Конкуренция — это борьба между предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
Две основные формы конкуренции:
· внутриотраслевая
· межотраслевая
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются.
Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей. Она выражается в переливе капиталов отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли.
Различают:
· совершенную (свободную) конкуренцию
· несовершенную конкуренцию
Основные признаки свободной конкуренции:
1.Неограниченное число участников конкуренции, свободный доступ на рынок и выход из него
|
|
2.Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов — участник конкуренции вкладывает свои деньги не просто так, а ради увеличения дохода.
3.Полная информированность каждого участника конкуренции (о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.) позволяет сделать правильный, наилучший выбор, например, между покупкой дома и приобретением акций (в последнем случае участнику надо знать, какие именно акции принесут ему максимальный доход).
4.Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.
Рынок несовершенной конкуренции предполагает:
· чистую монополию - Такая монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей.
· монополистическую конкуренцию - рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
· олигополию - Главная особенность — немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое число фирм (в пределах десятка) господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической.
В соответствии с методами действия различают:
· ценовую конкуренцию
· неценовую конкуренцию
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента.
|
|
В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции, т.е. недобросовестная конкуренция. Она выражается в:
§ демпинговых ценах — продаже товаров по цене ниже себестоимости
§ установлении контроля над деятельностью конкурента
§ злоупотреблении господствующим положением на рынке
§ установлении дискриминационных цен или коммерческих условий
§ зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров
§ введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки
§ тайных сговорах на торгах
§ ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение
§ недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов
§ нарушении стандартов и условий поставок товаров и услуг