Государственное управление в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайным ситуациям (ЧС), связанным с техногенными и природными бедствиями, посвящены отдельные разделы законов "Об охране окружающей природной среды", "О безопасности", "О чрезвычайных ситуациях", Закона "О пожарной безопасности". Основополагающим законом регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий является федеральный Закон "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В главе I "Общие положения" Закона разъясняются его основные понятия, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидаций ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Отдельная статья связана с обеспечением гласности и информации о ЧС. Глава II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ, а глава III - принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС. Глава IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС. Глава V связана с подготовкой населения к ЧС, глава VI - с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Весьма важны положения главы VП, касающиеся государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС. Глава VШ посвящена международным договорам по защите от ЧС.

Среди других законов необходимо отметить федеральные законы "О пожарной безопасности", "Об использовании атомной энергии", Закон РСФСР "О чрезвычайном положении" и Закон РФ "О безопасности".

Основным подзаконным актом по ЧС является Постановление Правительства РФ "О Российской системе предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), определяющее принципы управления ЧС. Среди других подзаконных актов отметим постановления МЧС и приказы штаба гражданской обороны РФ.

Нормативно-техническая документация включает в себя нормативные документы по охране окружающей среды, являющиеся основной при разработке средств защиты от разного рода аварийных ситуаций техногенного и природного характера, а также соответствующая документация по охране труда; используется при разработке средств индивидуальной защиты для спасателей, ведущих работы в зоне экологических бедствий, а также при пожарах и взрывах на производстве. Кроме того, к ней относятся СНиПы на создание и приемку убежищ и других защитных сооружений, документы штаба гражданской обороны (ГО), касающиеся создания инженерных сооружений ГО.

Основным видом нормативно-технической документации по ЧС является система стандартов "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" (БЧС) - 22 системы ГСС.

Основными целями комплекса стандартов БЧС являются:

- повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидаций ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

- эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Основными задачами комплекса стандартов БЧС является установление:

- терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;

- основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС; по организации ликвидации ЧС;

- уровней поражающих факторов воздействий, степеней опасности источников ЧС;

- методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;

- способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемых для этих целей.

Группы стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС, должны соответствовать приведенным в таблице 17.

В зависимости от характера стандартизируемого объекта стандарты комплекса БЧС подразделяют на виды:

Стандарты группы 0 устанавливают:

- основные положения (назначение, структура, классификация) комплекса стандартов;

- основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС;

- классификацию ЧС;

- классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности;

- номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

- предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

- основные положения и правила метрологического обеспечения контроля состояния сложных технических систем в ЧС.

Таблица 17

Номер группы Наименование групп стандартов Кодовое наименование
  Основополагающие стандарты Основные положения
  Стандарты в области мониторинга Мониторинг и прогнозирование
  Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства Безопасность объектов народного хозяйства
  Стандарты в области обеспечения безопасности населения Безопасность населения
  Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов Безопасность продовольствия
  Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений Безопасность животных и растений
  Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения Безопасность воды
  Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения Управление, связь, оповещение
  Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций Ликвидация чрезвычайных ситуаций
  Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей Аварийно-спасательные средства
10, 11 Резерв  

Стандарты группы 1 устанавливают:

- основные требования к мониторингу и прогнозированию ЧС;

- термины и определения в области мониторинга и прогнозирования;

- требования к мониторингу и прогнозированию техногенных ЧС;

- требования к мониторингу и прогнозированию природных ЧС;

- методы контроля и наблюдения за источниками и проявлениями ЧС;

- требования к техническим средствам мониторинга;

- методы прогнозирования природных ЧС.

Стандарты группы 2 устанавливают:

- общие требования к обеспечению безопасности объектов народного хозяйства;

- требования к обеспечению безопасности потенциально опасных объектов.

Стандарты группы 3 устанавливают:

- общие требования к защите населения в ЧС; - термины и определения в области защиты населения; - требования к средствам коллективной защиты; - требования к средствам индивидуальной защиты; - требования к средствам и способам эвакуации и расселения на селения в ЧС;

- требования к медицинским средствам защиты;

- способы и требования к средствам жизнеобеспечения населения в ЧС;

- требования к техническим средствам обучения населения действиям в ЧС;

- методы обеспечения защиты населения.

Стандарты группы 4 устанавливают:

- общие требования к обеспечению безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов;

- термины и определения в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов;

- способы и средства защиты продовольствия, пищевого сырья и кормов;

- требования к таре и упаковке для защиты продовольствия;

- методы контроля защитных свойств тары и защитных материалов;

- предельно допустимые концентрации, предельно допустимые уровни зараженности (загрязненности) продовольствия, пищевого сырья и кормов;

- методы и средства обеззараживания (дегазации, дезактивации, дезинфекции) продовольствия, пищевого сырья и кормов;

- способы и средства утилизации, захоронения зараженного (загрязненного) продовольствия, пищевого сырья и кормов.

Стандарты группы 5 устанавливают:

- общие требования к обеспечению безопасности сельскохозяйственных животных и растений в ЧС;

- термины и определения в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений в ЧС;

- способы и средства защиты сельскохозяйственных животных и растений в ЧС;

- методы и средства контроля зараженности (загрязненности) сельскохозяйственных животных и растений;

- предельно допустимые уровни зараженности (загрязненности) сельскохозяйственных животных и растений;

- способы и средства обеззараживания сельскохозяйственных животных и растений;

- способы и средства утилизации и захоронения пораженных животных, зараженных (загрязненных) сельскохозяйственных растений, отходов сельскохозяйственного производства.

Стандарты группы 6 устанавливают:

- общие требования к обеспечению безопасности водоисточников и систем водоснабжения в ЧС;

- термины и определения в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения;

- способы и средства защиты водоисточников и систем водоснабжения;

- предельно допустимые концентрации опасных веществ в воде;

- методы и средства контроля зараженности (загрязненности) воды;

- методы и средства обеззараживания воды.

Стандарты группы 7 устанавливают:

- общие требования к организации управления, связи и оповещения в ЧС;

- термины и определения в области управления, связи, оповещения;

- сигналы оповещения, знаки и указатели опасности;

- номенклатуру и классификацию технических средств управления, связи и оповещения;

- требования к техническим средствам управления, связи и оповещения;

- методы и средства кодирования информации;

- требования к техническим средствам информационно-техни­ческих систем.

Стандарты группы 8 устанавливают:

- общие требования к организации работ по ликвидации ЧС;

- термины и определения по ликвидации ЧС;

- требования к проведению неотложных работ в природных ЧС;

- требования к проведению неотложных работ в техногенных ЧС;

- требования к проведению неотложных мероприятий при биолого-социальных ЧС;

- требования к средствам и способы оказания медицинской помощи и эвакуации пораженных;

- требования к карантинным и другим ограничительным мероприятиям;

- требования к проведению неотложных спасательных работ.

Стандарты группы 9 устанавливают:

- номенклатуру и классификацию средств ведения аварийно-спасательных работ и обеспечения жизнедеятельности спасателей;

- требования к средствам ведения аварийно-спасательных работ и обеспечения жизнедеятельности спасателей;

- методы испытания аварийно-спасательных работ и обеспечения жизнедеятельности спасателей.

Все стандарты, входящие в комплекс БЧС, должны иметь заголовок "Безопасность в чрезвычайных ситуациях". Обозначение государственных стандартов комплекса БЧС состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору стандартов и технических условий (22), точки, номера группы по точке порядкового номера стандарта в группе и отдельных тире двух последних цифр года утверждения или пересмотра стандарта.

Организационно-методические вопросы действий в ЧС входят составной частью в соответствующие документы по охране труда и окружающей среды. Например, в "Правила охраны поверхностных вод", в "Правила охраны атмосферного воздуха", в "Положение о расследовании аварий зданий и строительных сооружений".

Государственное Управление в ЧС определено уже упоминавшимся Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, объединяющей общефедеральные, субъектов Федерации и местные органы управления исполнительной власти и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает систему мер предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС. Она включает в себя соответствующие организации, силы и средства и координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения.

ЕГСЧС включает в себя территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный.

Территориальные подсистемы ЕГСЧС субъектов РФ состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территори­альному делению.

Каждая территориальная подсистема (звено) предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и включает в себя координирующий орган - комиссию по чрезвычайным ситуациям (республиканскую, краевую, областную, районную, городскую, объектовую) и орган повседневного руководства (центр управления и дежурно-диспетчерскую службу), силы и средства функциональных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, а также специальные учебные заведения.

Конкретные структуры территориальных подсистем и их звеньев определяются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Задачи конкретных регионов, организация и порядок функционирования территориальных подсистем и их звеньев определяются положениями, утвержденными соответствующими органами исполнительной власти.

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению ЧС, защите жизни и здоровья людей, созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов, ликвидации ЧС на местном, региональном и федеральном уровнях.

В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее именуются - силы постоянной готовности). Силы постоянной готовности могут привлекаться Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Координация планов и мероприятий гражданской обороны с народно-хозяйственными планами производится в планах развития регионов и федерации в целом, а также в рамках федерального бюджета. Соответствующие расходы планируются по линии всех министерств, задействованных на ведомственном уровне управления чрезвычайными ситуациями, и прежде всего по линии МинЧС. Последнее ведомство выполняет координирующие функции при разработке планов и мероприятий гражданской обороны. Большую роль в этой работе играет межведомственная комиссия по ЧС, в состав которой входят большинство ведомств, осуществляющих управление ЧС на функциональном ведомственном уровне.

Паспортизация состояния сооружений ГО производится согласно СНиП 3.01.09-84 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений гражданской обороны и их содержание в мирное время". Наличие паспорта - обязательное условие эксплуатации сооружения. Указанный документ содержит подробную техническую характеристику систем вентиляции, отопления, энергоснабжения, водоснабжения, перечень измерительных приборов, инструмента, инвентаря, дату приемки сооружения в эксплуатацию, адрес, принадлежность к организации, ее адрес, назначение сооружения в мирное время и т.д. Паспорт составляется в 3-х экземплярах. 1 экземпляр хранится в убежище, 2-й - в службе убежищ объекта, 3-й - в штабе гражданской обороны области (города, района). Составителями паспорта являются администрация организации и штаб гражданской обороны, представители которых его подписывают.

Целевые и комплексные проверки к действиям в ЧС организуются штабами гражданской обороны совместно с администрацией предприятий и организаций. Извещение об этих проверках проводится заблаговременно. Работники подразделений получают соответствующий инструктаж от ответственных за организацию работы по действиям в ЧС. Те в свою очередь инструктируются в штабах гражданской обороны. При комплексных проверках, как правило, в одном из подразделений предприятия (организации) имитируются характерные для объекта ЧС. Например, взрывы, разливы токсичных рабочих тел, загорания и т.д. В полном объеме реализуются действия по эксплуатации работающих, по локализации масштабов аварий и катастроф техногенного и природного характера, по оказанию помощи пострадавшим, ликвидации последствий ЧС. При целевых проверках контроль ведется по одному из перечисленных выше направлений, но во всех подразделениях предприятия (организации). По результатам проверок издаются приказы, направленные на устранение выявленных недостатков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: