленных санитарно-гигиенических нормативов. При этом утомление человеческого организма снимается в период непродолжительного отдыха.
В совокупности условия труда первого и второго классов характеризуются как безопасные условия труда.
Третий класс — вредные условия труда, уровень которых превышает санитарно-гигиенические нормативы. Такие условия труда оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье человека, снижают его работоспособность. Выделяют четыре степени отклонения от нормативов:
• первая — вредные условия труда вызывают обратимые функциональные изменения и являются фактором риска развития профессиональных заболеваний;
• вторая — наличие таких отклонений от нормативов, при которых могут складываться стойкие функциональные нарушения здоровья, приводящие к росту числа заболеваний с временной утратой работоспособности, с признаками профессиональных заболеваний;
• третья — уровень воздействия вредных факторов таков, что, как правило, развиваются профессиональные заболевания, патологические отклонения в легкой форме и наблюдается рост уровня заболеваемости;
• четвертая — возникают и развиваются выраженные стойкие формы профессиональных заболеваний, отмечается рост хронических патологий и высокий уровень заболеваемости.
Четвертый класс — опасные (экстремальные) условия труда с таким уровнем производственных факторов, который создает явную угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: