Реинжиниринг ЬП – это совокупность методов и действий, служащих для перепроектирования процессов в соответствии с изменившимися условиями внешней и внутренней среды и/или целями бизнеса.
Базовые правила, которых следует придерживаться в процессе проведения реинжиниринга:
- разработка последовательных пошаговых процедур для перепроектирования процессов;
- использование в проектировании стандартных языков и нотаций;
- наличие эвристических и прагматических показателей, позволяющих оценить или измерить степень соответствия перепроектированного процесса или функциональности заданным целям;
- подход к решению частных задач и к их совокупности должен быть системным;
- даже небольшое улучшение должно давать быстрый положительный эффект.
Реинжиниринг деловых процессов и функций начинается с пересмотра целей предприятия, его структуры, анализа потребностей внутренних пользователей и рынка, производимых продуктов и услуг (рис. 8.7).

Перепланирование целей и задач предполагает пересмотр политики предприятия и ответа на следующие вопросы:
- Какие новые вызовы предъявляют нам изменившиеся условия бизнеса?
- Что представляет собой предприятие сейчас, и что мы хотим от него в будущем?
- Каких именно потребителей мы обслуживаем, насколько мы удовлетворяем их требования и ожидания, и что нужно сделать для привлечения новых?
- Какие именно показатели определяют эффективность деятельности предприятия, производительность труда и качество продукта, является ли это определение полным и адекватным?
- Какие именно информационные технологии и средства помогут нам в этом?
Для ответа на эти ключевые вопросы необходимо в первую очередь провести детальное описание бизнес-архитектуры предприятия, его бизнес-логики, построить функциональную модель взаимодействия БП, ресурсов и персонала и отразить ее в архитектуре ИС, содержании модулей информационных подсистем и визуализации форм представления информации. Необходимо также иметь методики и инструменты реорганизации процессов, решения прикладных задач и управления проектом реинжиниринга (рис. 8.8).
Описание бизнес-архитектуры позволяет:
- построить схему основных потоков данных, работ, движения финансов и документов;
- понять, как информация распределяется между подразделениями, и кто является конечным пользователем в том или ином БП;
- описать взаимодействие процессов и модулей ИС;
- определить критическую важность видов информации для конкретных уровней управления предприятием;
- выявить дублированные структуры и связи.

Рис. 8.8. Базовая основа улучшения процесса
Результатом такого описания является:
- уточненная карта сети процессов;
- матрица взаимосвязей процессов и подразделений, вовлеченных в эти процессы;
- информация о том, какие системы автоматизации существуют, при выполнении каких операций применяются, где и какие данные используются, какие системы автоматизации и информатизации необходимо разработать;
- функциональные схемы потоков данных (Data Flow), работ (Work Flow), финансовых потоков (Cash Flow), потоков управленческих воздействий (Control Flow) и документооборота (Doc Flow).
Функциональная модель поможет составить точные спецификации всех операций, процедур и взаимосвязей между ними. Такая модель, если она построена правильно, обеспечивает исчерпывающее описание функционирующего процесса и всех имеющихся в нем потоков информации. Эта модель описывает состояние "Как есть" (As Is). По результатам анализа возможных путей улучшения от реальной модели нужно перейти к модели, характеризующей улучшения: модель "Как будет" (As To Be), вариант "Как должно быть" (рис. 8.9).

Рис. 8.9. Схема реинжиниринга бизнес-процесса
Функциональное моделирование является достаточно серьезной проблемой. Его полнота и соответствие построенной модели зависят как от средств моделирования, так и от квалификации специалистов, выполняющих это моделирование.
Реинжиниринг БП является сложным и многоаспектным проектом, требующим тщательного планирования и проработки деталей. В таблице 8.1 показаны основные этапы реинжиниринга.
| Этап | Мероприятия |
| Планирование и начало работ | Выявление главных причин проведения реформы на предприятии и оценка последствий отказа от такой реформы |
| Выявление важнейших процессов, требующих реинжиниринга | |
| Выявление единомышленников среди руководства и создание рабочей группы из представителей администрации | |
| Обеспечение поддержки проекта руководством | |
| Подготовка плана проекта: определение объема, обозначение измеримых целей, выбор методологии, составление подробного графика | |
| Согласование целей и объемов проекта с руководством | |
| Формирование группы реинжиниринга | |
| Выбор консультантов или внешних экспертов | |
| Проведение вводного совещания | |
| Доведение целей проекта до руководителей низшего звена; начальное информирование всей организации | |
| Обучение группы реинжиниринга | |
| Подготовка плана и начало работ | |
| Исследования | Аналитическое исследование опыта компаний с подобными процессами |
| Опрос клиентов и контрольных групп для выявления существующих и будущих требований | |
| Опрос служащих и руководителей для выявления вопросов; мозговой штурм | |
| Поиск в литературе и прессе данных о тенденциях в отрасли и о чужом опыте | |
| Оформление подробных документов на исходные процессы и сбор рабочих данных; выявление недоработок | |
| Обзор изменений и вариантов технологий | |
| Опрос владельцев и представителей руководства | |
| Посещение кружков и семинаров | |
| Сбор данных от внешних экспертов и консультантов | |
| Проектирование | Мозговой штурм и выработка новаторских идей; упражнения по творческому мышлению, чтобы "снять шоры" |
| Проработка сценариев "а что, если?" и применение "шаблонов успеха" других компаний | |
| Создание при помощи специалистов 3-5 моделей; разработка комплексных моделей, в которых собрано лучшее от каждой из предыдущих | |
| Создание картины идеального процесса | |
| Определение моделей нового процесса и их графическое представление | |
| Разработка организационной модели в сочетании с новым процессом | |
| Определение технологических требований; выбор платформы для новых процессов | |
| Выделение краткосрочных и долгосрочных мер | |
| Утверждение | Анализ затрат и преимуществ; расчет прибыли на капитал |
| Оценка влияния на клиентов и служащих; оценка влияния на конкурентоспособность | |
| Подготовка официального документа для высшего руководства | |
| Проведение обзорных совещаний для ознакомления и утверждения деталей проекта оргкомитетом и высшим руководством | |
| Внедрение | Завершение подробной разработки процессов и организационных моделей; определение новых рабочих обязанностей |
| Разработка систем поддержки | |
| Реализация предварительных вариантов и первичные испытания | |
| Ознакомление работников с новым вариантом; разработка и осуществление плана реформы | |
| Разработка поэтапного плана; внедрение как таковое | |
| Разработка плана обучения; обучение работников новым процессам и системам | |
| Последующие мероприятия | Разработка мероприятий по периодической оценке; определение итогов нового процесса; внедрение программы непрерывного совершенствования нового процесса |
| Предоставление окончательного отчета оргкомитету и администрации |






