Формы организации брака и семьи

Вступление в брак и создание семьи – сегодня настолько заурядное явление, что кажется, будто так было всегда. Однако история возниконовения моногамной семьи насчитывает тысячилетия..

Моногамия – парный брак.

Полигамия -2 формы: полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество)

Каждая культура порождает определенную нормативную модель семьи: ее состав, статус каждого члена семьи, обуславливающий его права, обязанности и поведение в целом. Поскольку культура и менталитет народа часто отражается в религии, В.Н. Дружинин рассматривает типы семей на основе сравнения их моделей в мировых религиях. Он выделяет следующие типы:

- языческая семья: дети находятся в подчинении родителей, родители равноправны, но отношения между ними неоднозначны, включая и борьбу (поскольку мужские и женские божества также равноправны и находятся в противоборстве).(3*);

- дневнееврейская семья: четкое различение власти мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначение женщины – вынашивать и рожать детей, помогать мужу во всех его делах. Все решения принимаются мужчиной. Во внутрисемейных ситуациях женщина «добивалась своего» средствами капризов, гнева и т.п., хотя идеалом всегда оставалась покорная женщина.

- христианская модель семьи: как отмечает В.Н. Дружинин,христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную»божественную» и реальную земную. «Идеальая» христианская семья включает: Отца, сына и мать (богородицу).она строится на основе принципа власти – совмещение ответственности и доминирования. Иерархия по шкале «доминиорования – подчинения» такова: отец, сын, мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец, мать, сын.. Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение ее в сферу психологической близости. Земная семья (в библейском придании – это Исус., Дева Мария и Иосиф). – это классический вариант детоцентристской семьи. Нашкале ответственности за семью члены ее располагаются в следующем порядке: отец, мать, сын. На шкале доминирования: сын – мать – отец (по принадлежности к божественной сути). Психологически Мария ближе к сыну и сын к матери, чем оба – к отцу.

Таким образом, христианство разделяет отца-воспитателя, несущего отвтественность за семью, прежде всего, за ребенка. и отца духовного, (Бог-отец).

В целом,семья отражает характер, уровень и особенности общественного строя (пример – домострой, советская семья, современная семья).

Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. В.С. Торохтий, обобщая результаты исследований, отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:

- по количеству детей: бездетная, однодетная, многодетная (разобрать примущества и недостатки каждой);

- по составу: нуклеарная и расширенная, неполная, семья повторного брака;

-по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные (некоторыми авторами выделяются эгалитарные, традиционные, эксплуататорские);

- по семейному укладу: семья- «отдушина», семья детоцентристкого типа, семья типа спортивной команды или дискусионнного клуба, семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

- по однородности социального состава: гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

- по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, старшего супружества, пожилые супружеские пары;

- по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчвая, нестабильная, дезорганизованная (некоторые авторы – функциональная, дисфункциональная);

- по географическому признаку: городская, сельская;

- по особым условиям семейной жизни: студенческая, «дистантная», «внебрачная»;

-по состоянию психологического здоровья: здоровая, невротическая, виктимогенная.

В значительной мере определяющим успешность будущих семейных отношений выступают мотивы вступления в брак.

Мотивы, как правило ведущие к дисфункциональности семьи

- бегство от родителей;

- долженствование (вступление в брак из чувства долга);

- одиночество;

- следование традиции (брак –инициатива родителей);

- престиж, поиск материальных благ;

-месть.

Если в основу положить мотивы вступления в брак, можно выделить следуюшие наиболее распространенные формы брачно-семейных отношений:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: