Франчайзинг - Термин ≪франчайзинг≫ позаимствован из означает ≪право≫
или ≪привилегия≫. Такое право действовать от имени крупной фирмы (франчайзи) получает мелкая фирма или частный предприниматель (франчайзер) на зарубежном рынке в результате заключения между ними контракта. В соответствии с таким контрактом франчайзи передает в общем случае франчайзеру право на использование его имени, торговой марки, технологии, а также системы управления бизнесом. Оговаривается также территория, на которой франчайзер будет осуществлять свою деятельность, а также указывается период данной деятельности.
Франчайзи осуществляет контроль за работой франчайзера и оказывает ему в случае необходимости посильную помощь. Франчайзер обязуется осуществлять свою деятельность в соответствии с оговоренными в контракте требованиями франчайзи. Он обязан регулярно выплачивать франчайзеру определенные суммы денег за предоставленную ему систему бизнеса, которую обычно называют франшизой. выделяют:
В основе франчайзинга лежит договор коммерческой концессии, когда одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию (например, ноу-хау), а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т. д.
Виды: 1. в зависимости от направлений деятельности:
· сбытовой (товарный) франчайзинг предполагает распространение товаров, производимых франчайзером и маркированных его товарным знаком, через разветвлённую торговую сеть франчайзи. Coca-Cola,
· производственный (промышленный) франчайзинг представляет собой передачу прав на производство и сбыт продукции под торговым знаком франчайзера, при этом франчайзер, обладая запатентованной технологией использования сырья (материалов) и производства готовой продукции, осуществляет обеспечение франчайзи этим сырьём (материалами) и передаёт права на использование запатентованных технологий.
· сервисный франчайзинг подразумевает предоставление франчайзи возможность осуществлять бизнес под фирменным наименованием франчайзера в сфере услуг. Данный вид франчайзинга наиболее распространён в сети фирменных отелей и ресторанов, а также в сети прачечных, химчисток, авторемонтных мастерских;
· деловой франчайзинг– это такая форма сотрудничества, при которой франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером в результате передачи ему не только права использовать фирменное наименование, но и технологии организации и ведения бизнеса, апробированной и используемой франчайзером.
2. С точки зрения исключительности передаваемых прав:
· при простом франчайзинге - франчайзер оставляет за собой все права на передаваемые объекты интеллектуальной собственности;
· исключительный франчайзинг подразумевает, что франчайзи наделяется исключительным правом самостоятельно заключать франчайзинговые договоры на определённой территории от имени франчайзера с потенциальными субфранчайзи.
«+» для франчайзера следующие:
1. расширение своего бизнеса за счёт активов других фирм;
2. фирменное наименование становится более известным, популярным и дорогостоящим, что стимулирует увеличение спроса на данный объект интеллектуальной собственности;
3. увеличение участия на рынке без нарушения антимонопольного законодательства;
4. увеличение контроля качества результатов деятельности по сравнению с результатами по лицензионным договорам;
5. централизация маркетинговой и рекламной деятельности;
6. экономия административно-хозяйственных и управленческих расходов в связи с перенесением их части на франчайзи и с отсутствием необходимости инвестиций в дочерние структуры и филиалы;
7. дополнительный доход в виде франчайзинговых платежей.
К основным рискам франчайзера можно отнести непредвиденное увеличение расходов и превышение времени на начальном этапе создания бизнеса франчайзи; риск неверного выбора территории; сложность и высокие расходы по контролю за соблюдением франчайзи условий договора; отказ от непосредственного ведения коммерческой деятельности в том месте, где действует франчайзи, повышает риск упущенной выгоды.
«+» для франчайзи являются:
1. получение в партнёры крупного конкурента;
2. сохранение правового статуса юридического лица, без необходимости передачи контрольного пакета голосующих акций в своём уставном капитале третьим лицам;
3. возможность вести коммерческую деятельность в новой сфере, при отсутствии большого опыта и крупных финансовых средств;
4. вступление в отлаженную систему под широко известным фирменным наименованием с гарантией всесторонней поддержки франчайзера;
5. экономия на дорогостоящих маркетинговых исследованиях и рекламе; снижение коммерческих рисков и ускорение окупаемости капиталовложений.
К основным рискам франчайзи можно отнести следующие: низкие объёмы продаж, не покрывающие издержек; невозможность влиять, а тем более оперативно изменять общую стратегию франчайзера; множество договорных ограничений, не позволяющих действовать вариативно в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры.