Сбытовая политика – это совокупность решений о структуре каналов распределения товаров. Выбор вертикальных, горизонтальных, многоканальных систем распределения проводится на основе следующих действий:
– анализа потребностей клиентов;
– определения целей канала; 29
– выявления специфики сбыта товаров в выбранной стране;
– оценки разных вариантов каналов;
– выбора одного или нескольких способов распределения товара на зарубежном рынке.
Между продавцом и конечным зарубежным потребителем, как правило, существуют три основных связующих звена:
1) организация продавца, осуществляющая контроль за работой каналов
распределения и являющаяся частью этих каналов;
2) межгосударственные каналы, по которым обеспечивается доставка товаров в зарубежные страны;
3) каналы внутри страны-импортера, по которым осуществляется доставка товаров из пунктов пересечения границы этого государства до конечных потребителей.
Существуют три формы организации распространения товара за рубежом:
– собственные каналы сбыта;
– национальные каналы сбыта;
– сбытовые посредники за рубежом.
К собственным каналам сбыта предприятия относятся:
– экспортный отдел предприятия;
– полномочный представитель фирмы за рубежом;
– экспортная организация внутри страны;
– заграничное отделение фирмы;
– дочернее общество за рубежом.
В последние годы добавился еще один канал сбыта – Интернет. Однако
даже если ряд товаров могут быть заказаны и продвигаться с помощью Интернета, тем не менее, их поставка производится с помощь традиционных средств транспортировки.
К сбытовым посредникам в стране базирования компании относятся:
– экспортные (внешнеторговые) организации, специализирующиеся по
продукту или рынку (например, Техноэкспорт, Техмашимпорт, Рособоронэкспорт, Энергомашэкспорт);
– торговые дома, представляющие собой экспортные организации универсального типа;
– транспортно-экспедиторские компании;
– представители зарубежных компаний.
При принятии решения о самостоятельной транспортировке своей продукции предприятие должно учитывать ряд критериев:
• скорость (время доставки продукции);
• надежность (соблюдение графика доставки);
• способность перевозить различные виды грузов;
• доступность (количество обслуживаемых географических точек);
• стоимость перевозки единицы груза. 30
Все эти критерии лежат в основе выбора вида транспорта – железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного.
К сбытовым посредникам за рубежом относятся:
– оптовые импортирующие организации;
– комиссионеры;
– международные маклеры;
– торговые агенты: агенты по закупке, агенты по продаже;
– концессионеры;
– дистрибьюторы.
При определении количества торговых посредников используется логистический подход, связанный с оценкой уровня затрат на товародвижение продукции. Таким образом, можно выделить три варианта продаж (способа продаж):
1) продавать товар на своей территории посреднику (в том числе и зарубежному), который потом перепродает его за пределами страны;
2) продавать товар на чужой территории посреднику;
3) продавать товар на чужой территории самостоятельно.
Реклама, в зависимости от средств, может быть:
– в прессе;
– средствами вещания;
– печатная;
– почтовая;
– наружная;
– кино-, видеореклама;
– на транспорте;
– на упаковке;
– на местах продаж.
ДОБАВИТЬ ПРО: предпродажное, послепродажное обслуживание и сервисную политику.