double arrow

Профессиональный отбор и обучения операторов технических систем

Анализ действий человека в аварийных ситуации показывает, что наиболее сильным фактором, приводящим к ошибочным действиям, является неполнота информации. Нужна предварительная и достаточно высокая психологическая готовность, которая позволила бы компенсировать недостаток информации. Для этого необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и распределение внимания и подготовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а только необходимые.

Но зачастую не всякий человек может достичь требуемой готовности к работе даже путем длительных тренировок. Для работы в таких СЧМ необходим профессиональный отбор (профотбор) операторов.Профессиональный отбор- определение пригодности человека к работе в конкретной системе «человек – машина». При этом следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта и подготовки исполнителя. Профессиональная пригодность устанавли­вается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного человека конкретному виду деятельности.




Профотбор представляет собой специально организуемое исследование, основанное на четких качественных и количественных оценках с помощью ранжированных шкал, позволяющих не только выявить, но и измерить присущие человеку свойства с тем, чтобы сопоставить их с нормативами, определяющими пригодность к данной профессии. Для изучения профессионально важных качеств человека используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы.

Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных, вопросов получают информацию о профессиональных интересах и некоторых свойствах человека. Анкеты могут быть самооценочными, когда испытуемый сам дает оценку своих качеств, и внешнеоценочными, когда оценку дает эксперт на основе обобщения данных, получаемых от лиц, длительное время наблюдавших за испытуемым.



Аппаратурный метод состоит в том, что выявляют и оценивают с помощью специально сконструированных приборов и аппаратуры отдельные психофизиологические факторы. К ним относят: силу рук, выносливость, остроту зрения, слух, скорость реакции, координацию движений и т.п. Наряду с приборами, обеспечивающими общее исследование психофизиологических свойств, на предприятиях конструируются установки, имитирующие тот или иной трудовой процесс. Они служат для определения наличия у испытуемого качеств, важных для данной работы, а также как тренажеры при обучении соответствующей профессии.

Тестовый метод располагает наборами тестов, предлагаемых испы­туемому, в процессе решения которых выявляются те или иные пси­хофизиологические свойства. Этот метод в настоящее время активно используется за рубежом.

Тесты делятся на следующие группы:

— тесты определения способностей, которые служат для установ­ления общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторных способностей;

— тесты проверки зрения и слуха, назначение которых вытекает из самого названия;

— личностные тесты, ставящие цель оценить такие качества, как импульсивность, активность, чувство ответственности, уравновешен­ность, общительность, осторожность, уверенность в себе, оригиналь­ность мышления;

— тесты определения уровня квалификации, применяемые для проверки профессиональных навыков.

Исходным материалом для проведения работы по профессиональ­ному подбору (отбору) являются профессиограммы, которые состав­ляются на соответствующие профессии на основе всестороннего изучения трудового процесса, проведения необходимых исследований, опроса самих работников, использования литературных источников.

Профессиограммы представляют собой описание профессиональ­но важных свойств и качеств. В них объективные особенности трудо­вого процесса —технические, технологические, организационные — находят выражение в физиологических, психических и социально-пси­хологических показателях.

Целью профотбора является получение выводов о профессиональной пригодности или профессиональной непригодности человека к труду в конкретной СЧМ.

К организационным методам повышения безопасности СЧМ относятся профотбор и обучение операторов. Обучение операторов СЧМ безопасным приемам работы и правилам поведения в аварийных ситуациях реализуется на всех этапах профессиональной подготовки. При обучении в вузе обучение реализуется в рамках дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» или «Охрана труда». На производстве обучение основано на системе инструктажей и на периодическом обучении работающих вопросам охраны труда.

Знание требований безопасности проверяется при сдаче экзамена в учебных центрах, при курсовой (с отрывом от работы) форме подготовки работающих вопросам охраны труда на производстве.

Если работа операторов связана с применением оборудования с повышенной опасностью, они дополнительно должны пройти обучение по безопасности труда на курсах, создаваемых по согласованию с органами государственного надзора. Операторы обычно проходят такое обучение в институтах повышения квалификации (при наличии высшего образования), в вечерних (сменных) профессиональных училищах по договорам с предприятием, либо в учебно-курсовых комбинатах. После проверки знаний лица, прошедшие обучение, аттестуются и получают удостоверение. В трудовой книжке делается соответствующая запись. Для лиц, поступающих на производство с вредными или опасными условиями труда, где требуется профессиональный отбор, организуется предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией. Так, периодическое ежегодное обучение операторов, обслуживающих электроустановки установки повышенной опасности, установлено Правилами Госэнергонадзора. Такого рода обучение проходят крановщики, работники газового хозяйства, лица, эксплуатирующие сосуды под давлением, компрессорщики, электрики и т.д. Во всех случаях предусмотрена проверка знаний комиссией с оформлением протокола. Сведения об обучении вносятся в личную карточку прохождения обучения работающих.

Для всех вновь поступающих на работу лиц, а также переводимых на другую работу, работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим.

Система инструктажей по безопасности труда установлена ГОСТ 12.0.004-90.

Всего существует пять видов инструктажей: вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой.

При поступлении на работу работники службы охраны труда проводят с поступающим вводный инструктаж. При этом даются общие сведения о предприятии, основные положения законодательства о труде (в частности, о льготах, предусмотренных охраной труда для женщин и подростков), перечисляются основные и вредные факторы на данном производстве, излагаются методы и средства профилактики травматизма, требования производственной санитарии, оговариваются требования к применению средств индивидуальной защиты, меры пожарной безопасности, дается информация о первой помощи при механическом травмировании, поражении электрическим током, ожогах. В журнале вводного инструктажа делается соответствующая отметка. Проведение инструктажа фиксируется подписями лица, его проводящего, и лица, его получившего.

Перед допуском к самостоятельной работе непосредственный руководитель работ проводит инструктаж на рабочем месте. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми лицами, вновь принятыми на предприятия (в организации), переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, а также учащимися, выполняющими новую для них работу.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по инструкциям по охране труда, разработанным с учетом требований стандартов ССБТ и основных вопросов инструктажа на рабочем месте. К этим вопросам относятся: общие сведения о технологическом процессе, оборудовании на данном производственном участке, об основных опасных и вредных производственных факторах при проведении процесса; принципы безопасной организации и содержания рабочего места; устройство оборудования и его опасные зоны, предохранительные приспособления и ограждения; системы блокировки и сигнализации; порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты); безопасные приемы и методы работы; действия при возникновении опасной ситуации; средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими; схема безопасного передвижения работающих по территории цеха (помещения); внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы, требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов; меры предупреждения пожаров, обязанности при возникновении пожаров, способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения и сигнализации, места их расположения.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Все рабочие после первичного инструктажа на рабочем месте и проверки знаний в течение 2 - 14 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работ) выполняют работу под наблюдением мастера или бригадира, после чего оформляется допуск их к самостоятельной работе. Последний фиксируют датой и подписью инструктирующего в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

Повторный инструктаж проходят все работники независимо от квалификации, образования и стажа работы не реже чем раз в полгода. (На работах повышенной опасности - один раз в три месяца.) Повторный инструктаж проводят с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии или бригады по программе инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводят при изменении правил по охране труда, изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; нарушении работниками требований безопасности, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару; перерывах в работе более чем на 30 календарных дней - для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда (в частности, связанные с перемещением грузов подъемно-транспортными машинами), , а для остальных работ – свыше 60 дней. Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии в объеме первичного инструктажа на рабочем месте.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне территории предприятия, цеха и т.д.); при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; при проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственно руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).

Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний путем устного опроса или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного и внепланового инструктажей лицо, их проводившее, делает запись в журнале регистрации на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину, вызвавшую его проведение.






Сейчас читают про: