Основные характеристики международного франчайзинга

Франчайзинг - Термин ≪франчайзинг≫ позаимствован из означает ≪право≫

или ≪привилегия≫. Такое право действовать от имени крупной фирмы (франчайзи) получает мелкая фирма или частный предприниматель (франчайзер) на зарубежном рынке в результате заключения между ними контракта. В соответствии с таким контрактом франчайзи передает в общем случае франчайзеру право на использование его имени, торговой марки, технологии, а также системы управления бизнесом. Оговаривается также территория, на которой франчайзер будет осуществлять свою деятельность, а также указывается период данной деятельности.

Франчайзи осуществляет контроль за работой франчайзера и оказывает ему в случае необходимости посильную помощь. Франчайзер обязуется осуществлять свою деятельность в соответствии с оговоренными в контракте требованиями франчайзи. Он обязан регулярно выплачивать франчайзеру определенные суммы денег за предоставленную ему систему бизнеса, которую обычно называют франшизой. выделяют:

В основе франчайзинга лежит договор коммерческой концессии, когда одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию (например, ноу-хау), а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т. д.

Виды: 1. в зависимости от направлений деятельности:

· сбытовой (товарный) франчайзинг предполагает распространение товаров, производимых франчайзером и маркированных его товарным знаком, через разветвлённую торговую сеть франчайзи. Coca-Cola,

· производственный (промышленный) франчайзинг представляет собой передачу прав на производство и сбыт продукции под торговым знаком франчайзера, при этом франчайзер, обладая запатентованной технологией использования сырья (материалов) и производства готовой продукции, осуществляет обеспечение франчайзи этим сырьём (материалами) и передаёт права на использование запатентованных технологий.

· сервисный франчайзинг подразумевает предоставление франчайзи возможность осуществлять бизнес под фирменным наименованием франчайзера в сфере услуг. Данный вид франчайзинга наиболее распространён в сети фирменных отелей и ресторанов, а также в сети прачечных, химчисток, авторемонтных мастерских;

· деловой франчайзинг– это такая форма сотрудничества, при которой франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером в результате передачи ему не только права использовать фирменное наименование, но и технологии организации и ведения бизнеса, апробированной и используемой франчайзером.

2. С точки зрения исключительности передаваемых прав:

· при простом франчайзинге - франчайзер оставляет за собой все права на передаваемые объекты интеллектуальной собственности;

· исключительный франчайзинг подразумевает, что франчайзи наделяется исключительным правом самостоятельно заключать франчайзинговые договоры на определённой территории от имени франчайзера с потенциальными субфранчайзи.

«+» для франчайзера следующие:

1. расширение своего бизнеса за счёт активов других фирм;

2. фирменное наименование становится более известным, популярным и дорогостоящим, что стимулирует увеличение спроса на данный объект интеллектуальной собственности;

3. увеличение участия на рынке без нарушения антимонопольного законодательства;

4. увеличение контроля качества результатов деятельности по сравнению с результатами по лицензионным договорам;

5. централизация маркетинговой и рекламной деятельности;

6. экономия административно-хозяйственных и управленческих расходов в связи с перенесением их части на франчайзи и с отсутствием необходимости инвестиций в дочерние структуры и филиалы;

7. дополнительный доход в виде франчайзинговых платежей.

К основным рискам франчайзера можно отнести непредвиденное увеличение расходов и превышение времени на начальном этапе создания бизнеса франчайзи; риск неверного выбора территории; сложность и высокие расходы по контролю за соблюдением франчайзи условий договора; отказ от непосредственного ведения коммерческой деятельности в том месте, где действует франчайзи, повышает риск упущенной выгоды.

«+» для франчайзи являются:

1. получение в партнёры крупного конкурента;

2. сохранение правового статуса юридического лица, без необходимости передачи контрольного пакета голосующих акций в своём уставном капитале третьим лицам;

3. возможность вести коммерческую деятельность в новой сфере, при отсутствии большого опыта и крупных финансовых средств;

4. вступление в отлаженную систему под широко известным фирменным наименованием с гарантией всесторонней поддержки франчайзера;

5. экономия на дорогостоящих маркетинговых исследованиях и рекламе; снижение коммерческих рисков и ускорение окупаемости капиталовложений.

К основным рискам франчайзи можно отнести следующие: низкие объёмы продаж, не покрывающие издержек; невозможность влиять, а тем более оперативно изменять общую стратегию франчайзера; множество договорных ограничений, не позволяющих действовать вариативно в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: